январь 2001г

 Укрепление веры

ЛИК ХРИСТА НА КАМНЕ

В канун 2000 года в труднодоступных скалах Нижнего Архыза, что в Карачаево-Черкессии, обнаружилась изумительной красоты икона высотой в человеческий рост. Почти год происшедшее держалось в тайне...

Легенда о существовании удивительной наскальной иконы в здешних местах передавалась из поколения в поколение. Один из жителей поселка Ермоловка утверждает, что видел Спаса в годы Великой Отечественной войны. Другие говорят, что икону нашли еще до основания здесь Александро-Афонского мужского монастыря, существовавшего с 1889-го по 1924 год.
Веками икона таилась от посторонних глаз в скальном гроте на высоте свыше 150 метров. От дождя и снега ее оберегает массивный каменный "козырек". Если провести прямую линию вниз, то мысленный вектор прямо укажет на один из трех самых первых в России - крестово-купольный храм Нижнего Архыза, крупнейшего религиозного центра Древней Алании, который в средние века разрушили войска Тамерлана. 
Лик Спасителя открывается не всем, оттого и получил свое нынешнее название - "потаенная икона". Одни в растерянности осматривают и даже безрезультатно ощупывают скалы. Другие застывают на месте - перед ними "оживает" камень и появляется лик Спаса.
Первыми икону случайно заметили братья Сергей и Анатолий Варченко, жители станицы Зеленчукской. Точно установил ее местонахождение старший научный сотрудник Карачаево-Черкесского историко-культурного и природного музея-заповедника из поселка Нижний Архыз Анатолий Демаков. 
У иконы есть еще одно замечательное свойство - объемность. Как удалось это неизвестному художнику, остается только гадать. Достоверно известно одно: икона написана красками, при этом искусно использован и рельеф поверхности. Терновый венец или след от него - это скальная трещина.
До сих пор не определено, какой материал использовал безымянный мастер - яичную темперу или минеральные краски. Но очевиден недюжинный талант иконописца, - если, конечно, это чудо сотворила человеческая рука. Поначалу были споры о том, кто же изображен на иконе: Иисус Христос или Иоанн Предтеча? Сейчас уже не сомневаются, что это Спас. Слева найдены почти стершиеся буквы "IC"; справа, где можно было ожидать символы "ХC", скальная порода разрушилась.
Тайна появления наскальной иконы здесь, в районе раннего христианского некрополя (вокруг много древних захоронений), пока до конца не разгадана. Скорее всего, Спасителя писал профессиональный иконописец из Византии. Искусствоведы утверждают, что письмо - византийское. Ведь христианство сюда пришло из Византии уже в VII веке нашей эры.
Предполагается, что многослойное изображение на грунте появилось в период с IX до начала XV века. Точно дату взялся установить столичный Институт культурных и природных исследований.
Вполне вероятно, что Спас находится в древней скальной часовне, где тайно молились верующие одной из первых христианских общин. В этом случае - открыт самый древний в России христианский храм. 
Паломнику, отважившемуся в пору дождей покорить 70-градусный склон скалы, зигзагами поднявшемуся на сотни метров вверх по мокрой горной почве, приходится преодолевать почти ползком каменные осыпи, срывающиеся вниз. И вот - его встречают всевидящие, огромные глаза Спасителя. Строгим, скорбным взглядом он взирает на нас, грешных...
Икону и смельчака разделяют всего полтора метра смотровой площадки. Позади - обрыв...
Самые потаенные уголки души в полном смятении. Постепенно успокаиваешься. С благоговением глядишь на мягкие очертания лба Сына Божьего, Его бровей, удлиненного тонкого носа, отмечаешь светотени на волосах, бороде, усах. Удивляешься аскетизму Облика. Все пронизано неизъяснимым светом. От изображения исходят величие. Оно удивительно похоже на лик Господа нашего Иисуса Христа, запечатленный на Туринской плащанице.
Неизвестный гениальный художник пропустил краски на определенную глубину, и они, подобно роднику, создают объемное восприятие Образа, который становится многомерным. 
Откуда такое редкое изображение Христа - в горах?
