Наши дети

  ЕСЛИ ШКОЛА ВОССОЕДИНИТСЯ С ЦЕРКОВЬЮ...

Беседа с епископом Новгород-Северским Амвросием

- Ваше Преосвященство, как вы оцениваете современную духовную ситуацию на Украине, в России, да и на всей территории бывшей Российской империи? Почти столетие коммунисты разрушали наше православное государство, создавали атеистическую богоборческую систему, а ныне западники, захватившие власть, довершают это разрушение построением демо- (демонической) кратии. Насаждается система государственности чуждая нам во всех ее элементах - в сфере образования, культуры, экономики... Как бы вы охарактеризовали эту разрушительную политику? 

Политика смешивания понятий зла и добра реализуется очень активно и настойчиво. Тенденция в том, чтобы зло выдать за совершенное благо, ложь - за истину, свет - за тьму. В конечном итоге, понятие о Боге, об истинном поклонении Ему подменяется поклонением сатане. Один из механизмов такого смешивания - "свобода", превратно понимаемая как произвол человека. Утверждается, что в каждом человеке нужно уважать его выбор, его систему ценностей, его влечения, пристрастия, даже его пороки. Кому выгодно это смешивание понятий, какая цель тут преследуется? Дело в том, что обществом, у которого нет четких представлений об Истине и лжи, очень легко управлять, вернее, манипулировать. Установка идет с Запада, там техника манипулирования доведена до совершенства. Происходит заимствование, вернее, тотальное внедрение западных моделей организации общества и управления им. Внедряется соответствующая идеология: в религиозной жизни - лозунги "равноправия", "равнозначности" всех конфессий и сект; в политике, образовании и здравоохранении - лозунг "свободы равенства и братства". С другой стороны, тщательно замалчивается либо подвергается дискредитации все, что относится к нашей подлинной православной традиции: наша история, наша вера, наша Церковь, всегда пребывающая в Истине и дистанцирующая Добра от зла, Чистоту от тления, Веру от ереси, добродетель от греха. Мы знаем из истории - не фальсифицированной, а подлинной, - что только православная вера жестко и бескомпромиссно, ценою тысяч и тысяч жизней мучеников своих и подвижников, хранила и хранит эту чистоту.
И Россия и Украина стараниями ставленников и наемников Запада, захвативших власть, увязли в построении "правовых государств". Смогут ли они выбраться на истинный, православный путь развития, достигнут ли независимости, единения и величия?
- Ситуация действительно печальная. Но в Отечестве нашем бывали времена и похуже. Спасало всегда одно - не западный опыт, идеология или прогресс, а упование на Господа, возвращение к нему через веру правую. О чем нужно помнить всегда? О том, что над каждым из нас есть Промысел Божий. И если люди обретут подлинную веру, откажутся от суррогатов, перейдут от внешнего копирования обрядов к подлинной, полнокровной духовной жизни, то Господь Сам все устроит. И правителям разум даст, и людям достойную жизнь по вере из - все Господь пошлет нам, если молить Его об этом.
- Однако, владыка, в том-то и дело, что в бреши, пробитые "свободами, равенствами и братствами", в нашу страну закачиваю то, что отторгает нас от веры и от Истины. Как задраить эти гигантские пробоины? Возьмем образование - решающую часть нашей жизни, ведь именно в школе, даже в детских садах начинается борьба за будущие поколения, а значит, за будущие страны. Здесь "свободами" буквально растлевают детские и отроческие души, внедряя программу "Полового воспитания российских школьников", обучая детей сексу со второго класса, вразумляя свободно использоваться контрацептивами и прочее. Мерзость этой программы православные родители категорически осудили; Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II высказался против губительного проекта. И что же? В Итоге программа лишь поменяла название, причем трижды, но ее суть в ходе "доработок" стала еще одиознее. Теперь эту "Валеологию" протаскивают в школу под циничным названием "Формирование здорового образа жизни". Как этому противостоять?
- Есть только один способ противопоставить бездуховности истинно образование и воспитание. Фундамент его - православное мировоззрение, а чтобы оно стало повсеместным, необходимо расширить сеть воскресных школ, духовных училищ, общеобразовательных православных школ, гимназий, вузов, ориентированных на духовные ценности.
- В Российской Федерации православная система образования формально вас создана во всех основных звеньях. Но фактически, в количественном отношении, православных заведений гораздо меньше, чем нужно. В какой мере сформирована православная система образования на Украине?
- Полагаю, еще в меньшей степени. У нас нет ни православного университета, ни православных институтов. Затрудняюсь что-либо сказать и о православных гимназиях. Есть духовные училища, воскресные школы. Могу сослаться на собственный опыт: будучи священником при Благовещенском соборе в Харькове, я принял участие в создании одной из первых на Украине воскресных школ. Тогда их еще не разрешали открывать, но попечением митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима школу открыли, а впоследствии преобразовали в духовное училище. На Украине хорошие училища; меня назначили викарным в черниговскую епархию, я знакомился с учебными заведениями и могу сказать, что Черниговское духовное училище работает хорошо. Но система отечественного, православного образования на Украине пока в начале становления.
- Возможно ли восстановить отечественную систему образования в полном объеме? Ведь демо-кратическому государству это не нужно. Есть ли, в теперешней ситуации, смысл требовать введения школьного курса, скажем, духовной нравственности, то есть Закона Божия? Или введения соответсвующей цензуры в СМИ, что имело бы серьезнейший воспитательный эффект?
