ЯКОРЬ СПАСЕНИЯ
А.Н. Крутов.
Есть в Москве Миусская площадь. Стоит на ней памятник юным героям фадеевского "Разгрома" и Дом пионеров, который сейчас по-другому называется. Каждый вечер собираются возле него подростки: кто на роликах катается, кто мяч гоняет, кто пиво или вино пьет, "травку" курит, а в воздухе стоит отборный мат. И его не забулдыги какие-нибудь, а мальчики и девочки. Мат для них даже не средство крайнего выражения эмоций, а норма общения. Он никого из них не шокирует и не вызывает возмущения. Когда делаешь им замечание, то ребята просто тебя не понимают. Кто же виноват во всем этом?
Большинство родителей считает, что значительная часть вины падает на школу, а учителя склонны предъявлять претензии в дурном воспитании детей родителям. Приведу слова одного древнего учителя, жившего еще в языческие времена: "Дети не в школе усваивают испорченные нравы, но приносят их с собою в школу. Обыкновенно зло приходит от родителей, которые подают им дурной пример в самом раннем возрасте. Дети слышат и видят в доме такие вещи, которые должны долго в их жизни оставаться неизвестными; многое беззаконное и греховное становится рано для них привычкою; бедные дети делаются порочными прежде, чем узнают, что такое порок".
Многие родители никогда не согласятся с этими словами. Они склонны свалить вину за дурное воспитание на время, на компанию, на соблазны окружающего мира. Конечно, в этих словах много правды. Нынешний дух времени пронизан культом наживы, блуда и распущенности. В Россию с началом перестройки хлынул поток пошлости, низменной эротики, похабщины, сломавший плотины социальной и бытовой морали. Вечные пороки, существующие во все времена и при любом строе, вылезли из подполья на телеэкраны, страницы газет и журналов. То, чего стыдятся в нормальном обществе, сегодня выставляется напоказ и становится предметом гордости.
Но хотя бы и так. Разве нет защиты от пагубного влияния на детей духа времени? Разве не обязаны родители смотреть, с кем дружат их дети, какие фильмы смотрят, что читают? Когда ребенок предоставлен самому себе, то, как бы он ни был талантлив, все его добрые качества могут быть заглушены дурными наклонностями. Ведь ребенок появляется на свет не только с добрыми задатками, но и с унаследованной предрасположенностью к дурному. Церковь называет это следствием первородного греха. И разве не обязанность родителей, называющих себя христианами, твердо держаться закона Христова и учения Православной Церкви, чтобы в самом начале преодолевать проявление зла в душе ребенка, пока оно не окрепло? Вот он якорь спасения для наших детей.
Именно христианское воспитание даст ребенку духовное направление, внутреннее чутье, которое поможет ему устоять перед разными соблазнами, научит самостоятельно разбираться в том, что правильно, а что нет, где добро, а где зло.
Конечно, если сами родители плывут по течению современных нравов, проповедуют безбожие, в церковь не ходят, считают аморальность за норму, не почитают Бога, глумятся над существующими церковными порядками, то, что спрашивать с детей? Если отец или мать не являются образцом для ребенка, то кому он должен подражать? И будет ли он признавать авторитет отца и матери? "Не хвали человека прежде смерти его, - сказано еще в Ветхом Завете, - так как человек узнается по детям своим". Пишут, что философ Диоген ударил по щеке отца, сын которого в его присутствии говорил беспутные речи. Вы спросите, за что? За то, что отец не воспитал своего сына так, чтобы он стыдился произносить подобные речи.
Века проходят, общественные условия меняются, а природа человеческой души остается той же. Святые отцы предупреждают, что именно родители виновны перед Богом, если дети их не таковы, какими должны быть. Святой Иоанн Златоуст так говорит об ответственности христианских родителей: "Воспитать сердце детей в добродетели и благочестии - священный долг, который нельзя преступить, не сделавшись виновным в духовном детоубийстве. Это обязанность общая, как отцов так и матерей… Существуют отцы, которые не щадят ничего, чтобы доставить детям удовольствия, как богатым наследникам; а чтобы дети их были христианами - до этого родителям мало нужды. Преступное ослепление! От него все беспорядки, от которых стонет общество… Если бы отцы старались дать своим детям доброе воспитание, то не нужны были бы ни законы, ни суды, ни наказания. Палачи нужны потому, что отсутствует нравственность".
Семья закладывает основы нравственности. Через христианскую духовность семьи выйти на нравственные ценности своего народа - таков путь духовного возрождения нации. И это чувствуют наши враги. Не случайно в начале девяностых годов министр образования РФ Эдуард Днепров (не имеющий педагогического образования, не проработавший в школе ни одного дня) призвал реформаторов к "реальным разломам во многих пластах государственной и общественной жизни". А на конференции в Женеве заявил, что "главная задача российского образования - смена менталитета общества через школу". С тех пор провозглашенные Днепровым "деидеологизация и гуманитаризация" почти развалили нашу школу, а внедрение так называемого полового воспитания в школу, главным идеологом и вдохновителем которого стал бывший первый замминистра образования Асмолов, явилось одним из главных механизмов разрушения "менталитета" детей и подростков. "Неприкрытой духовной агрессией против нашей страны" и "угрозой национальной безопасности государства" назвали эти действия 139 виднейших ученых и писателей России.
В 1911 году в Москве, на Миусской площади, был заложен величественный собор святого благоверного князя Александра Невского, в память 50-летия освобождения крестьян от крепостного права. По размерам он не уступал храму Христа Спасителя. За три года его возвели под купола. Началась война. Строительство было приостановлено, а в тридцатые годы его разобрали по кирпичикам, остались только улица Александра Невского да переулок. А на месте собора выстроили дворец пионеров с бассейном. Ни сегодняшние родители, ни дети, к сожалению, этой истории не знают. А если б знали? Вели бы себя по-другому на этом святом месте?
Конечно, собирать камни гораздо тяжелее, чем разбрасывать их. Но сейчас уже ясно, чтобы противостоять духовному вырождению, "три кита" - семья, школа и Церковь - должны объединиться в борьбе против нравственной эрозии общества.
|