ПОЧЕМУ СТАРЫЙ СТИЛЬ ТОЧНЕЕ НОВОГО
В. А. Губанов
"Думаю, что культурная миссия России по этому вопросу состоит в том, чтобы еще несколько столетий удержать в жизни юлианский календарь и чрез то облегчить для западных народов возвращение от ненужной никому григорианской реформы к неиспорченному старому стилю."
Профессор В.В.Болотов
Современный гражданский календарь, коим пользуются ныне, был введен в 1582 году по указу Римского папы Григория и потому он называется григорианским календарем, или новым стилем. А исчисление, которое теперь называют старым стилем, было введено по совету астронома Созигена при Иулии Кесаре (Юлии Цезаре) в 46-45 году до Рождества Христова, и потому оно называется иулианским (или юлианским), старым стилем.
Утверждают, что старый стиль ныне отстает от нового стиля на 13 дней. А может быть, новый стиль спешит? Давайте проверим, и мы увидим, что, действительно, старый стиль точнее нового стиля, и притом точнее именно по данным астрономии.
Когда в России обсуждалось, ввести ли григорианский календарь для гражданского обихода, то на заседании Комиссии Русского астрономического общества в 1899 году по вопросу о реформе календаря профессор Василий Болотов, выражая общее мнение, сказал:
"Григорианская реформа не имеет для себя не только оправдания, но даже извинения... Никейский Собор не постановлял ничего подобного" (журнал 4-го заседания), и еще сказал он: "Сам я отмену юлианского стиля в России нахожу отнюдь нежелательною. Я по-прежнему остаюсь решительным почитателем календаря юлианского. Его чрезвычайная простота составляет его научное преимущество перед всякими другими календарями исправленными. Думаю, что культурная миссия России по этому вопросу состоит в том, чтобы еще несколько столетий удержать в жизни юлианский календарь и чрез то облегчить для западных народов возвращение от не нужной никому григорианской реформы к неиспорченному старому стилю" (журнал 8-го заседания).
Отчасти эти слова оказались пророческими: григорианский календарь оказался ненужным, и теперь ученые хотят заменить его или исправить. Новый стиль уже устарел! Не случайно польский астроном Николай Коперник, хотя и был ревностным католиком, отказался от замены старого стиля на новый и от участия в составлении этого нового календаря, справедливо считая, что астрономия не располагает достаточной точностью для установления нового времяисчисления. И это верно и по сей день.
О точности иулианского календаря
Все календари точны относительно, не имеют совершенной точности. И все же по всему предпочтительнее старый стиль, иулианский календарь, коим пользуются в Церкви для расчета пасхалии, и отмечают праздники "неподвижного круга".
Ученый Сергей Куликов в своей работе "Календарная шпаргалка" говорит: "Григорианский календарь тоже неточен. Абсолютно точный календарь создать невозможно". В другой своей работе ("Нить времен. Малая энциклопедия календаря...", 1991 г., стр. 6) он утверждает: "Вообще говоря, из существующих календарей самый простой - иулианский. Сейчас его область применения сильно ограничена: он используется Православной Церковью и жителями небольших областей Земли... Но из-за своей простоты (и стройности!) он до сих пор применяется также в науке при подсчете юлианских дней и в пересчете дат лунного и лунно-солнечного календарей". Итак, наш иулианский календарь применяется в науке, - научно он более точен, нежели григорианский календарь.
В книге астронома И. А. Климишина "Календарь и хронология" (1985 г., стр. 56) есть добрый отзыв о старом стиле: "Привлекательной стороной юлианского календаря является его простота и строгая ритмичность смены простых и високосных годов. Каждый промежуток времени в четыре года насчитывает (365 + 365 + 365 + 366) 1461 день, каждое столетие - 36525 суток. Поэтому он оказался удобным для измерения длительных интервалов времени".
Итак, мы видим добрые мнения астрономов о старом стиле иулианском, которым они пользуются сегодня. В любом астрономическом календаре или астрономическом ежегоднике, изданном в любой стране мира, на любом языке, в любом году, вы увидите счет дней по "юлианским дням" - JD.
