Россия и мир

ПОЧЕМУ НЕ СОСТОЯЛСЯ ВИЗИТ ПАПЫ
А. В. Щелкачев, 
доцент Православного Свято-Тихоновского 
богословского института

В настоящее время причины, по которым священноначалие Русской Православной Церкви считает несвоевременным визит папы Римского в Россию, известны практически всем, но тенденциозные комментарии, искажающие смысл высказываний православных иерархов, затрудняют для многих понимание сути вопроса. 
Приезд главы Ватикана нельзя рассматривать как простое посещение главы всех римо-католиков своей российской паствы и одновременно государственный визит вежливости. Руководство католической церкви хотело бы, чтобы приезд их первоиерарха в нашу страну превратился бы в некое представление, главным действующим лицом которого был бы Римский папа, а православное духовенство, следуя ватиканскому сценарию, должно было бы от имени своей паствы выражать чувства любви, благодарности и радости, игнорируя реальные, существующие в отношениях между православными и католиками проблемы. 
Сам папа выдвинул как обязательное условие для своего приезда наличие специального приглашения от Русской Православной Церкви, от Московского Патриарха, что подразумевает разработку согласованной программы визита. Дело в том, что цель этого визита - продемонстрировать всем, кто заинтересован в развитии сотрудничества Православной и Римо-католической Церквей или даже надеется на возможность достижения договоренности о евхаристическом общении, что отношения между двумя Церквами благополучно и конструктивно развиваются.
То, что дело обстоит именно так, доказала имевшая место два года тому назад неудачная попытка организовать деловую встречу Иоанна Павла II с Патриархом Алексием II. Наш Патриарх соглашался на такую встречу при условии, что о ней не будут сообщать заранее, чтобы не вызывать ненужного возбуждения и разногласий среди верующих. Сделанные высшими представителями римо-католической иерархии заявления для прессы о наступлении "новой эры" в отношениях между Римом и Москвой привели к тому, что встреча не состоялась.
Как показывает изучение откликов в органах массовой информации и беседы с малосведущими, но проявляющими интерес к этой теме людьми, из двух указанных русской православной иерархией причин, препятствующих папскому визиту, большее непонимание вызывает вопрос о "прозелитизме на канонической территории Русской Православной Церкви". Поэтому не будет лишним повторить, что речь идет не о запрещении в законодательном порядке миссионерской деятельности римо-католиков в России, а о том, что православная иерархия не обязана встречаться с лидерами религиозных конфессий, которые ведут прозелитическую деятельность в России или содействовать их миссионерской проповеди. Точно так же и представители государственной власти, если они посылают папе как главе государства Ватикан приглашение приехать в страну с официальным визитом, следует проявлять заботу, чтобы такие их действия нельзя было истолковать как косвенное выражение неодобрения позиции, занятой крупнейшими церквами страны, тем более не оказывать давления на церковную иерархию, чтобы она принесла в жертву церковные интересы государственным и согласилась на римо-католические условия, как это делали власти в Румынии и Грузии.
Кстати, результаты папского визита в Грузию совсем не способствовали ни смягчению отношений между православными и римо-католиками в этой стране, ни попыткам создать впечатление, что большинство Поместных Православных Церквей не согласно с Русской Православной Церковью по вопросам об отношении к политике Ватикана.
Судя по заявлению, сделанному в Риме российским президентом В.В. Путиным, не только он сам, в отличие от своих предшественников, предпочитает, чтобы сложные вопросы межконфессиональных отношений решали между собой представители иерархии, но и руководство Ватикана отказалось от попыток давления на главу Русской Православной Церкви через государственную власть, что должно порадовать каждого, кто заинтересован в улучшении отношений между Православием и римо-католичеством.
Даже Всемирный совет церквей не рекомендует своим членам создавать миссии для пропаганды веры на территориях, где давно укоренилось другой конфессии. Поэтому и руководство римо-католической церкви, создавая миссионерские структуры на территории России, пытается прикрыть тем, что действия, не называет своих проповедников миссионерами, о чем не раз писали в православных газетах.
При систематическом наблюдении за ватиканскими проповедниками отчетливо видна тенденция всеми возможными способами искажать взгляды православных на ключевые проблемы общественной жизни, дискредитировать иерархию Русской Православной Церкви. Наиболее известна такого рода деятельность церковных "гришек отрепьевых", участвующих в передачах организованного в Москве римо-католиками так называемого "Христианского общественного радиоканала". Появление президента или губернаторов в церкви на праздниках, приглашение Патриарха и правящих архиереев на официальные мероприятия расценивается сотрудниками этого СМИ как стремление Православия стать государственной религией и дискриминация других существующих в стране конфессий, хотя лидеры последних не выражают таких опасений. Но при этом эти же СМИ сочувственно комментируют призывы униатов и "филаретовцев" на Украине к властям способствовать созданию "национальной церкви", ликвидировать все связи с московским Патриархом. Здесь вмешательство государства в религиозные дела приветствуется, не вызывают протеста и дискриминационные действия властей Западной Украины против православных приходов.
