февраль 2001г

 2001 год - год Достоевского

БИТВА ЗА ХРИСТА
Иеромонах Андрей Ткачев 

"Битва за Христа" - так можно назвать жизнь и творческую деятельность Федора Михайловича Достоевского. Лик Христов потемнел, и Имя Его похулили. "Кого пошлю, и кто пойдет к людям сим?" - вопрошает Господь. "Вот я, пошли меня" (Ис. 6,8), - вслед за пророком Исайей повторил писатель. Проповедь Достоевского не догматическая и не катехизическая. Она - особенна.
Особенность проповеди Достоевского можно понять из жития старца Паисия Агиорита (1924-1994), а именно из происшествия, случившегося с Паисием в детстве.
Молясь однажды в лесу, он (тогда еще не монах) встретился с ученым человеком, агрономом, который в беседе с ребенком назвал религию "выдумкой попов". "Бога нет. Мы произошли от обезьяны, а Христос был простым человеком", - закончил агроном. "Этот губительный помысл, - говорил старец, - повлиял на мою невинную тогда душу, наполнив ее черными облаками. "Может быть, - говорил мне один помысл, - Бога нет и я напрасно верю в Него". Измученный, расстроенный и пришедший в полное отчаяние, я просил, чтобы Христос, если Он есть, что-нибудь мне показал, дабы я поверил. Но ответа не было. Измученный таким состоянием, я присел отдохнуть. В эту же секунду в мою душу вошел исполненный ревности к Богу добрый помысл и сказал мне: "А ну-ка, встань! Христос, пришедший на землю, не был ли самым лучшим и самым благим из живших когда-либо? Не нашлось ни одного человека, который бы увидел в Нем какое-то зло. Посему, Бог Он или нет, меня это не касается. Поскольку Он самый лучший из живших на земле... постараюсь, насколько смогу, стать похожим на Него... А если понадобится, то ради такой Его благости я и жизнь свою отдам за Него" (Цит. по газете "Ионинский листок", № 27 (41), 2000).
Какую "египетскую, густую тьму" может навести на душу человека подобный помысл, известно каждому. Время Достоевского - это время, когда и страницы газет, и мысли людей, и их разговоры, и, кажется, сам воздух все более пропитывались ядом неверия и хулы. Белинский обрушивался на христианство и говорил, что родись Христос в их время, то и Он бы стушевался при виде науки и "двигателей человечества". Другие, напротив, считали, что Христос примкнул бы к социалистам и встал во главе их. А каждый мало-мальски образованный "агроном" спешил заявить, что "Бога нет и что религию придумали священники".
"Благой помысл", пришедший к Паисию, а именно: "Христос - самый лучший из живших когда-либо" - это тот самый помысл, который озарил сердце Достоевского еще на каторге. Достоевский говорил, что если бы ему доказали, что Христос и истина - не едины, то он согласен был бы остаться со Христом, без математически доказанной истины.
"Христос есть вечный нравственный идеал человечества" - громогласно и "со властью" провозгласил писатель, и слово это стало разгонять "черные облака" в тысячах сердец.

+ + +

Почто ты, человече, Меня оставил? 
Почто тебе Возлюбившего отвратился?

Так начинается слово Святителя Тихона Задонского "Христос грешную душу к Себе призывает". Это слово Святителя Тихона (которого особенно любил Достоевский и которого называл "сокровище души моей") удивительно созвучно проповеди писателя:

Добра ли себе хочешь? Всякое добро у Мене.
Блаженства ли хочешь? Всякое блаженство у Мене.
Благородства ли хочешь? Что благороднее Божия Сына и Девы?
Высоты ли хочешь? Что выше Царя Небесе?
Богатства ли хочешь? У меня всякое богатство.
Премудрости ли хочешь? Я - Премудрость Божия.

