КРОНШТАДТСКИЕ ЗАРИСОВКИ
А. Н. Зозуля
Проезжая по Приморскому шоссе, под Петербургом, я увидел огромный указатель: "Строительство защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений". А рядом совсем маленький: "Кронштадт - 15 км". В сам город ехать сначала не хотелось. Заинтересовали "защитные сооружения". Но чем дальше я проезжал по искусственной дамбе, перескакивая от одного сооружения на другое, тем больше тянуло меня в Кронштадт. И с правой стороны дамбы, и с левой появились какие-то непонятные островки, на островки, впрочем, не похожие. Остановившись у рыбаков, которых на дамбе очень много, я поинтересовался у одного из них, что такое. И каково же было мое удивление, когда узнал о том, что это форты, которые еще со времен Петра I были защитой "северной столицы" от врагов. Дамба соединила несколько таких островков-фортов.
Вот так для меня, современного россиянина, шоссе, расположенное на дамбе, превратилось в дорогу, уходящую в глубь истории России.
Островов-крепостей вокруг острова Котлин - 17. Из них только девять носят официальные названия. Самые мощные и непосредственно охраняющие рейд и гавани Кронштадта - форты "Кроншлот", "Петр
I", "Великий князь Константин", "Император Павел" и "Император Александр
I". Кстати, последний в народе называют еще и "Чумной", а вот почему, мне выяснить не удалось. То ли туда свозились больные чумой (что весьма маловероятно), то ли защитники этого бастиона сражались во время войн как чумовые (что более убедительно).
На дальних подступах к острову Котлин находятся еще два особо мощных острова-форта - "Тотлебен" и "Обручев". Гарнизоны этих бастионов, как правило, самыми первыми принимали атаки неприятельских флотов на себя.
Ближе к Кронштадту есть еще два именных острова-форта - "Милютин" и "Зверев". Эти названия, как мне рассказали старожилы, они получили уже в годы Великой Отечественной войны, во время обороны Ленинграда. И Милютин, и Зверев были командирами гарнизонов фортов, стоявших насмерть. Кстати, именно во время последней войны на островных фортах появились более современные защитные сооружения, так называемые дзоты (долговременные защитные огневые точи). Все остальные сооружения сохранились со времен Петра. Внутренние помещения фортов соединены между собой целой сетью подземных переходов. Сегодня острова-форты посещаются только рыбаками да бандитами, "забивающими" на них "стрелки" для своих разборок, оскверняющими память нескольких десятков поколений наших соотечественников.
Первое, что бросается в глаза при въезде в город-крепость Кронштадт через древние крепостные ворота, так это чистота. В скверах, парках, на набережной - везде, даже на улицах, стоят мусорные урны, и на чисто подметенных тротуарах и дорожках, аккуратных и ухоженных газонах редко можно увидеть валяющийся окурок, а тем более брошенную бумажку. Чистота, как на корабле. Сказывается сопричастность города военному порядку. Но там, где стоят дома с пустыми глазницами окон, везде мусор, хлам, обвалившиеся кирпичные кладки и штукатурка. В основном, это строения петровского времени, как, например, здания Кадетского корпуса или величественный Морской собор на центральной Якорной площади. В нем, в Морском соборе, действует музей с экспозицией "Крепость Кронштадт", рассказывающая о героическом прошлом города, зарождении и становлении Военно-Морского Флота России. Конечно же, в экспозиции присутствует и современный Кронштадт, но, как это ни парадоксально, с точки зрения прошлого, о сегодняшнем дне героической крепости на Балтике рассказывать нечего. У меня создалось впечатление, что сегодняшнего дня города-бастиона не существует - даже прошлое приходит в упадок.
При въезде на остров Котлин висит огромный плакат: "Кронштадт - свободная экономическая зона". По улицам города раскатывают "шестисотые-пятисотые" "мерсы", "крутые" "джипы", "восьмерки"и "девятки" с бритоголовами "отморозками", но никакой рыночной экономики, кроме коммерческих палаток, в городе нет. Ее и не может быть по определению. С каким гневом и недоумением смотрит со своего постамента царь Петр Алексеевич на Петровскую гавань, где сиротливо, прижавшись плотно бортами друг к другу, в уголочке, стоят современные, мощные военные корабли, забывшие о своем предназначении, потому что нет топлива для несения сторожевой службы. Этим "нуворишам" в "мерсах" и "чероках", бритоголовому молодняку, нет никакого дела до того, что разрушается многовековая история города: разваливаются форты, которые не смогли разрушить даже фашистские бомбы, захламляются гавани, из которых уходили в кругосветные походы корабли Крузенштерна или подводные лодки под командованием героических капитанов, таких как Маринеско, чтобы топить немецкие корабли, защищая свою Родину. Предаются забвению труды многих простых рабочих, которые создавали славу городу-крепости. Нет никакого дела до Кронштадта и руководителям Ленинградской области и Санкт-Петербурга. Да и президенту России Владимиру Владимировичу Путину не мешало бы вспомнить о Кронштадте - ведь он сам питерец. Этот город прославили своими открытиями адмирал Степан Осипович Макаров, русский инженер, изобретатель радио Александр Степанович Попов и многие другие ученые, работавшие, служившие и жившие в Кронштадте. Этим городом-крепостью и его жителями восхищались великие деятели русской литературы разных поколений, в том числе Пушкин и Новиков-Прибой. А сколько конструкторских разработок до сих пор, со времен Петра, находятся в действующем состоянии в Кронштадте! Это и уникальный шлюз Петровских доков Кронштадского судоремонтного завода, уникальная паровая машина для откачки воды из паркового бассейна, в который сливали воду из доков. А уникальный в своем роде Морской собор - место поклонения многих поколений верующих моряков? Кроме музея, в соборе больше ничего нет, он разрушается. Для кого жили, строили, создавали интеллектуальные и моральные ценности, защищали от врагов и погибали наши предки? Для будущих поколений, для нас? Если это так, то до какой стадии неблагодарности можно дойти, наплевав на прошлое? "Без прошлого нет будущего" - сказал кто-то из знаменитых. Если мы сегодня не вспомним о великой крепости Кронштадт и других памятниках истории, то и восстанавливать будет нечего и грош цена нашему настоящему и будущему. В конце концов, если уж Кронштадт стал "открытым городом", да еще и перестал быть островом, оторванным от материка благодаря защитной дамбе, то хоть за счет экскурсантов надо пополнять бюджет города. Правда, это маленькое утешение: без государственных дотаций городу не обойтись. А восстанавливать город надо, хотя бы Морской собор. Без веры человек - пустое место.
Когда я уезжал из Кронштадта, во мне было противоречивое ощущение от увиденного. С одной стороны, я был горд и потрясен этим детищем Петра, с другой стороны - не покидало чувство грусти, даже стыда за сегодняшнее поколение: как быстро мы можем загубить то, что создавалось веками лучшими умами нашего Отечества. Нежели больше никогда над петровской цитаделью не будет гордо развиваться Андреевский флаг - символ могущества и боеспособности Военно-Морского Флота России? |