Душа России

СЛЕЗКИ БОГОРОДИЦЫ
Г.Г. Задонский

Первый участок Канавки уже восстановлен. Вот - начало восьмисотметрового пути, который прошла вместе с Серафимом Саровским Сама Пресвятая Богородица. Все сделано, как заповедал батюшка Серафимушка: три аршина глубиной, три аршина шириной. Да ров такой же - высотой в три аршина. По его утрамбованной вершине и надо бы идти молитвенникам. Кто "Богородицу" на этом пути полтораста раз прочтет, тому здесь все - и Афон, и Иерусалим, и Киев. Так говорил Преподобный. Но мы идем не по валу, а по тропинке рядом. Вот вал обрывается и дальше... Кажется, что дальше идет ровный участок. Но это не так. Здесь в Канавку заложены трубы фекальной канализации (!), здесь - бездна. Бездна кощунства человеческого. Сбрасываются эти стоки в святые источники Дивеевские. Отходы плоти оскверняют родники духа. 
Слава Богу, администраторы нынешнего поколения начинают понимать чудовищность происходящего. Во всяком случае, постоянно приезжающий в Дивеево нижегородский вице-губернатор Владимир Николаевич Горин высказывается на сей счет резко: "Стоки с источников будут убраны. Дерьмом обливать святые места не надо".
Слева от нас - школа, построенная на могилах монастырского кладбища. Путь крестного хода пересекает группа подвыпившей молодежи. Видя сосредоточенность молитвенной процессии, двое девиц громко выкрикивают слова какого-то шлягера. Они спешат на школьную дискотеку. Через несколько минут она огласит четвертый удел Матери Божией ритмами хамитских племен. Начнется пляска на костях монашеских. Страшный грех! По неведению? Но незнание законов - в том числе и духовных - не освобождает от ответственности. 
Чуть дальше, напротив монастырской больницы, воссоздается еще один участок Канавки. Говорят, что иногда в грунте встречаются зеленоватые камушки. Их любят собирать мальчишки. Они называют стекловидные окатыши "слезками Богородицы". На самом деле - это металлургический шлак XVII-XVIII веков. Во времена, когда по откровению Богородицы пришла сюда матушка Александра, в селе действовало железоделательное производство. Монахиню поразили царящие здесь "пролетарские" нравы. Как и взаправду не пролиться было слезкам Богородицы! В Дивеево тех лет словно явлен был вид России ХХ века. Сто лет молитв и духовных подвигов потребовалось, чтобы возник на сем месте монастырь... Может быть, столько же надо будет и для преобразования последствий "диктатуры пролетариата"? Для преображения страны в Православное Царство? О многом, очень о многом говорит нам Дивеево. И возможно, его главные прикровенные слова таковы: ВОЗРОДИТСЯ КАНАВКА - ВОЗРОДИТСЯ РОССИЯ. 
Сегодня мы видели, как работают здесь молодые люди из Зеленограда, которые приехали сюда по объявлению в "Русском Доме". Игорь и Елена Галкины - горожане, работа для них непривычная, тяжелая. Но грех сетовать, когда видишь, как трудятся молодые насельницы обители. Носят землю на вершину вала, тяжелыми толкушками трамбуют грунт.
Елена и Владимир спрашивают: кому здесь можно передать деньги на восстановление Канавки? Как узнать, дошли ли посылавшиеся прежде почтовые переводы? Эти вопросы я переадресовал матушке игуменье и она ответила: "Пожертвования можно передать в свечной ящик, а на конверте пометить: на Канавку. Можете быть уверены: все будет использовано по назначению. Те, кто отправляет переводы, могут тоже самое написать на бланке или послать сопроводительное письмо. И они обязательно получат ответ - с благодарностью. Напомню еще раз слова Преподобного: "...кто в обители моей будет жить, всех не оставлю; кто даже помогать будет ей, и те от мук будут избавлены". Сколько еще помощи нужно монастырю! И жилье, и школу, и интернат, находящиеся на территории будущей киновии, предстоит построить в другом месте.