Чтобы закрепить весеннее равноденствие за двадцать первым числом месяца марта, хотя этого и не требовалось, папа Римский повелел выбросить из счета дней "накопившиеся", в кавычках, со времени 1-го Никейского Собора якобы "лишние" 10 суток, и это стало существеннейшим недостатком григорианского календаря: в нем нарушен непрерывный счет дней. Другой недостаток: по новому стилю уничтожаются три високоса в четырех столетиях. Все это сделало невозможным вести по нему точные вычисления. Поэтому новым стилем и не пользуются в Церкви, и в исторической хронологии, и в астрономии - там, где требуются точные математические расчеты, - а пользуются иулианскими днями.
"Недостатком григорианского стиля является его ненужная сложность, заставляющая производить сначала вычисления по юлианскому календарю, а потом переводить юлианские даты на григорианские. Благодаря юлианскому календарю легко хронологически восстановить различные исторические факты, астрономические явления в прошлом, записанные в летописях или древних памятниках, что невозможно сделать по григорианскому календарю" ("О церковном календаре", А. И. Георгиевский, доцент Московской духовной академии, Москва, 1948 г.).
Весеннее равноденствие подвижно, оно не стоит на небе (явление прецессии), поэтому закреплять за ним неподвижную дату (21-е число), как сделано в григорианском календаре, и тем связывать с ним пасхалию - это грубейшая астрономическая и логическая ошибка. В книге "Астрофизические величины" (К. У. Аллен, 1977 г.) приведена продолжительность года в ВОСЬМИ различных точнейших измерениях.
Но астрономически самым точным является не тропический год (365, 242199 средних солнечных суток), по которому размерен григорианский календарь, а год сидерический, то есть звездный (365, 25636556), измеряемый по звездам, а не по Солнцу. Ибо Солнце слишком подвижно относительно звезд, а звезды при измерениях принимаются неподвижными. И, по промыслу Божиему, иулианский год оказался ближе к точнейшему звездному году, нежели григорианский. То есть старый стиль оказывается точнее нового стиля.
В астрономии также с 2000 года закономерно введено иулианское столетие, то есть наступающий век - иулианский, а не григорианский. В астрономических изданиях сказано так: "Единицей времени, используемой в фундаментальных формулах учета прецессии, считать юлианское столетие в 365, 25 суток; чтобы эпохи (моменты) начала года отличались от стандартной эпохи на величины, кратные юлианскому году, равному 365,25 суток".
Итак, предстоящее столетие будет иулианским, а не григорианским: счет годов будет вестись по старому стилю.
Но не произойдет ли смещение дат по старому стилю так, что весенний праздник Пасхи будет праздноваться летом или даже осенью? Православная Пасха - не праздник весны, а праздник воскресения Христа, Пасха не местный праздник, а вселенский. В Австралии, которая находится на другой половине земного шара, на южной его стороне, а также и в Южной Америке, Пасха ныне празднуется осенью. Ибо, когда у нас весна, то у них осень; и наоборот, у нас осень - у них весна.
Другой вопрос: через сто с лишним лет Православная Церковь все же будет праздновать, например, Рождество Христово уже не 7 января, а 8-го - по причине смещения дат на одни сутки каждые 128 лет. Значит, ее месяцеслов (календарь) не верен? Он верен, ибо Православная Церковь всегда празднует Рождество Христово по церковному стилю, по которому Рождество Христово всегда 25 декабря, а не 7 января - хотя по новому стилю это может быть и 7-е число, и 8-е, и любое число месяца, но это уже погрешности нового стиля.
И, разумеется, как ни точна астрономия, для христианина церковные каноны выше астрономических сведений.
"Православные Церкви в 1903 году высказали категорическое отрицание касательно принятия григорианского стиля. Всероссийский церковный Собор 1917-1918 гг. в Москве постановил держать и сохранять старый стиль для церковного исчисления и для богослужебной практики".
Каноны Вселенской Православной Церкви, изложенные в Книге правил святых Апостолов, святых Соборов и святых отцов, есть первая причина, почему христиане должны пользоваться церковным месяцесловом, старым стилем, и по нему праздновать Пасху. И эти канонические правила, я уверен, будут соблюдаемы до второго пришествия Христа Спасителя, когда вся Церковь Христова восхищена будет на небеса, "в сретение Господне на воздусе" (1 Сол. 4, 17).
|