Слово редактора

 РЕКТОР ОСКВЕРНЯЮЩИЙ ХРАМ

Когда в январе прошлого года на Рождественских чтениях министр образования В.М. Филиппов сказал, что отныне возглавляемое им министерство приступает "к активизации диалога с Православной церковью", у преподавателей высшей школы появилась надежда: наконец-то в вузах России образование будет сопряжено с православным просвещением и духовно-нравственным воспитанием. Ведь духовное, национальное и государственное возрождение России невозможно без возвращения к Православию, а подлинное образование и воспитание молодежи немыслимо без формирования у нее христианской нравственности.
Однако эта ясная мысль, звучащая сегодня как неотступное и непреложное веление времени, оказалась абсолютно непонятной ректору Московского педагогического университета Б.С. Рябушкину.
Это учебное заведение занимает помещение бывшего Елизаветинского института, при котором был храм Святой Живоначальной Троицы. Расположившись в здании особняка, руководство университета не нашло ничего лучшего, чем устроить в храме спортзал. Все переговоры с Рябушкиным о необходимости отдать "Богу Божие" результатов не имеют. Уже 5 лет инициативная группа "За возрождение храма Святой Живоначальной Троицы" пытается объяснить руководству университета, что осквернять храм преднамеренно - это преступление. Но администрация вуза с упорством, достойным лучшего применения, продолжает заставлять студентов заниматься аэробикой в алтаре храма, воспитывая тем самым будущих школьных учителей в духе безбожия, богохульства и кощунства. Как такую позицию ректора Б.С. Рябушкина соотнести со словами министра В.М. Филиппова о том, что "необходимое для возрождения и процветания России исповедание веры общеизвестно?" Очевидно, это известно всем, кроме Бориса Сергеевича. Как понимать слова ректора, что Русская Православная Церковь хочет у него "отнять" (слова Рябушкина) принадлежащее ему? Разве Церковь не вправе вернуть то, что искони принадлежит ей и что было у нее отобрано безбожной властью? Как это соотнести с заявлением министра, что задачей наших дней является утвердить исконные ценности морали в учебных заведениях? "И не просто утвердить, но поставить их в центр образования, ибо будущее нашего Отечества в первую очередь зависит... от духовно-нравственного потенциала молодежи". Видно, Рябушкин на этот счет имеет особое мнение, в корне отличающееся от мнения В.М. Филиппова.
По поручению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II митрополит Сергий обратился к Б. С. Рябушкину с просьбой конструктивно решить вопрос о возможности возрождения храма Святой Живоначальной Троицы. Но г-н Рябушкин ответил митрополиту отказом.
Московская общественность (писатели, профессора вузов и академии РАН) неоднократно обращалась в Министерство образования с ходатайством о возрождении Троицкого храма. На все письма были получены отказы, подписанные заместителями министра В.М. Жураковским и Г.А. Балыхиным. Причем, все письма из министерства написаны теми же словами и тем же стилем, что и ответ, данный Б.С. Рябушкиным Московской Патриархии.
Б. С. Рябушкин выдвигает пять причин, в силу которых передача храма РПЦ, по его мнению, невозможна. Но они не выдерживают никакой критики.
Первая. Когда пединститут переехал в данное здание, помещение храма уже использовалось не по назначению. Да, действительно, так было. Например, во время Великой отечественной войны здесь располагался госпиталь. Но теперь уже другое время. И "храм оставленный - все храм". Зачем же его осквернять?
На встрече Святейшего Патриарха Алексия II и министра образования В.М. Филиппова, которая проходила 24 января 1999 г., была достигнута договоренность о целенаправленном использовании помещений домовых храмов, здания которых в настоящее время входят в комплексы вузов. Но г-н Рябушкин проигнорировал это решение, поставив воспитание физическое выше возрождения духовности, нравственности и благочестия.
Вторая. Рябушкин утверждает, что "храм находится внутри здания, и как отдельный объект выделить его из учебного корпуса не представляется возможным". Такое заявление абсолютно не соответствует действительности, поскольку храм вынесен и соединен с основным зданием галерей, используемой университетом как актовый зал. Храм имеет отдельный вход со стороны двора (Акт от 10.12.1997 г. N 16-03/207 Управления Государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры г. Москвы).
Третья. Рябушкин считает, что домовой храм в МПУ нецелесообразно возрождать, поскольку в "непосредственной близости к университету находится большое количество православных храмов". Очевидно, ректору трудно понять, что сердце каждого русского человека скорбит при виде храма, который оскверняется преднамеренно.
Четвертая. Рябушкин считает, что открывать храм не обязательно, так как студентам МПУ преподаются курсы по основам христианской культуры. Но стоит только поинтересоваться изучением в МПУ религиоведения, истории религий и Библии, как убеждаешься, что это очередное нескрываемое проявление враждебности к Православию. В методических материалах кафедры философии, которая знакомит молодежь с богословием и теологией, студентам рекомендуется почти к каждому семинару ознакомиться с книгами Александра Меня, с романами Э. Ренана, М. Булгакова "Мастер и Маргарита", Л. Андреева "Роза мира". Но в списке рекомендуемой литературы нет трудов ни Иоанна Кронштадтского, ни Игнатия Брянчанинова, ни Феофана Затворника, ни других крупных представителей святоотеческого учения.
Кстати, заглянув в читальный зал библиотеки, мы не нашли там ни одной православной газеты. Зато в центре газетного стола красуется католическая парижская "Русская мысль", в которой ничего "русского" нет, а вся "мысль" сводится к тому, чтобы вылить ушат помоев на русскую Православную Церковь.
И как закономерность такой политики университетской администрации можно рассматривать богохульную статью студента С.Ковалева "Идея гуманизма в педагогическом учении И. Христа" (у автора именно так и написано: "И. Христа"), помещенной в университетской многотиражке (кстати, статья написана по материалам доклада, за который Ковалев получил премию).
Пятая. Ректор не хочет открывать храм, ссылаясь на то, что "МПУ испытывает острую нехватку площадей". Как же может хватать помещений, если ректор продал в прошлом году целый корпус на Софийской набережной? Но тем не менее при всем этом никакой необходимости в проведении занятий по физкультуре именно в помещении храма нет: напротив храма стоит еще один корпус университета с современным спортивным залом, а сам факультет физического воспитания находится в Подмосковье (ст. Перловская), где также есть спортзал. Кроме того, "при острой нехватке площадей" университет каждый год открывает все новые кафедры, факультеты. Например, в этом году впервые проводится прием по специальности "учитель валеологии". Так что, в ближайшем будущем "передовой опыт" растления и совращения детей будет распространяться через выпускников МПУ. Как видим, для всего место находится, а вот для храма - извините, нет.
Преподаватель МПУ А.А. Волков говорит: "Если педагог не верует в Творца и назначение человека, он мелочный торговец знаниями, развратитель юношества, софист. Вера - всему основа". Слышал ли Б.С. Рябушкин мнение своего коллеги? Единомышленники ли они? Рябушкин называет себя православным. Но человек познается по делам. А дела г-на ректора свидетельствуют о совершенно противоположном.

Студенты-выпускники МПУ