Эту заботу взял на себя общественный Попечительский совет по восстановлению Канавки. Совет объединяет людей, которые реально могут помочь святому делу. Возглавляет его Александр Станиславович Миронов. Слава Богу, первый восемнадцатиквартирный дом уже построен, заложен следующий. По провинциальным меркам, строят, возможно, не так уж и медленно. Но обычные сроки кажутся здесь особенно тягостными. Ведь булькает зловонная жижа в недрах Канавки; оглашается будущая девичья киновия пьяными криками; гремит безумием человеческим дискотека... И обычные для строительных совещаний перенос сроков, пляска цифр, вязкость чьей-то неисполнительности в Дивееве воспринимаются как наваждение.
Урок всем нам: не морально-нравственными критериями руководствоваться надо в подборе подрядчиков. Не "порядочных" исполнителей надо искать, а призвать среди православных: кто готов потрудиться на дивеевской стройке? Причем объявить конкурс. Ведь после такого же объявления в "Русском Доме" от желающих участвовать в рытье шурфов и самой Канавки отбою не было.
...Идем мимо неухоженных монастырских корпусов, приспособленных под жилье. Смекнув, что все они получат новые квартиры, жильцы прописывают на свою жилплощадь многочисленную родню. "Просчитав" ситуацию, некий юркий юрист еще в начале 90-х скупил здесь некоторые дома. Сейчас цены ломит за них астрономические. Бога не боится. Боится прогадать перед лицом Маммоны.
Такие и объявляют войну монастырю - якобы из-за имущественных, юридических противоречий. Но и за ними видится сила, имеющая более чем семитысячелетний опыт богоборчества. Сила, против которой самому, без помощи Божией, не совладать. Поэтому не только и не столько профессионализмом или деньгами добрых людей решаются проблемы здешние. "Без помощи Божией, заступничестве Пречистой и преподобного Серафима ничего бы не сдвинулось с места, - говорит матушка Сергия. Все мы - постоянно ощущаем эту Небесную поддержку".
Да, там, где место свято, там и демонская сила действует. Недалеко от пути, по которому пролег наш крестный ход, - бывшая монастырская богадельня. Когда-то здесь была и домовая церковь в честь иконы "Всех скорбящих радосте". Сейчас в алтаре храма обитает некий гражданин, вышедший из мест не столь отдаленных. Гонит самогон. В ответ на предложения обменять это жилье на благоустроенную квартиру куражится: соглашусь, дескать, только на отдельный коттедж. "Молиться надо о них, - вздыхает игуменья Сергия, - мы ведь не сетуем на незрячесть слепых от рождения. Так же и эти несчастные: лишены дара веры".
Мы проходим мимо психоневрологического интерната. Вот прибежище несчастных детей, ставших олицетворением грехов родительских... Скоро здесь тоже восстановят участок Канавки, засыпанной ныне грехами нашими. Пусть медленно, но выполняется предреченное Старцем. И вот уже на территории будущей девичьей киновии поселились первые насельницы. Живут они в здании бывшей монастырской водокачки, выполняют просфорное послушание. Это инокиня Мария, послушницы Елена и Анастасия. Как не вспомнить слова батюшки Серафимушки: настанут времена, и в Казанском соборе почивать будут четверо мощей, а сам он ляжет между ними пятым. Слава Богу, приблизился срок прославления мощей схимонахинь Александры, Марфы и Елены Мантуровой, первоосновательниц обители. Раки с их мощами будут стоять скоро в Казанском храме. Дивеевские насельницы верят, что молитвами этих предстательниц Богородичная Канавка будет освобождаться от поругания быстрее.
Фото инокини Ольги

Контактный телефон рабочей группы Попечительского совета - (8-095) 4912931.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь
123424, г. Москва, Волоколамское шоссе, 88, стр. 4, тел. 491-78-30, 491-83-44; 
с. Дивеево, тел. 8-8314-32-14-89 - о. Игорь.
Для перечисления на Р/С монастыря в Дивееве: ФАКСБ РФ ОАО "Нижегородский банк", г. Нижний Новгород 
БИК 042202603 
ИНН 5216001711
К/С 301018109000000001038
В "Назначении платежа" указать: для Ардатовского ОСБ 4381 на восстановление Канавки.
Для перечисления на Р/С монастыря в Москве: АКБ "Новокомбанк" г. Москва 
БИК 044583162
ИНН 5216001711
Р/С 40703810800000002345