БЛАГОДАТНАЯ ТИШИНА ПАРАКЛИТА
М.Р. Щербакова
Новомученик епископ Арсений Ждановский писал об этом сокровенном месте: "... в глухом лесу стоит уединенный скит Святого Параклита. Это - особенная обитель. Дух Святый, Коему она посвящена, ощутительно на ней почивает. Тут поражает, прежде всего, простота насельников, а затем необычайная тишина; последняя напоминает то благодатное, тихое веяние ветерка, о котором говорит пророк Илия (3 Цар. 19, 12). Никогда не забуду святых переживаний, полученных мною здесь".
Параклит - по-гречески Дух-Утешитель. Особая, благодатная тишина, утешавшая первых насельников-молитвенников, сохраняется и в наши дни. С дороги путнику неожиданно открывается заповедная Святая Русь: в светлом венце расступившихся берез сияет белый храм с бирюзовым куполом, рядом смотрится с лесное озерцо, могучая колокольня. Перед нами - последняя иноческая обитель, основанная по благословению святителя Филарета, митрополита Московского. Параклитова пустынь - плод молитв и трудов архимандрита Антония (Медведева), наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры, недавно прославленного в сонме Радонежских святых. Землю, где стоит обитель, Лавре пожаловал государь император Александр II по случаю рождения в 1857 г. великого князя Сергия Александровича. Как раз в это время старцы-отшельники лаврского Черниговского скита были опечалены: мимо их уединенных жилищ пролегла дорога, а с нею вторглись шум и суета. Тогда и предложил им отец архимандрит поискать на подаренной земле тихий уголок в лесной глуши. Летом 1858 г. вместе с преподобным Антонием трое старцев - иеросхимонахи Иларион и Феодот и иеромонах Агапит выбрали живописное место в семи верстах от Лавры, в глубине березовых и хвойных рощ. Неподалеку отсюда уже в середине XV века стоял маленький монастырь во имя святителя Николая, принадлежавший Свято-Троицкой обители. По воле Божией пришло время вновь этой земле быть овеянной благодатью Святого Духа. После революции до 1927 г., скит, как и многие монашеские обители, сохранялся в качестве "трудовой артели". Позже он стал прибежищем для монахов, изгнанных из закрытой Лавры. Наконец, скитские здания передали коммуне. До середины 60-х, вследствие своеобразной традиции, в верхнем крае шумел клуб со сценой в алтаре, а в нижнем было устроено овоще-хранилище. Ограду растащили и пустили на гаражи. Так исполнились слова древнего псалма: "боже, приидоша языцы в достояние твое, оскверниша храм святый твой, положиша Иерусалим яко овощное хранилище" (Пс. 78).
Лишь в 1992 г. Параклитова пустынь была возвращена Церкви. Господу было угодно, чтобы на Пасху, когда все живое ликует, ожила и обитель, а в праздник Сошествия Святого Духа на апостолов благодатный скит был прославлен чудом. К этому дню на молчащую дотоле колокольню принесли корабельные рынды, обрезки труб рельсов. Развесили, освятили и в день престольного праздника принялись в них звонить. И собравшиеся люди явственно слышали переливчатый звон множества больших колоколов...
Ныне в скиту собралось семь человек братии. Здесь доверчиво надеются лишь на Подателя всех благ, а не на "князей человеческих". Рассказывает настоятель: "наш отец Наместник говорит так: что настоящий монастырь открывается не ключом и замком, а молитвами, трудами и слезами преподобных, - и наша братия идет таким путем".
Именно здесь, как и встарь, печаль житейская властно изгоняется торжествующей евангельской радостью. Той самой, о которой пишет недавно прославленный Церковью священномученик Иларион (Троицкий), принявший пострижение в монахи в Параклитовой пустыни: "...думаю, что не придется еще в жизни пережить такой радости, какую я пережил 28 марта 1913 года. Эта радость у меня не прошла с окончанием обряда... По опыту могу сказать, что не напрасно при постриге монашеском постригающий, взяв рясу, глаголет: "брат наш (имярек) облачится во одежду веселия и радости духовныя, во отложение и попрание всех печалей..." И теперь обитель ждет, когда Владыко вернется под родной кров частичкой своих мощей.
Находясь в эпицентре богоборческого урагана 20-х годов, святитель Иларион говорил: "Надо верить, что Церковь устоит, без этой веры жить нельзя. Пусть сохранятся лишь крошечные, еле светящие огоньки, когда-нибудь от них все пойдет вновь". Созвучные мысли довелось услышать в скиту: "сейчас, когда абсолютно всеми, живущими в России, чувствуется обреченность, многие полезные призывы запоздали. Мы почти упустили, например, возможности миссионерства. В мире - нравится нам это или нет - идет предвозвещенный процесс апостасии, откат к язычеству и даже хуже. И над нашим народом все еще тяготеет грех богоотступничества. Дай, Господи, чтобы эти страдания имели очистительное значение. Но Православная Церковь не утратила ничего из своего предназначения: ни благодатной спасающей силы, способной возродить душу и соединить ее с Богом, ни своего надмирного устремления к Царству Небесному. И пусть служит утешением для тех, кто, оставаясь жить на своей земле, оказался лишенным собственного отечества, - что никто не в силах их лишить гражданства в Отечестве Небесном. Лишь бы открылись духовные очи народа, без этого нам не дождаться помилования. Но даже сейчас, стоит любому из нас поставить Евангелие и Божественную Литургию в центр своей жизни - выяснится, что поводов для отчаяния и уныния совершенно нет. И нет оснований печалиться о будущем - оно в руках Божиих. Нам самим нужно лишь хранить себя от лжи, которая неприметно, как угар, проникает всюду и все отравляет", - считает отец настоятель.
Не раз братьев, пришедших ранним утром в пустой храм, изумляло неведомо откуда звучащее тихое чтение. Духу-Утешителю было угодно прославить свою обитель и другими чудесами, в основном, скрытыми от взоров любопытствующих. Одно из самых удивительных явлений наблюдала супружеская чета из Череповца под Великий четверг на Страстной седмице, в ночь с 15 на 16 апреля. Около 11 часов вечера подъезжая к скиту, супруги Слободчиковы увидели, что церковь, колокольня, пруд и лес озарены необычным голубоватым светом, напоминающим северное сияние. Когда машина подъехала ближе, свечение исчезло. Будучи в полной уверенности, что местность освещалась прожекторами, супруги были поражены, обнаружив единственный источник электрического света - слабенькую лампочку над входом.
Но если не каждый может удостоиться стать свидетелем чуда, то животворная радость всегда щедро изливается на всех приходящих сюда с миром.
|