Сопоставляя многочисленные факты такого рода, можно говорить о своеобразном миссионерском браконьерстве римо-католических проповедников. Из нескольких десятков людей, которым такого рода пропаганда внушает предубеждение и неприязнь к Православию, в католичество переходят лишь 1-2 человека, остальные либо становятся противниками христианства вообще, либо попадают в тоталитарные секты. Примером стремления подорвать подсознательную связь многих людей с Православием ради привлечения малой их части в свои ряды, является заявление, сделанное в 1995 г. представителем Папы в нашей стране архиепископом Дж. Буковски, что Россия - не православная страна, поэтому обвинения против католиков в прозелитизме несправедливы.
Конечно, многие католики искренне считают, что их деятельность направлена на сближение с православными и полезна для России в целом. Симпатии многих католиков к нашей стране связаны с верой в дополнительные сообщения о так называемом Фатимском чуде, опубликованные Ватиканом в 1942 г. во время наступления гитлеровских войск на Сталинград. Представители римо-католической церкви заявили, что во время этих явлений Богоматерь говорила детям о завоевании России антихристианскими силами, о той опасности, которая связана со стремлением безбожных властителей России распространить свое учение по всему миру, о долге всех христиан молиться об избавлении России от безбожия, о том, что именно в России должно начаться в случае успеха такой молитвы всемирное покаяние в грехах и что Божия Матерь желает, чтобы состоялось после такого покаяния особое посвящение России Ее любящему сердцу.
После поражения Гитлера все большее число католиков стало рассматривать эти слова Богоматери как пророчество. В начале 1950-х годов папа Пий XII направил специальное послание к русскому народу и совершил в Риме предварительное посвящение России сердцу Богоматери.
В это время начинают проявлять интерес к Фатимским явлениям и некоторые православные люди, видя здесь утверждение особой роли России в мире. Так как практика православного благочестия не допускает отдельного поклонения сердцу Господа Иисуса Христа или Божией Матери, православное духовенство не поддерживало интерес своих к Фатимскому чуду. 
Сообщения католиков о явлениях Богоматери в Лурде, Фатиме и других местах почти не обсуждались православными иерархами и подвижниками благочестия. Из воспоминания митрополита Евлогия (Георгиевского) о посещении Лурда можно сделать вывод, что он признавал подлинность получаемой там верующими благодатной помощи. Вместе с тем нельзя признать справедливым аргумент римо-католических апологетов, что эти явления подлинны, так как о них рассказывают невинные дети, которые лгать не могут. Дети, по разумению своему, могут и лгать, находясь под действием гипнотического внушения, видеть то, что им было предварительно внушено. Были сообщения о якобы имевших место явлениях Богоматери в Чили, из которых делались выводы о поддержке Богом режима Пиночета... 
После отстранения коммунистов от власти в нашей стране многие католики, в особенно в Португалии и других странах южной Европы, а также Латинской Америки, решили, что Фатимские пророчества уже частично сбылись, и следует, совместно с православными русскими христианами, совершить в Москве великое посвящение России сердцу Богоматери в Москве. 
Для многих католиков, настроенных к России враждебно, такая трактовка Фатимского явления неприемлема, потому что при этом освящается и утверждается крайне вредная, с их точки зрения, идеология, которую они называют "русским мессионизмом". Такое отношение характерно, для большинства украинских униатов и части польских националистов, верящих в собственный мессианизм. 
Понятно в этих условиях стремление римо-католической иерархии продемонстрировать свое стремление вести диалог с Православием и возложить вину за прекращение такого диалога на православных. Например, во время телепередачи НТВ "Глас народа" один из отколовшихся от Русской Православной Церкви священников, Михаил Ардов, на словах сурово осуждающий наших епископов за "экуменизм", выдвинул против Русской Православной Церкви обвинения, которые не рискнули высказать участвовавшие в этой передаче римо-католические священники. Он заявил, что в гонениях на Православие в некоторых областях Западной Украины повинна... Московская Патриархия, вместе со Сталиным осуществившая насильственное присоединение униатов в 1946 г. Как будто при Сталине православную иерархию допускали к участию в принятии подобных решений!
