Русская линия

крест
Русский дом, №7. Оглавление


 Православный календарь.

ЗАСТУПНИКИ СЕМЬИ ВАШЕЙ

8 июля (25 июня по ст.стилю) день успения преподобномученицы Февронии и благоверного князя Петра 

"Что Бог сочетал, того человек да не разлучает" 
(Мф. 19,6) 

Чудотворная икона святых князя и княгини Петра и Февронии находится в храме Малого Вознесения на Большой Никитской, что напротив консерватории. Покойный настоятель храма о. Геннадий благословил телепрограмму и журнал "Русский Дом" на учреждение и прославление 8 июля русского праздника всех любящих.

С каждым годом все настойчивее в февральскую непогоду, накануне Сретения - 14 февраля, нас поздравляют с Днем влюбленных, Днем святого Валентина, который почитается на Западе, но отсутствует в православных Святцах. А у нас на Руси уже много веков благоприятным днем для всех любящих, праздником не легкомысленных влюбленных, а - возлюбленных, днем супружеского счастья почиталось 8 июля, когда празднуется День Петра и Февронии. 
Муромские чудотворцы, благоверные князь и княгиня, открывают миру одну из тайн русской святости: нераздельность в духе мужского и женского начала. По учению Церкви, цельность человека была разрушена через грехопадение. До падения Адам и Ева были как бы зеркальным отражением друг друга; после грехопадения "зеркало" разбилось, и половины потомства Адама и Евы перестали узнавать друг друга. Но есть нераздельное внутреннее единство в браке, таинство которого освящено Церковью. "Что, как не брак, соединило море и сушу влажной дорогой и объединило раздельное друг от друга?" - писал святитель Григорий Богослов. Вот эту цельность и целомудрие в браке являют собой любимейшие русские святые. 
Не случайно их Житие, написанное священником дворцового собора Спаса на Бору в Москве Ермолаем в XVI веке, стало жемчужиной древнерусской литературы. 
Поразительно, что этот исконный праздник 8 июля вытеснен Днем святого Валентина. Только два объяснения этому: необычайно сильная пропаганда февральского Дня влюбленных, под который на Западе готовится целая рекламная кампания, и... не воспринимаемое сегодня имя Феврония. Звучало хотя бы: Петр и Прасковия...
По сказанию о Петре и Февронии, молодой муромский князь поверг змея, недобитого Ильей Муромцем, но кровь супостата, попав на Петра, покрыла все его тело язвами. Придворные с ног сбились в поисках лекарей. Наконец молва привела их в рязанскую землю, в село врачевателей Ласково. (Кстати, я был там и купался в одноименном озере, с настоянной на торфяниках коричневой, маслянисто-ласковой водой). Жители Ласкова указали на премудрую деву Февронию, дочь простого древолазца - бортника, собиравшего мед диких пчел. Феврония взялась излечить князя, но при условии, что тот женится на ней. Петр по нужде и безответственности обещает жениться, но после излечения хочет откупиться золотом. Дева отказывается, и тело князя снова покрывается струпьями. Тут-то Феврония прижимает его к стенке: рязанки и рязанцы - хваткие. Недаром Есенин писал о себе как о поэте "с небольшой, но ухватистой силой".
Зато потом Петр (в переводе с греческого - камень) живет с Февронией как за каменной стеной и все больше ценит свою супругу. Бунт поднимают бояре: почему это простолюдинка властвует в княжестве? Они ставят Петру ультиматум: или Феврония, или княжение. Князь уже не мыслит своей жизни без жены и выбирает изгнание. Феврония успокаивает его и предсказывает триумфальное возвращение. Так оно и случается: бояре не поделили власти, передрались и пошли на поклон к князю.
Много лет супруги жили счастливо и праведно, правили в Муроме "как чадолюбивые отец и мать". Они любили друг друга до смерти и... после. Приняв монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния, супруги завещали положить их в одном гробу, заранее приготовив гробницу с тонкой перегородкой. Скончались они в одно мгновение 8 июля по новому стилю, но в нарушение завещания их положили в разных гробах и в разных закрытых храмах. На следующий день они оказались в одной гробнице... Снова люди пытались разлучить их, но наутро тела супругов опять были вместе. В славице им поется: "Радуйтесь, честные супруги, ибо Христос осенил вас Своей благодатью так, что и после смерти ваши тела неразлучно в одной гробнице лежат, а духом предстоите вы перед Богом!".

Зерна доброты в нас заронены.
Память о былом призови - 
Повесть о Петре и Февронии,
Повесть о прекрасной любви.
Можно загрустить, опечалиться,
Но душа не может молчать.
Песня о любви не кончается,
Песня продолжает звучать.

Кстати, в июле больше всего летит песен над русскими просторами - на открытых площадках в парках, в дальних дорогах, у привальных костров. А церковные песнопения над русской равниной - никогда не смолкают.

Молитесь, любящие, 8 июля святым Петру и Февронии!