Свет Православия

 ЖИТИЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ГОРАЗДА
Схиархимандрит Кирилл (Поспишил), 

Наместник монастыря священномученика епископа Горазда в Грубе Врбке, кандидат богословия

4 сентября (21 августа по старому стилю) - День успения Священномученика
Горазда, епископа Чешского и Мораво-Силезского

27 мая 1942 года в Праге был убит палач чешского народа обергруппенфюрер СС Р. Гейдрих. Совершившие нападение парашютисты, как неоднократно упоминалось в исторической литературе, спрятались от гестапо в церковном подземелье. Что это была за церковь, обычно не уточнялось, но, поскольку Чехия страна католическая, многие полагали, что убежищем являлся костел. На самом же деле парашютисты укрылись в крипте православного кафедрального храма святых Кирилла и Мефодия в Праге, что на Рессловой улице. Эта деталь, обычно опускаемая, исключительно важна: ведь гестапо не делало особой разницы между бойцами Сопротивления и теми, кто, пусть даже случайно, оказывал им содействие. В июне 1942 года под ударом оказалась вся Чешская Православная Церковь.
Отвел этот удар владыка Горазд (Павлик), епископ Чешский и Мораво-Силезский. 4 сентября 1942 г. он вместе с протоиереем Вячеславом Чиклом, доктором богословия Владимиром Петржкой и мирянином Яном Соневендом был расстрелян. Но массовых репрессий по отношению к православным вслед за этим не последовало, хотя, казалось бы, так ясно просматривалась за Чешской Православной Церковью "рука Москвы".
А 5 сентября 1987 года епископ Горазд (Павлик) был прославлен в лике повсеместно чтимых православных святых, о чем тогда не сообщили ни радио, ни телевидение. Пришло время восстановить справедливость и рассказать об этом достойном пастыре.