По мысли Святителя Тихона и Ф.М. Достоевского, все жгучие вопросы современности разрешаются, всякий темный угол озаряется светом не на пути мятежей и революций и не экономической мудростью, а - во Христе и в Его Церкви. Христос и Его Церковь - вот источник мудрости, богатства, силы для человечества. Прочие источники - сухи и безводны. Прочие пути - пути в погибель. 
Это - кратко выраженная суть проповеди Ф.М. Достоевского.

+ + +

Как в древности Израиль отпадал от Господа-Благодетеля, так и христианские народы отпадают от Создателя. В каждом поколении находятся лжепророки, указывающие на золотого тельца со словами: "Вот бог твой, Израиль". Массовое помрачение умов подвигло людей искать счастья, правды, свободы вне Бога. В истории этих отпадений русский народ занимает особое место.
Русский народ, некогда всецело преданный Православию, никаких более духовных сокровищ не имеющий, увлекся чужими идеями. Идеи социализма, земного рая, этой "новой Вавилонской башни", для Запада - родные. Запад зачал, выносил их и с болью разродился бунтами и революциями. А вот Россия, сохранившая в сердце своем Христа, в простоте своей впитала яд новых учений и стала дважды повинной: во-первых - как изменившая Православию, во-вторых - как присоединившаяся к сообществу строителей "нового Вавилона".
Но "не всегда будет мрак, где он теперь огустел". Достоевский, глубоко веривший в русский народ, соединял эту веру с верой в Святую Апостольскую Церковь и предчувствовал для России великое будущее.
Как и "великий мирянин XIX столетия" - Алексей Степанович Хомяков, Достоевский созерцал духовную красоту и величие Православной Церкви.
Запад агонизирует и безумствует. Прежде бывший "страной святых чудес", ныне он стал землей, где, как говорит князь Мышкин, "христиане есть, а Церкви - нет". Не просто образ Христа, но и Невеста Его, т.е. Церковь, занимает первое место в мыслях писателя. Достоевский глубоко соприкасается с идеями Гоголя, который впервые открыл Церковь как главное сокровище русского народа. "Наша Церковь, - говорил Гоголь, - одна разрешить способна у нас все проблемы и противоречия". Достоевский же пророчествует, что не только у нас Церковь несет исцеление, но и всему миру дает шанс обрести Истину. Христос Истинный бережно сохранен в Православии. Проповедь истинного (даже (!) "русского") Христа, которого на Западе не знают (Мышкин), - есть наше всемирно-историческое призвание. Это "новое слово", имеющее прозвучать.

+ + +

Достоевский ободряет нас. Он вселяет радость и уверенность в душу читателя, особенно - русского читателя. При этом писатель не льстит нам, не боится укорять и обличать нас. Его любовь не останавливается перед жестоким словом: "Русский народ в Православии хорош, а без Православия - дрянь".
Ощущение обретенной истины не покидает душу, содрогнувшуюся и умилившуюся над страницами его романов.
Тонкий ценитель искусства, Достоевский часто обращался к живописи как к выразительнице вечных и глубоких идей. Одна из известных картин Нестерова, кажется, как нельзя лучше иллюстрирует творческую интуицию писателя и поясняет его слова, обращенные к нам.
Как на этой картине, Русь предстоит Христу. Лапти, длинные бороды, ветхие одежды; дети, старики, женщины... За спиной Спасителя - Никола Угодник, батюшка Сергий, Егорий-воин. А дальше - куда хватит глаз - заснеженные просторы.
"Край ты мой долготерпенья, край ты русского народа..." Это незаполненное людьми пространство картины оставлено Нестеровым как пророчество. Пространство должны заполнить мы.

Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь Небесный
Исходил благословляя.

Поспешим же занять свое место среди предстоящих и молящихся. Поспешим, потому что в этом всенародном "Мариином стоянии" и наше спасение, и миру - обновление. А склонившись перед Спасителем в земном поклоне, не забудем помолиться о душе Раба Божьего Феодора, раньше нас вернувшегося на духовную Родину и многим идущим вслед путь показавшего.

г. Львов