январь 2001г

 Православный паломник

КУПЕЛЬ НАШЕГО КРЕЩЕНИЯ
А. В. Полушин

"Таврический Херсон! Отсюда пришло к нам благочестие!" - воскликнул князь Потемкин в письме Екатерине II. 
Здесь, на месте древнего Херсонеса, охватывает чувство, что ты на пороге разрешения загадки - что же такое жизнь? Беспредельное море, граничащее со строениями, сложенными рукой человека еще 15 веков назад, создают щемящее ощущение вечного и преходящего одновременно. Страшись, ничтожный человек, видя, как уходят дни твои! И бесплодны все попытки, затаив дыхание, остановить течение времени. Время неумолимо. Руины молчат. Волны накатывают одна за одной. Глядя на них, с грустью осознаешь, что познать Вселенную и все ее законы невозможно. В целом знания о ней не умещаются в уме человека. А отрывочные имеют ли смысл? Значит, остается познать себя, познать законы своей жизни, ответить на вопрос: для чего ты живешь? И это может превратиться в неразрешимую или противоречивую загадку, если не услышать главное, что дано в Евангелии: Бог есть любовь! Через любовь может раскрыться тайна бытия. Распахнется сердце, войдет благодать, обнимется мир, и ты станешь его частью. Любовь - вот высшее познание человека, осмысляющее и оживотворяющее все вокруг.

+ + +

Херсонес - античный город, основанный еще в V веке до нашей эры, - пережил владычество Рима и соперничество Боспора. Из-за политики римских императоров, ссылавших сюда вольнодумцев и государственных преступников, город действительно представлял собой очень необычное зрелище. Его наполняли философы и актеры, воины и грозные стражи закона. Отдаленная крепость одновременно была и центром культуры.
Сослан был сюда и третий Папа Римский Климент. (Святителя рукоположил в епископы сам апостол Петр). Осужденный на труд в каменоломнях за отказ принести жертву языческим богам, святой Климент открыто проповедовал Христа и значительно умножил число христиан в Херсонесе. Уже в I веке по Рождеству Христову здесь возникло около 75 церквей. За непрекращающиеся проповеди святой Климент был утоплен в море с якорем на шее. С тех пор якорь - символ надежды христиан. А море каждый год в день мученической кончины святого отступало, открывая место его гибели глазам сотен верующих. Еще до Климента в Херсонесе благовествовал апостол Андрей. Вернувшись во Фракию, он основал христианскую Церковь, которой суждено было стать крупнейшей Православной Церковью, - Константинопольскую.
Так незримой духовной нитью оказались сплетены народы Греции и России еще задолго до святого князя Владимира. И Херсонесу суждено было стать сакральной точкой в этом сплетении, символом заката второго Рима и восхода Рима третьего. В IV веке здесь обрели мученические венцы семь епископов-миссионеров: Ефрем, Василий, Евгений, Агафадор, Елпидий, Еферий и Капитон. Последний, дабы обратить в христианскую веру язычников, вошел в горящую печь, устроенную для обжигания извести, и, пробыв там довольно долго в молитвенном положении, вышел из огня невредимым. Чудо это поразило всех, и множество народа крестилось от рук епископа.
В VII веке в Херсонес был сослан святой Мартин Исповедник, а в IХ - здесь побывали святые солунские братья Кирилл и Мефодий.
"В лето 988 года пошел Владимир с войском на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе… и сражались крепко горожане", - пишет летописец в "Повести временных лет". Тем не менее Херсонес, стойко выдерживавший натиск варваров на протяжении всей своей истории, не устоял перед русским князем. Но победа оказалась странной: грозный завоеватель крестился, приняв веру побежденных.
Взятие Херсонеса стало для Владимира победой прежде всего над самим собой. Легко ли язычнику, привыкшему услаждать свою плоть и властвовать над другими, отказаться от привычного образа жизни? О том, что князь принял веру искренне и всей душой, говорит и тот факт, что, вернувшись в Киев, он раздает всем нуждающимся еду и деньги. Летописец свидетельствует: "Удивляться можно, сколько добра сотворил он Русской земле, крестив ее. Мы же, христиане, не воздаем почестей, достойных его деяния".
Эти слова сказаны как будто о нас с вами. В ходе археологических раскопок на территории Херсонеса и его округи открыто около 100 средневековых христианских храмов и 20 монастырей. Но из всех открытых к полнокровной церковной жизни возвращены единицы. Судьба самого главного христианского сооружения Херсонеса, собора святого равноапостольного князя Владимира, не менее печальна, хотя он построен в 1891 году и исчезнуть и лица земли просто не успел. Ущерб, нанесенный собору в годы Великой Отечественной войны, не так уж и значителен. И все же реставрация собора, под предлогом которой из храма была изгнана община УПЦ Московского Патриархата, похоже, стала непосильной ношей для украинских и крымских властей. О нем вспоминают только накануне каких-либо выборов или юбилеев, закладывают капсулы, произносят речи, начинается какое-то шевеление на стройке. На этом все и заканчивается.
Между тем посещение национального заповедника "Херсонес Таврический" давно уже стало платным. Куда идут эти деньги, для Украины не малые? Никого, кажется, не смущает тот факт, что большинство посетителей, заплатив за вход, прямиком направляются на пляж... К их услугам открыты два бара. Для особо избранных - яхт-клуб. Зато на жизнь небольшой монашеской общины хозяева заповедника поглядывают с нескрываемым подозрением.
Настоятель Владимирского собора иеромонах Паисий вспоминает: "Мы проводили богослужение в храме Семи священномучеников Херсонесских. Вдруг оно было нарушено громкой музыкой: прямо за алтарем устроили показ мод. Полуобнаженные девицы разгуливали по подиуму под крики толпы. Мы решили продолжить службу на территории древнего храма, где в то время не было посторонних. После этого нам от руководства музея было высказано немало нареканий. Оказывается, мы должны были получить особое разрешение на проведение богослужения в другом месте". А ведь Херсонес прежде всего - христианская святыня. Но очень трудно доказать это считающим себя "хранителями древности". Кстати, именно монахи в прошлом веке начали вести здесь археологические раскопки. Для нас это место свято, и мы бы смогли его сохранить". 
Однако свято место пусто не бывает. И вот на территорию древнего Херсонеса уже повадился преданный анафеме Русской Православной Церковью лидер украинских раскольников Филарет? 
Как тут не вспомнить слова преосвященного Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического, сказанные им в 1854 году: "Кто не знает, что у врагов наших одно из самых задушевных желаний теперь состоит в том, чтобы каким бы то ни было образом отторгнуть здешнюю страну от состава России? Это было бы, по собственному признанию их, верхом их успеха против нас. А мы в это самое время, как бы в ответ на их безумную дерзость - полагаем ныне здесь основание храму во имя святого Владимира!".
Если Украина и власти Крыма сегодня не в силах восстановить собор святого Владимира в Херсонесе, может, за это дело должна взяться Россия? Ведь именно здесь находится купель нашего общего Крещения. Настоятель собора, отец Паисий, предлагает создать общественный совет по возрождению храма, куда должны войти выдающиеся граждане России, Крыма и Украины. Будем надеяться, что это поможет оплатить священный долг перед памятью святого князя Владимира.