Священномученик Горазд, в миру Матей Павлик, родился в семье образованного крестьянина Яна Павлика и его супруги Анны, рожденной Велчиковой, в селе Груба Врбка (Южная Моравия) 26 мая 1879 года.
В воспоминаниях святителя мы читаем, что в детстве он с радостью посещал богослужения сначала в сопровождении своей матери, а позже один. Матей очень много читал. Большое впечатление на него произвела книга о гонении на христиан в Риме, которую он получил от своего учителя.
Казалось бы, ничего в его жизни не предвещало исхода из лона католической церкви: после окончания начальной школы он учился в католической гимназии, в 1898 году поступил на римо-католический богословский факультет университета в Оломоуце. Правда, еще будучи в седьмом классе гимназии, Матей самостоятельно учился церковнославянскому языку. 
В 1900 году, перейдя со второго на третий курс, совершает паломничество в Киев, чтобы поклониться православным святыням и почтить киевских подвижников. В 1902 году Матей Павлик окончил богословский факультет также по первому разряду и 5 июля в Оломоуцком католическом соборе св. Вацлава был посвящен в сан священника и назначен на приход в Карловицах, а потом в Брумовице.
Решительная перемена в религиозном мировоззрении о. Матея произошла во время нападения Австро-Венгрии на Сербию. Он в отличие от большей части католического духовенства в Чехии, Моравии и Богемии резко протестовал против агрессии Австро-Венгрии и Германии против Сербии. Он начал издавать журнал "Право народа", в котором публиковались статьи, призывающие к реформации римо-католической церкви.
После окончания войны, когда в национальной и религиозной жизни Чехословакии совершались большие перемены, о. Матей тяжело заболел, он почти лишился зрения. Ему пришлось долгое время пролежать в больнице, что и послужило причиной его ухода на пенсию, несмотря на молодой возраст.
В это время религиозная ситуация в Чехословакии была весьма благоприятна для Православия. Напомню, что еще так называемая чешская Реформация, возглавляемая Яном Гусом, тяготела скорее к Православию, нежели к протестантизму в том его виде, в каком он возник позднее. Вероятно, сказывались общие славянские корни. Теперь, после развала Австро-Венгрии, классический, ортодоксальный католицизм воспринимался многими чехами и словаками как религия немецких завоевателей. Около полумиллиона католиков выходят из римо-католической церкви и создают церковь национальную. С этим движением о. Матей не мог согласиться полностью, поскольку оно было лишено иерархии и связи со Вселенской Церковью. Но в нем созрело решение выступить для просвещения народа в духе Православия. 
11 октября 1920 г. Матей Павлик официально выходит из римо-католической церкви и становится во главе Православного религиозного объединительного движения. Он присоединяется к Чехословацкой национальной церкви с намерением защищать в ней православное направление и способствовать ее присоединению к Православной Церкви. Но трудиться о. Матею было нелегко, ибо либеральное крыло движения было очень сильно.
Благодаря усилиям о. Матея, I собор Чехословацкой церкви принимает православную этику и вероучение. На II соборе (21 августа 1921 года) было окончательно принято решение, что вероучение Церкви должно быть православным, были признаны постановления семи Вселенских соборов. На этом соборе уже присутствовал и экзарх Сербской Православной Церкви епископ Досифей, чем и было положено начало каноническому общению. Второй собор вынес также решение, что название Церкви будет Чехословацкая Православная Церковь. 
21 сентября 1921 года о. Матей на Фрушке Горе в Лавре Крушедол постригается в монашество с именем Горазда (ученика свв. Кирилла и Мефодия). 22 сентября 1921 года в монастыре Гергетика иеромонах Горазд был возведен в сан игумена. Вечером того же дня епископом Досифеем в монастыре Хопово он был возведен в сан архимандрита. 25 сентября 1921 года в соборе св. Михаила отец архимандрит Горазд был рукоположен во епископа. Хиротонию совершали Святейший патриарх Димитрий, митрополит Антоний (Храповицкий), предстоятель Сербской Церкви митрополит Варнава, епископ Досифей, епископ Иосиф в присутствии всех архиереев Сербской Церкви.
Торжество Православия на земле Чехословакии продолжалось недолго. Массонствующих интеллигентов из Чехословацкой национальной церкви, против своей воли оказавшихся в Церкви Православной, устраивало разрушение католицизма, но не устраивало укрепление Православия.Спустя некоторое время после возвращения епископа Горазда на родину радикалисты во главе с К. Фарским начали борьбу против догматов и устройства Православной Церкви. Они старались, чтобы постановления Первого и Второго соборов Чехословацкой Православной Церкви были совершенно забыты, но владыка Горазд во время пастырских поездок в Прагу, Табор, в Старую Паку, Чешские Будейовицы и другие места решительно выступил в защиту Православия.
Радикалисты Фарского выпустили в свет некий "Чехословацкий катехизис" еретического содержания. В "катехизисе" говорилось, что нет единого Бога в Трех Лицах, и Бог - это "живой закон мира", Иисус Христос - "не является Сыном Божиим, Спасителем, но только пророком". Фарский и Калоус в "лучших" массонских традициях ставили в "катехизисе" Иисуса Христа в один ряд с Моисеем, Сократом, Магометом, Зароастрой, Буддой, Конфуцием (помните "Исповедь" Л. Толстого?). По учению тогдашних раскольников, Дух святый - это только Божие воодушевление в человеке. 
Владыка Горазд вел еще почти два года борьбу с радикалистами, стараясь защитить от ереси верующих Чехословацкой Православной Церкви, но силы были явно неравны.