По древним преданиям, Кавказ посетили после вознесения Христа пять святых апостолов: Андрей Первозванный, Матфей, Варфоломей, Иуда Фаддей, называемый Левием, и Фаддей. Они заложили основу христианства на Кавказе. Первые христиане Северного Кавказа начинают летосчисление с проповедей здесь Андрея Первозванного. Он путешествовал по этим предгорьям, посещал древние поселения. Они располагались на берегах Большой Лабы, Урупа, Большого и Малого Зеленчуков, на Теберде, в верховьях Кубани. Верующие люди доверили охрану своих первых храмов Святому образу Спасителя. Среди скал над Большим Зеленчуком нашли площадку для изображения Христа. Поручили это дело неизвестному иконописцу, видевшему подлинное изображение Спасителя на убрусе.
Предание о Нерукотворном образе Господа нашего Иисуса Христа сохранилось на греческом и сирийском языках. Первые его следы относятся к II-III векам нашей эры. Примерно в 31-32 году по Рождестве Христовом эдесский царь Авгарь Укхомо послал письмо Иисусу Христу в Иерусалим, прося его прибыть в Эдессу и исцелить его от проказы. Христос направляет в Эдессу апостола Фаддея, которые исцеляет царя. Благодарный Авгарь посылает живописца, чтобы написать с Христа портрет. Но у искусного живописца Анании портрет не получался: словно некий свет, идущий от Иисуса, мешал художнику уловить Его черты. Тогда Господь попросил чистый плат (по-древнегречески убрус) и, умыв лицо, отер его этим платом, на котором чудесно отпечатался Его лик. Так возник Нерукотворный образ. По другому преданию, именно от Убруса исцелился Авгарь и в благодарность за свое выздоровление приказал набить плат на "доску негниющу" и поместить его в нише над вратами города, убрав оттуда языческого идола. Через некоторое время Авгарь и его подданные приняли христианство.
Эдесский Убрус в середине X века был перенесен в Константинополь, и в память об этом событии был установлен церковный праздник, известный под именем Нерукотворного Спаса (16 августа по ст. ст.). В Константинополе образ был поставлен в церкви Богоматери Фаросской и занесен в число реликвий Византийской империи, которые выносились и показывались народу только в назначенные дни. После захвата византийской столицы крестоносцами в 1204 г. Эдесский Убрус таинственно исчез. По утверждению некоторых источников, он был в конце концов вывезен в Италию и находится в Риме. По другим, Нерукотворный образ исчез в пучине морской во время переправы его в Венецию. Может быть, Господь явит милость и принесет его нам по волнам, как принесен был Иверский образ Божией Матери?
На основе Убруса складывается иконописный канон, донесший до нас подлинные черты Иисуса Христа. В XIII в. патриарх Константинопольский Герман II написал богослужебный канон в честь Нерукотворного образа и празднование ему перешло из Византии в Россию, как видно из древних месяцесловов.
Начиная с XII века в русской иконописи складывается особый канон изображения Спаса Нерукотворного. Этот образ часто помещался над вратами древнерусских крепостей, золотом вышивался на воинских стягах. В нем видели защитника от внешнего врага. И это было не случайно.
Согласно переписке, которая, по преданию, состоялась между Христом и эдесским царем, считалось, что Эдесса находится под особым покровительством Спасителя, город защищен святым Убрусом и недоступен для врагов. Нижний Архыз пал под ударом Тамерлана в конце XIV века, но не является ли чудесное обретение Спаса на камне в последний год второго тысячелетия свидетельством того, что образ, переставший быть на страже духовных и реальных границ Второго Рима, встал на защиту Рима Третьего - Православной России? И не есть ли это указание тем силам на Северном Кавказе, что жаждут разорвать Россию на куски: "Смиритесь!"?
Крутым склоном мы спускаемся вниз, к реке, ее шум становится все сильнее, иногда заглушая даже стук сорвавшихся камней. Скальная ниша исчезает из поля зрения мгновенно, скрываясь за ветвями молодых деревьев, устремленных ввысь, к солнцу. Так и человек блуждая в темноте моря житейского, неизбежно должен идти на свет, свет Христианства, дарующий смысл жизни.
По единодушному мнению иеромонаха Оптиной пустыни Пахомия, отца Николая, настоятеля строящегося храма в станице Прочноокопской, и отца Виктора Плотникова, настоятеля небольшой Ильинской Церкви в Нижнем Архызе, в явлении Спаса Нерукотворного следует усматривать Божие знамение, свидетельствующее о возвышении Православия в России после многих десятилетий безбожия и богоборчества. Отныне Архызский образ станет святыней не только христиан Кавказа и России, но и всего Православного мира.

Ольга ТОКМАКОВА, Алексей Николаевич ЖИГАЙЛОВ, Сергей Николаевич МАЛАХОВ
Фото А.Н. ЖИГАЙЛОВА