ЕСТЬ ЛИ НА ФЛОТЕ ДЕДОВЩИНА?
Анатолий Букин
Дедовщина, то есть то, что на официальном языке именуется неуставными отношениями, процветала в армии и тридцать лет назад, когда солдатскую форму носил я, и двенадцать лет назад, когда пришел черед моего старшего сына. Он вернулся с простреленной ногой, и его рана - результат той самой дедовщины. Теперь на службе мой младший сын, и я постараюсь быть объективным, хотя, как понимаете, проблема эта занимает меня отнюдь не только как журналиста.
Балтийский флот
Родители считают, что вся беда - в плохих командирах. Но не все так просто. Как бы родителям ни хотелось - не может офицер при матросах быть неотлучно. Корабль - это общежитие, точно так же, как и любая солдатская казарма. Днем, пока мальчишки при деле, они организованы и подчиняются уставу. А в кубриках они сами по себе, здесь у них свое общество. И, как всякое сообщество, стремится к самоорганизации. Вот мальчишки и организуются. Сами, как умеют.
Капитан первого ранга Александр Аверьянович Карманов, замкомандира дивизии по воспитательной работе, на флоте больше двух десятков лет. Много где ему пришлось служить, много чего повидал. Корабль, говорит он, место для жизни трудное, зона повышенной опасности. Так что здесь без взаимовыручки не прожить. И потому на флоте издавна все традиции работали на объединение людей. К примеру, прежде у матросов было такое правило: после приказа, самого желанного события в жизни служивого, "годки" становятся "дедами". И в этот день они выносили на бак (это носовая часть корабля, где матросам только и разрешается курить) весь свой запас сигарет, складывали их кучей и устраивались рядом. Это было как бы приглашение: подходи всякий, покури, поговори со мной по душам. Покурить с "дедом" было традицией, данью уважения и приятной обязанностью. Больше того: со дня приказа "деды" пили чай без сахара и масла - отдавали молодым. В армии традиции были иными: когда я служил, наши "деды" сгребали со стола весь сахар и масло и только тем и завтракали.
Нынче - похожая картина и на флоте. Новые "традиции" пришли сюда сравнительно недавно: когда на корабли стали набирать судимых. Теперь со дня приказа юные "караси" обязаны вручать "деду" ежедневную сигарету - непременно с фильтром и указанием числа дней до "дембеля". Это типично уголовный обычай. Так что дедовщина в ее нынешнем виде - не просто безоговорочное подчинение новичков старослужащим, не просто побои и унижения. Здесь всякая гадость как бы освящена особым смыслом, за ней - система взглядов, и тем она страшнее, что эта философия - уголовная.
В мальчишеской среде живут, конечно, обычаи забавные и в общем безобидные. Скажем, традиция, свято соблюдаемая "дедами": каждый из них обязательно "сушит якоря", то есть попросту переворачивает форменную пряжку и кокарду на пилотке "вверх ногами". Это - особый шик, а в сущности - вызов уставу. Офицеры должны с такими нарушениями бороться, но все они прекрасно понимают, что это - мальчишеская бравада. И хоть и требуют вернуть якорь на место, но, главным образом, вышучивают эту пустячную глупость. Потому что есть опасности вполне реальные и традиции не столь безобидные. Взять хотя бы ту самую сигаретку. Не у каждого "карася" она найдется, но - должна. А это значит, что если не найдется, быть "карасю" битым. Обычай тем более отвратительный, что некурящему "деду" сигаретка сама по себе, может быть, и не нужна. Но нарушение традиции недопустимо, это - посягательство на незыблемость власти "дедов".
"Караси" и "годки"
Наверное, нет на корабле человека, который был бы матросам так близок, как заместитель командира по воспитательной работе. С одним из них мы говорили долго.
- Каждый день ко мне идут мальчишки со своими домашними проблемами: от родителей давно писем не было, с девушкой конфликт... Мы и сами следим за почтой, у каждого зама есть специальная тетрадь: посмотришь - и видно, когда парню последний раз писали, приходят ли посылки. Приглашаешь - беседуем, разбираемся. А на здешние обиды - нет, почти не жалуются. Раньше вообще такого не было, но последнее время случается. Да хорошему офицеру это и не требуется. Он сам все увидит.
- Увидели - что дальше?
- Это очень тонкое дело. У мальчишек круговая порука, так что нарушителя за руку трудно поймать. Но вот я выяснил все, и знаете, что дальше главное? Никто из мальчишек не должен знать, откуда мне известно. Не обязательно бить будут. Просто станет парень изгоем, а в мальчишеской среде ничего нет страшнее. Так что с наказанием нарушителей тоже приходится быть осторожным. В явных случаях проводятся административные расследования, а дальше - вплоть до дисциплинарного подразделения и суда.
Да, о дисбате я уже слышал - от самых матросов. "Караси" не хотят более мириться с засильем уголовных правил самодельных "паханов", они чувствуют офицерскую поддержку, а значит - пусть и медленно, - но идет дело на лад. На всех кораблях регулярно проводят массовые осмотры, как сказал Карманов: "Дедовщину ищем". И комиссия независимая, из штаба. Потому что у замов на кораблях свои возможности, у начальства - свои. И знаете, что еще меня обрадовало? Один "годок" признался: "Да, меня били. Но я рад, что не сломался, что я остался, каким был. Нет во мне ожесточения, и я не хочу звереть".