21 июля 1924 года он отказывается от епископского служения в ЧПЦ и выходит из нее. В этот день и перестала существовать Чехословацкая Православная Церковь и начала функционировать религиозная организация, называющая себя Чехословацкой Церковью, украшенная титулами как епископа, так и патриарха, но не имеющая Благодати Божией, ибо решением своего "собора" 31 августа 1924 года восприняла за официальное учение ересь "Чехословацкого катехизиса".
По благословению Сербской Церкви и под ее юрисдикцией владыка Горазд организовал Чешскую Православную Церковь. На правительственном уровне был решен вопрос об организации ее на положении епархии Сербской Православной Церкви. После этого владыка Горазд интенсивно занялся строительством новой Церкви. Он поставил перед собой цель, чтобы в каждом приходе были собственный храм и церковный дом. В течение каждого года строилось по одному храму. Большим его помощником в этом деле был протоиерей Всеволод Коломацкий, впоследствии архимандрит Андрей. Необходимо отметить, что владыка не только руководил постройкой храма в своем приходе, но совместно с прихожанами и строил его. Большую помощь он оказывал тайно. Под руководством святителя Горазда с 1928 по 1942 год включительно было построено и освящено 14 храмов. Однако нельзя думать, что владыка уже не встречался с препятствиями. В своем отчете, посланном Сербскому Патриарху Варнаве, владыка пишет о яростной пропаганде против Православия со стороны тогдашнего президента Т. Г. Масарика, политических партий, Чехословацкой Церкви, католиков и т. д.
Владыка Горазд был епископом-миссионером, приезжал в какой-либо приход, жил там по несколько месяцев, посещал каждую православную семью. Наряду с религиозно-просветительской деятельностью, владыка занимался много и литературным трудом. Он составил и создал, в частности, "Сборник молитв и литургических песнопений Православной Церкви". При составлении сборника владыка использовал русский распев первого, третьего, четвертого, шестого гласов, а также и семи прокимнов. Все остальные распевы были написаны самим владыкой Гораздом. Святитель, в целях быстрого усвоения пения по сборнику, сам ездил по приходам и учил народ церковному пению. Святитель Горазд владел многими языками: церковнославянским, русским, сербским, греческим, немецким, еврейским, сирийским. 
В 1938 году Чехословакия пала жертвой Мюнхенского сговора западных держав. Часть ее была оккупирована немцами. В своих проповедях, письмах и статьях епископ Горазд призывает всех верующих к исполнению всех христианских и патриотических обязанностей.
15 марта 1939 года Чехословакия окончательно потеряла свою независимость. Немцы создали из Словакии "самостоятельную" республику, а в Чехии и Моравии образовали так называемый протекторат. Для Чешской Православной Церкви и для всего народа началось время тяжелых испытаний. Епископ Горазд и в дни оккупации не оставляет своей миссионерской, научно-литературной и патриотической деятельности. Тогда же владыка начал писать "Жития святых". Уже во время оккупации, по благословению святителя Горазда, началось строительство храма Святой Троицы в селе Челеховице-на-Гане. Освящение им закладного камня церкви состоялось при большом стечении народа в воскресенье 22 июня 1941 года, в день нападения Германии на СССР. Чин освящения построенного храма пришлось уже совершать его преемнику, экзарху Московской Патриархии в Чехословакии, архиепископу Пражскому и Чешскому Елевферию.
Когда 8 июня 1942 года, через 12 дней после убийства Гейдриха, немцы, получив информацию от парашютиста, оказавшегося предателем (Чурды), окружили храм святых Кирилла и Мефодия в Праге и взяли его штурмом, владыка Горазд находился в Германии вместе с владыкой Антонием (Сурожским). С юридической точки зрения это было безусловное алиби. Но не собственная безопасность волновала владыку. Он срочно возвратился в Чехию, дабы не пострадала от кровавых гонений Церковь, и взял всю ответственность за произошедшее на себя. 
В четверг 25 июня 1942 г., в 5 часов утра, гестапо арестовало владыку Горазда. В тюремном заключении он находился с 25 июня по 4 сентября 1942 г. В течение этого времени он был подвергнут тяжелым мучительным допросам. Его увозили в 22 часа, а возвращался он в пять часов утра. Днем владыке не давали отдыха. Когда заключенные получали пищу, епископа охранник часто отталкивал ногой и оставлял без еды. Жизнь святителя Горазда была полна страданий и в конце ее его ждала мученическая кончина.
Военный трибунал приговорил епископа Горазда, а с ним протоиерея Вячеслава Чикла, доктора богословия Владимира Петржка и мирянина Яна Соневенда к смертной казни. 4 сентября 1942 г. они были расстреляны в Праге.
Георгий Брянцев в книге "Это было в Праге", изданной в Ташкенте в 1955 г., писал о подвиге владыки Горазда, отцов Вячеслава и Владимира и брата Иоанна: "Ни один добрый чех до конца дней своих не забудет этих служителей церкви. Да, это были люди! Люди, шедшие вместе с народом и погибшие за его свободу".
В воскресенье 5 сентября 1987 г. в кафедральном храме святого Горазда при большом стечении народа, в присутствии всех членов Святейшего Синода Православной Церкви Чехословакии во главе с блаженнейшим митрополитом Дорофеем и архиереев Константинопольского патриархата, Русской и Сербской Православных Церквей состоялось прославление в лике святых священномученика Горазда, епископа Чешского и Мораво-Силезского.
"Взбранный воеводе и Моравской церкви учителю, богомудрый пастырей первоначальнице, святый отче наш Горазде, моли Христе Бога спастися душам нашим!".