Русская линия

крест
Русский дом, №7. Оглавление


Духовный мир

 "ВЕЧНЫЕ ТАЙНЫ"
Дебют фильма Татьяны Карповой на кинофестивале "Золотой витязь"
В. Е. Демин, сценарист, кинорежиссер

Каждый из нас живет в неком другом свете, подобном тому, что высвечивает актера на сцене, когда все остальное вокруг него погружено во мрак. Находясь внутри этого круга, ослепленные его яркостью, мы не видим резкой границы между ним и окружающей нас темнотой, не видим даже самой темноты, не способны осознать, что живем и движемся в малом пузырьке света, погруженном в океан Тайны.
Когда вдруг - ни с того, ни с сего - всегда неожиданно - мысль о масштабах незнаемого, ощущение этих масштабов проникает глубоко в наше сердце, в нем совершается нечто особенное, как будто бы возгорается что-то, - и начинает потихонечку оживать, казалось бы, уже невозможное, навсегда ушедшее, давно забытое, детское чувство тайны... Оно все может изменить в нашей жизни. Душа, оставшаяся без встречи с реальной Тайной, без чувства реального Чуда, получает взамен суррогаты и питается ими. "Секретные материалы", "Загадки века", "Тайны Кремля", "тайны Янтарной комнаты", "Тайна смерти Мэрилин Монро"... - какая насмешка над здравым смыслом! То, что имеет временное значение, а то и просто высосано автором из пальца, - манит массовое сознание почти с гипнотической силой, а действительная тайна, которая связывает жизнь каждого человека с вечностью - тайна нашего Богообщения - привлекает внимание в гораздо меньшей степени. Почему тайна заведомо более таинственная и масштабная менее интересна для большинства? Как объяснить этот удивительный парадокс? Эту еще одну тайну?
"Вечные тайны" - фильм известного православного кинодокументалиста Татьяны Михайловны Карповой (киностудия "Отечество", производство 2000 года) должны посмотреть ВСЕ. Такое возникает чувство после его просмотра. Это чувство рождается потому, что внимание создателей фильма обращено к Главному - к тому, что скрывает в Себе Божественный Мрак и что открывает Он нам, людям, чтобы разбудить нас от гипнотического сна повседневности.
Фильм сделан хорошо, благородно, благоговейно, и этого достаточно. Когда мироточит икона - ее скромный вид, ее отогнутый уголок, выцветший фон - все ее несовершенства еще более умиляют душу, предстоящую перед Тайной, более значимой, чем эстетическая. Фильм Т. Карповой - кинематографическое размышление о православном Чуде. Следуя за смыслом и за сутью явлений, называемых Чудом Божиим, авторы фильма смогли соединить эти два полюса: нескладную жизнь человека и высокую, таинственную жизнь Святого Духа.
И опорами в этом соединении служат в фильме два евангельских чуда: совершенное Сыном Божиим (из тех, что описано в канонических текстах), чудо претворения воды в вино во время свадебного пира в Кане Галилейской и другое чудо, по слову отца Иоанна Кронштадского, "большее, чем само Сотворение мира, - чудо претворения (пресуществления) вина и хлеба - в кровь и плоть Иисуса Христа. Эти две главные смысловые опоры несут энергию такой надежды и благодатного света, которая, сплетаясь с исповедью конкретных людей, естественным образом становится повествованием о таинстве Святого Причастия. Вино, по замыслу Божию, должно "веселить сердце человека". А во что же - все чаще и чаще - человек обращает это вещество, это благословение Божие, в котором действительно может пребывать Сама истина? (In vino veritas! - какое невольное, не понимаемое ни древними, ни нынешними поэтами пророчество Евхаристии!)
Один из философов сказал, что христианство требует от человека жить внутри Чуда. "Верую, потому что чудесно".
"Нас может спасти только чудо", - это в пародийной форме высказанное пародийным президентом их пародийного фильма "Ширли-мырли" ощущение нынешней ситуации в стране на самом деле является глубоко спрятанной в душе народа чаще всего неосознанной, смиренной великой Верой. Не верим мы никаким программам, голосуем сердцем просто из снисхождения к назойливым просьбам, знаем, что не достойны никакого чуда, даже смеемся над своим ожиданием, и все-таки ждем, потихонечку делая свое дело или потихонечку пропадая...
Момент встречи в нашем земном, падшем мире с проявлением Божественной сущности всегда таинственен и непостижим. Для того, кто больше верит не в Бога, а в свою способность самостоятельно постигнуть истину, этот момент встречи не может не оказаться камнем преткновения... так случилось с Львом Николаевичем Толстым, когда он остановился однажды на этой развилке: вера в свой разум или вера в непостижимое Таинство Божие. Как известно, он выбрал первое... По-Толстому, длинная череда людей, подобных отцу Тавриону, тысячами нитей уходящая к Самому Христу, не знала, что такое вера... Автор великих произведений литературы, как бы на пробу открывший рот перед Святой Чашей, чтобы глотнуть, вдруг почувствовал в этом... фальшивую ноту! Даже столь великий человеческий разум, заглянувший в видимый ему круг собственного "разумного света", вдруг оказался поразительно беспомощным и слепым!
Враг рода человеческого хочет разделять человека и властвовать. Плоть отделить от духа, чтобы с каждой частью разделаться поодиночке. В противоположность этому Церковь, отказываясь от всякой власти над человеком, по его желанию собирает и восстанавливает его первозданную целостность: дух может снизойти до самых корней плотского, мысль может погрузиться в самую глубину сердца, земное может преобразиться небесным ("яко на небеси и на земли"), а хлеб над-сущный соединиться с на-сущным.
Причастность человека к Вечности является подлинной, только когда совершается единство, какое несет в себе Святое Причастие - единство внутреннего и внешнего, видимого и сокровенного.
Видимое и сокровенное... Эти два слова являются названием предыдущей большой документальной ленты Татьяны Карповой, ленты принципиально важной для нашего кинематографа, но пока мало ему известной. Она была отмечена призом "Золотого витязя" за лучшую режиссуру и хорошо известна многим православным людям.
Международный кинофестиваль славянских и православных народов "Золотой витязь" в мире является, пожалуй, единственным окошком, через которое объектив камеры можно повернуть сегодня в сторону Вечности, ведь все остальные тысячи тысяч окон прорублены у нас совсем в другую сторону! Однако будем надеяться, что скоро всем надоест твердить, что третьего не дано, третий путь - свой, не восточный, не западный - Царский! - есть. Вот для этой цели - обрести свой единственный Царский путь - и будут всенародно востребованы все долгожданные встречи Видимого и Сокровенного, все наши Вечные Тайны...
Так развивается единая тема этой, может быть, нечаянной кинодилогии режиссера Татьяны Карповой. Хочется пожелать ей сделать трилогию - тема стоит на то: тема драматической русской судьбы, теряющей и вновь обретающей своей целостность - через Христа. Кинематографическое размышление Т. Карповой о православном Чуде, наверное, можно сформулировать примерно так: сколь не удивительны чудеса, явленные нам из таинственного Божественного Мрака (миро на иконе, видение в небе, Благодатный огонь на Гробе Господнем, исцеление безнадежно больного и т.д.), все же самым удивительным и прекрасным всегда будет оставаться неуловимое чудо преображения человеческой души, рвущейся из тенет греха к Богу... Собственно, ради этого чуда и даются людям все прочие чудеса... В том числе, думаю, и чудо создания такого ясного фильма в наше все более и более Смутное время...
Повторяю со всею силою убеждения: это фильм, который должны посмотреть все.