Страх
В апреле 1992 года появились в армии и на флоте первые военные психологи. Зачем? И вообще, чем они заняты? На эти вопросы ответил психолог дивизии Анатолий Николаевич Боровлев.
- Мы проверяем всех новичков на нервно-психическую устойчивость - человека со слабой нервной системой на корабль лучше не назначать. Вы знаете, год от года таких становится все больше. И за те годы, что я работаю психологом, заметил, как растет число инфантильных юношей. Но самая наша главная задача - война с суицидами.
Статистика самоубийств в наших Вооруженных силах - вещь закрытая для публики. И все же кое-что узнать я смог. К примеру, процент самоубийств не выше, чем на "гражданке", где каждый год убивают себя более 2000 молодых людей. А подавляющее большинство самоубийств в армии происходит по двум основным причинам. Первая - неразделенная любовь, вторая - нервные срывы. Что касается любовных дел, то на этой почве самоубийств в гражданской жизни не меньше, чем в армейской. И хотя чаще всего в армии они происходят во время отпусков, все равно считается, что во время службы. Сложнее дело обстоит с нервно-психической неустойчивостью.
Привезли матроса в госпиталь: проглотил иголку. Извлекли, лечили. Снова проглотил. Не удалось спасти парня. Отец его тоже самоубийца, то есть молодой человек имел пример того, как искать выход из затруднительного положения. Только о каких затруднениях можно говорить, если иголки глотать паренек начал всего на третьи сутки службы?
Другой случай еще более показательный: парень повесился на восемнадцатой минуте своей службы. В чем дело? - Ребята приходят на службу уже такими запуганными, с такой нервной неустойчивостью, что им оказывается достаточно ступить на палубу, как происходит срыв. И страхи такие возникают не на пустом месте. Ведь что такое инфантильный юноша? Ему восемнадцать, а все его жизненные представления - на уровне четырнадцатилетнего. А родители при нем активно обсуждают, как бы ему избежать службы.
Но есть еще кое-что в дедовщине, без чего ее картина не будет полной. Александр Аверьянович Карманов как-то обронил, что самые жестокие "деды" и те, кого психологи называют изолянтами, кто калечит себя, бежит из частей, это все - дети недолюбленные, обездоленные самими родителями. И те, и другие уже из дома пришли, в сущности, рабами дедовщины. Психолог А.Н. Боровлев уверен: рабская психология мальчишек рождается из деформации сознания и поведения, которая стала свойственна всему нашему обществу. Ведь совсем недавно во многих газетах просто в открытую давались советы, как "закосить" от службы. Мы сами, всем миром, растим трусов. Буквально все офицеры, с которыми мне пришлось беседовать, говорят об одном: в мальчиках нужно воспитывать мужественность и готовить их не к ужасам дедовщины, а к трудностям военной службы. Вы боитесь за сына, вам страшно? А не страшнее вот так - когда мальчишка потом начинает со страху иголки глотать?
Карманов сказал, что знает больше ста способов увильнуть от армии - от безвредных до очень и очень опасных. Я тоже знаю их немало: мне мальчишки рассказывали. Знают и их родители. Все всё знают, все всё видят. Только смотрят с разных сторон.
Истоки дедовщины
Сегодня проблем у матросов все больше и все они привезены с "гражданки".
Слышали ли мы раньше о дефиците веса у новобранцев? Питаются они по специальному региону под наблюдением офицеров - чтобы хватило, чтоб никто не отнял. Таким мальчишкам - внимание особое, даже контрольные взвешивания проводятся, а тех, кто плохо набирает вес, отправляют в госпиталь, на постельный режим. Мне рассказывали, что, случается, и это не помогает. Изменения в организме стали уже необратимыми. Таких ребят отправляют по домам - нельзя им служить. А едут они, бедняги, туда, откуда этот дефицит веса и привезли.
Остро стоит проблема наркомании. Дело дошло до того, что психологи формируют команды, идущие в караул. Еще бы - мальчишки получают оружие! Когда я служил, ни о чем подобном и помыслить было невозможно - устанавливать психологическую совместимость солдат, а потом еще три дня их специально готовить. Правильно это? Да. Только почему воспитание мужчин приходится начинать в армии?
Дедовщина есть в армиях всех стран, и существует она извечно. Готов утверждать, дедовщина царила в армии еще при матушке Екатерине: хотя бы потому, что тогда обращение новобранца к седоусому ветерану - "дед" - имело прямое значение в солдатчину забривали на двадцать пять лет. Так что дедовщина - явление, можно сказать, историческое и глобальное. Истребить ее целиком невозможно. Потому что нетрудно запретить "сушку якорей", но невозможно запретить мальчишкам думать, что они имеют на это право. Дедовщина имеет две стороны: детскую, игровую, и отвратительную - взрослую. И если далеко не факт, что первую можно искоренить, то вторую - обязательно. Только начинать эту борьбу надо отсюда - из дома, из семьи.
|