Почему-то никто из православных священников, приглашенных Киселевым, видимо, в качестве "массовки", не напомнил Ардову о насилиях над православными в Польше при режиме Пилсудского, насильственном закрытии и разрушении более сотни православных храмов в конце 30-х годов.
Во время II Ватиканского Собора папа Павел VI обратился ко всем христианам с просьбой простить католикам все обиды и насилия по отношению к христианам других вероисповеданий и сказал, что римо-католическая церковь прощает все обиды по отношению к ней. После такого заявления, заметно облегчившего сотрудничество христиан в самых разных областях, униаты, подчиняющиеся папе, отказались от договоренностей, достигнутых во время переговоров представителей местного, западноукраинского православного и так называемого греко-католического (т.е. униатского) духовенства, при участии представителей Ватикана и Московской Патриархии и начали кампанию по насильственному захвату православных храмов. Об этом писали неоднократно, поэтому нет надобности приводить здесь все подробности. Утверждения некоторых представителей Ватикана, что они "никак не могут повлиять" на униатов в Галиции, равно как и попытки униатской иерархии сложить с себя ответственность за притеснения православных, или отрицать, что такие притеснения вообще имеют место, напоминают лукавые заявления представителей Совета по делам религий в СССР об отсутствии гонений на верующих в Советском Союзе. Когда в конце 1980-х годов гонения прекратились все сразу это почувствовали. То же самое будет и в случае с Западной Украиной, если виновники преследований по-настоящему захотят прекратить противоречащие только обещаниям папы и II Ватиканского Собора, но и международного права стеснения.
Участвующие в передаче НТВ римо-католические священники ни слова не сказали в поддержку заявления Ардова, но само их молчание, нелепые обвинения, высказанные одним из них, будто бы православные, возражая против прозелитизма, фактически высказывают требования, что все люди русской национальности должны исповедовать Православие, отнюдь не свидетельствуют о желании этого ксендза вести искренний диалог с православными. Скорее можно сделать вывод о стремлении извращать взгляды православных с пропагандистскими целями, используя для этого любую возможность. Слушая заявления другого католического священника, приехавшего из Италии, о любви к России и к Православию, трудно было понять, как при такой любви можно не понимать вреда от римо-католического прозелитизма в России, не обращать внимания на насилия униатов в Галиции. Если же любящие Россию католики все это видят и понимают, почему они не пользуются случаем, чтобы высказать протест и обличить эти беззакония? 
Некоторые православные, как и многие католики, надеются, что за возобновлением диалога последует полное воссоединение церквей. В связи с этим хотелось бы привести ответ Оптинского старца Нектария на вопрос Н.А. Павлович: 
"Когда я спрашивала его, можно ли надеяться на воссоединение церквей? Он ответил: "Нет! Это мог бы сделать только Вселенский Собор, но Собора больше не будет... К нашей Церкви будут присоединяться только отдельные личности".
Этот отрывок из воспоминаний Надежды Александровны приводит в своей книге "Божии люди" митрополит Вениамин Федченков.
Я был знаком с Н.А.Павлович, и она рассказывала, что среди ее предков были святые римо-католической церкви, поляки по национальности, я запомнил имя только одного из них - Гиацинт. Надежда Александровна с радостью приветствовала все, что могло способствовать преодолению разделений между Православной Церковью и Римом, поэтому ее свидетельство о неблагоприятствующих таким надеждам словах старца Нектария, духовной дочерью которого она была около шести лет, заслуживают серьезного доверия. 
Даже при непоколебимой вере в многократно засвидетельствованной прозорливость старца Нектария, из его слов не следует делать вывод о невозможности переговоров с римо-католиками если будут устранены мешающие такому диалогу преграды. Господь многократно отменял предсказанные пророками бедствия, если люди каялись в своих грехах, как например после проповеди пророка Ионы в Ниневии. 
Можно вспомнить, как святитель Иларион Троицкий, еще будучи архимандритом, участвовал в переговорах с делегацией римо-католической церкви в первые годы после революции. Тогда тоже были люди, которые надеялись, что можно достичь соглашения, избежать надвигавшихся на Церковь и страну бедствий. Будущий владыка строго стоял на страже Православия и, видя обычное для римо-католиков стремление использовать трудные обстоятельства для "поглощения Православия" (как писал недавно митрополит Антоний Сурожский), успокоил собеседника, встревоженного судьбой Церкви, что эти переговоры ничем вредным для Церкви не могут закончиться, раз в них участвует он.
Если мы будем тверды в Православии, то никакие переговоры с католиками, нам не страшны. Вопрос в другом - нужны ли они нам? В состоянии ли католики теперь с нами объединяться? И на тот, и на другой вопрос сегодня приходиться отвечать отрицательно.