- От нас, от Церкви, здесь мало, что зависит, ведь Церковь политической деятельностью не занимается. Если позволение о преподавании Закона Божия в школах было бы получено, мы пошли бы в школы, и это, бесспорно, сыграло бы важную роль в духовно-нравственном воспитании общества, в возрождении нашей православной Отчизны и обретении единства славянских народов.
- Вы, владыка, затронули важнейший вопрос - о единстве. Попытка расчленить нас на украинцев, русских, белорусов длится более 400 лет. Сегодня эти усилия особенно заметны на Украине, где с помощью раскола запущена своя "самостоятельная вера" филаретовского обновленчества. Это не удивительно: и у вас правят, и у нас до недавнего времени правили антинародные режимы, им надо отрабатывать сребренники, американские иудины транши, разделять нас, встравливать в борьбу (например, за Крым), порабощать отступнической верой, калечащей души идеологией... как сохарнить наше единство?
- В среде раскола и различных религиозных конфессий, который якобы "удовлетворяют религиозные запросы верующих" мы наблюдаем дробление там единства нет и не может быть. Проповедь направлена на "комфорт материалистического образа жизни", а не на ее чистоту и обновление. Все рассчитано лишь на внешний эффект. Единство же возможно только в обновленной жизни людей по вере, без лжи, по образу Христа, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос". (Кол.3, 11). Православная вера - это тот цемент, который соединяет разрозненные части и скрепляет воедино всех на канонической основе.
Воспитание начинает в семье, продолжает в школе, в обществе и завершает в Церкви, постепенно раскрывая в молодом поколении те качества, которые, совершенствуясь, дают человеку возможность осуществлять цели, поставленные ему Богом. Хорошо воспитанная молодежь - это украшение семьи, сила и крепость государства, оплот широкой, плодотворной деятельности Церкви.
Человек не червь презренный, назначение которого вечно ползать, пресмыкаться на земле и рыться в навозе. Человек - одно из совершеннейших творений Божиих, отмеченных образом Божиим и предназначенных к Богоподобию. Вот в чем достоинство человека, и в какой бы стране он ни находился, эти качества имеют цену для семьи, государства и Церкви, и это все служит нашему единству, единению. Единство обеспечивается, в первую очередь, верой, а во вторых, - соответствующим воспитанием.
- Приходилось ли вам в этом смысле взаимодействовать со светской системой образования?
- Есть такой опыт. Я побывал в светской школе, педагоги слушают всегда с интересом , но встречи происходят после занятий, люди уже устали, а говорить приходится о наших серьезных, глубоких. Две-три встречи еще можно провести, но установить постоянный контакт сложно. Вот если бы в основное расписание был включен урок, скажем, по основам веры или духовно-нравственного воспитания, тогда другое дело.
- К сожалению, программы современных государственных школ духовность и нравственность исключает. Истину тоже.
- Получается так. С другой стороны священнослужителей бывает стремление сходу внушить веру. Этого делать нельзя, духовная жизнь - вещ сложная, особенно для тех, кто не пребывает в ней с младенческого возраста, она требует тонкой, терпеливой, длительной работы с теми, кто идет к вере. Это верно не только для нашего времени. Вспомните Преподобного Сергия Радонежского, он собирал вокруг себя детей, говорил с ними на их, а не на своем высокодуховном языке, игрушки мастерил и дарил детям. Этой великой радостью, любовью своей направлял ребятишек к Господу.
В Харькове, в нашей школе, был кружок по росписи пасхальных яиц. Какой интерес он вызывал у детей! Ребята из этого кружка с особым усердием и радостью посещали воскресную школу, постигая истины православной веры. Может быть,, и светской школе тоже нужно начинать с кружков, работающих на духовной, православной основе. Насколько мне известно, в Министерстве образования России есть управление "дополнительного" образования, которое использует базу бывших пионерских дворцов и лагерей.
- Да, такое звено в министерстве есть. Но оно опять-таки игнорирует национальный и государственный интерес, работает по формуле демократии: просвещает школьников не только истинной духовностью, но и передает их в руки католиков и особенно протестантов, готовя будущий раскол России. Под крылом этого управления в свое время пригрелась протестантская "Международная школьная программа", теперь она мимикрировала в фонд "Добро", возглавляемый одной из бывших сотрудниц этого управления... А в принципе метод "дополнительного" образования может быть действительно удачным, если сохранить его в чистоте. В чем, на ваш взгляд, его преимущество? 
Он позволяет избежать того, что называется зубрежкой. Последняя хорошо знакома детям по светлой школе. А в кружках освоение духовной жизни происходит естественно. У нас в воскресной школе было много кружков. Дети из кружка хорового пения совершали песнопения Божественной литургии, многие помогали во время службы в алтаре. Участвуя в духовной, церковной жизни, в духовно искусстве, ребенок вступает в живое общение с верой, ее истинами, ее таинствами.
Важно, чтобы к работе с детьми в этом случае привлекались не только священнослужители, но и учителя, ибо они владеют педагогическим навыками, которых у священника может и не быть. Нужно только, чтобы сами педагоги были воцерковленными.
Если удастся наладить сотрудничество священнослужителей с педагогами, Церкви со школой (которое не случайно было прервано большевиками: они знали, что делали, истребляли самые существенные связи!), то с Божией помощью мы единство наше сохраним, и Отечество возродим, и государство возвеличим. 

Беседовал А.И.Шпеко