Юбилей

ГРУСТЬ И КРАСОТА ПЕЙЗАЖА
А. А. Бобров

В августе исполнится 140 лет со дня рождения (30 августа по новому стилю) и 100 лет со дня смерти (4 августа) выдающегося русского художника Исаака Ильича Левитана. За сорок лет жизни он создал неповторимый, цельный и вечно обновляющийся живописный мир.

"Чем больше я видался и говорил с удивительно душевным, простым, задумчиво добрым Левитаном, чем больше я стал понимать и ценить то большое чувство и поэзию в искусстве, о которых мне толковал Мамонтов... я понял, что не нужно копировать предметы и усердно их раскрашивать, чтобы они казались возможно более эффективными, - это не искусство".
Федор Иванович Шаляпин

Пожалуй, немного найдется художников в России, о которых было бы написано столько повестей (даже в стихах) и рассказов, сколько о Левитане. Что-то есть завораживающее в его судьбе типичного художника-разночинца конца XIX века, хотя биография Левитана небогата какими-то выдающимися событиями.
Исаак - внук раввина и сын железнодорожного кассира - родился в местечке Кибарты бывшей Сувалкской губернии (нынешняя Литва). В начале 70-х отец, самостоятельно изучивший немецкий и французский языки, перебирается в Москву. Но здесь ему не повезло - он с трудом зарабатывал на жизнь семьи из четырех детей грошовыми уроками. Зато повезло сыновьям: сначала старший, Адольф, а в тринадцать лет и младший, Исаак, поступили в Училище ваяния и зодчества. С 1876 года братья были освобождены от платы за учение "ввиду крайней бедности".
В 1877 году Левитан остался круглым сиротой, он скитался по знакомым, ночевал порой в пустых классах Училища. Ходили легенды о его большом даровании и о крайней нужде.
К материальным лишениям добавились моральные: после покушения Соловьева на Александра II в мае 1879 года началось выселение не имеющих вид на жительство евреев из Москвы, и Левитану с братом и сестрой пришлось перебираться в подмосковную Салтыковку (нынешнюю вотчину Брынцалова). Талантливейший друг его, Константин Коровин, запечатлел тогда черты Исаака в картине "Христос и грешница". Вскоре Левитан удачно продает картину "Вечер после дождя" и снимает комнату на Б. Лубянке, недалеко от нынешней редакции "Русского дома". А в 1880 году П.М. Третьяков покупает его знаменитую картину "Осенний день. Сокольники" - одну из немногих, где в пейзаже присутствует женщина, идущая по аллее.
Пришли успех и вдохновение. Левитан знакомится с Чеховым, живет бок-о-бок с ним в имении Бабкино на реке Истре, потом едет на Волгу, в Плес. Там рождаются шедевры "Вечер на Волге", "После дождя. Плес". Лишь в 30 лет Левитан впервые едет за границу - в Париж и Венецию. Но в том же 1890 году, забыв про европейские красоты, создает шедевр "Тихая обитель", восхищавший Михаила Нестерова, а потом не менее знаменитые "Вечерний звон", "Над вечным покоем", "Владимирка".
Шумное признание не спасло Левитана от второй высылки: в 1892 году в Москве снова началась, как сейчас говорят, "проверка паспортного режима", и Левитан уезжает в подмосковное Болдино, что по Нижегородской железнодорожной дороге. Это обстоятельство ускорило кончину Левитана от болезни сердца, на которую он давно жаловался. Но его обида никогда не переносилась на всю Россию, на ее народ и божественную красоту. Лебединая песня художника - картина "Озеро. Русь", с тремя белоснежными храмами под облаками, отраженными в воде.
Однажды Левитан и Коровин шли по Сокольникам при потухающей зимней заре. "Посинели снега, - пишет последний. - Была печаль в вечернем свете.
- Что с вами? - спросил я у Левитана.
Он плакал и грязной тряпочкой вытирал у носа бегущие слезы. "Я не могу, - как это хорошо! Не смотрите на меня, Костя. Я не могу... Это - как музыка. Но какая грусть в лучах! В чем эта грусть и зачем она?". На этот вопрос и искал всю жизнь и находил ответ своим глубоко русским творчеством Исаак Ильич Левитан.