январь 2001г

 

АРХИП ИВАНОВИЧ КУИНДЖИ

"Свет - очарование и сила света, его иллюзия были его целью. Конечно, вся суть этого явления заключалась в самом Куинджи, в его феноменальности, личной врожденной оригинальности. Он слушал только своего гения..."И.Е. РЕПИН

Точная дата рождения Ивана Архиповича Куинджи в январе 1841 года - не известна. Да это и немудрено: он был сыном малограмотного грека-сапожника из захудалого Мариуполя в Новороссии, доставшейся теперь почему-то Украине. Живописец-самоучка, он все-таки появляется в Петербурге и становится слушателем, а потом и студентом Академии художеств в 28 лет. Сын бедного грека хоть и живет на чердаке, но едет писать на Валаам и привозит оттуда первые небольшие картинки, которые приковывают к нему внимание. Да, Валаам недалеко от Петербурга на пароходе, но сегодня не всякий начинающий художник доберется до него.
Первую славу приносят ему картины родной степи. В 1870 году создается Товарищество передвижных выставок, и еще до официального вступления в него Куинджи пишет картины в духе социального пейзажа передвижников - с приметами народного быта: "Забытая деревня" (1874) и "Чумацкий шлях" (1875), в которых есть, по выражению современника, "бесконечная правда степи".
Наконец, на шестой выставке он выступает со знаменитой картиной "Березовая роща", о которой с восторгом отзывается в "Дневнике писателя" Достоевский: как это свежо и по-русски крепко! С тех пор слава картин русского грека только росла, доходя до мистики и анекдота. Вспоминают, что сильный художник В.Д. Орловский недосыпал, недоедал, все пытался понять, как Куинджи достигает такой иллюзии света и общего тона картины. Однажды он торжествующе позвал последнего в мастерскую, подвел к окну и подал зеленое стекло: "Смотрите!!"
- Что это? Зеленое стекло... Так что же?
- Вы пишете природу в цветное стекло.
Куинджи хохотал, а Орловский совал оранжевое стекло, голубое...
После картины "Ночь на Днепре", о которой восторженные зрители перешептывались: "Ну, Гоголь, Гоголь - "Знаете ли вы украинскую ночь?", написали даже в газете: "И чего это люди сходят с ума! Куинджи взял и развел лунную краску и все это совсем просто нарисовал". Решили, что изобрели такую краску - лунную. А на самом-то деле, когда Д.И. Менделеев собрал в своем физическом кабинете на университетском дворе художников-передвижников и испробовал прибор для измерения чувствительности глаза к тонким нюансам тонов, Куинджи побил рекорд чувствительности до идеальных точностей!
Но главное-то, конечно, заключалось в общей гениальности натуры и необыкновенной работоспособности в письме. "Ах, как живо помню я его за этим процессом! - восклицал Репин. - Коренастая фигура с огромной головой, шевелюрой Авессалома и очаровательными очами быка... Опять острейший луч волооких на холст; опять долгое соображение и проверка на расстоянии; опять опущенные на палитру глаза; опять еще более тщательное мешание краски и опять тяжелые шаги к простенькому мольберту..."
Этими тяжелыми шагами к "волшебному мольберту", к "хищному труду" юноша ассирийской внешности пришел к всероссийской славе, к галерее Третьякова, который купил все его главные картины, кроме "Ночи на Днепре" (Русский музей), к Академии, где он потом преподавал и воспитал других мастеров света, лучший среди них - А. Рылов. В 1909 году он создал общество художников, которое после смерти Куинджи в 1910 году стало носить имя гения света.