Русская линия

крест
Русский дом, №7. Оглавление


 Галерея 

РАДОСТЬ ХУДОЖНИКА КУПРИЯНОВА
И. И. Стин

Он родился и живет в Замоскворечье. В детстве, застал еще булыжные мостовые, деревянные заборы, над которыми поднимались цветущие кисти сирени. Тогда, в тридцатые-сороковые годы, век девятнадцатый был ближе и заповедные эти места во всем своем устройстве долго-долго хранили дух времени. Отдельные домики еще и сейчас глядят друг на друга своими милыми невысокими фасадами. Добрая старая Москва была полна цветами - на клумбах, на окнах, в комнатах. И каждый дом был окружен садом и долго еще, вплоть до наших диких коммунальных времен, доживали сильные кусты сирени, которые, вероятно, видел еще и живший здесь рядом А.Н. Островский.
Отец Сергея Алексеевича был художником и другом В. Бакшеева. Вся жизнь проходила среди красок, кистей, этюдов, картин. Путь Куприянова-младшего определился сам собой.
Счастливый человек Сергей Алексеевич! Ни деньгами, ни славой не поврежден, с дороги своей не свернул и прошел весь путь жизни в полной взаимности со своим призванием. В основном он пишет акварелью. Несмотря на воздушность и легкость акварелей, их создателю нужна твердая рука - техника акварели переделок не допускает. Художник должен так острой чувствовать, видеть и обонять сюжет, так улавливать тончайшие переливы цвета, чтобы, прикасаясь кистью к бумаге, каждый раз мог сделать единственный и абсолютно точный мазок. Сколько же сделано этих "абсолютно точных" мазков?
Недавно в Центре славянской письменности и культуры, на персональной выставке заслуженного художника России С.А. Куприянова, где были завешаны два этажа его работами, художника спросили: "Сколько же картин вы написали за жизнь?" "Я не считал", - был ответ.
Где уж тут сосчитать! Без счету дарит не только друзьям, но и случайным людям, или оставляет на память за ночлег в пути. Как легко и радостно это его нестяжательство и простая готовность откликнуться. Все выставки его имеют одно название: "Тихая моя Россия". Как верный сын, предан он своей земле и верен ей во всякое время, какими бы тяжелыми ни казались времена. Он работает быстро и много: набрасывает ускользающее состояние природы, характерны людей и животных, цветовые пятна переменчивого света... Много ездил и много ходил художник по стране, по самым историческим, долгим и полным впечатлений оказалось для него путешествие с Владимиром Солоухиным, где пришлось и босиком по пыли, "как оп коврику", идти, и машину из глубоченной грязи не раз вытаскивать, и искать ночлег; когда усталость была такая, что "где-нибудь в прихожей - этюдник под голову - и уже спишь!" Так родились знаменитые "Владимирские проселки", написанные Солоухиным, а Куприяновым иллюстрированные.
Издание это оставило добрый, глубокий след и в русской литературе, и вв душах современников. Дружба писателя и художника была долгой и в последний раз они поведались в мастерской за две недели до кончины светлой памяти русского писателя.
"Владимирские проселки" - одна из ста пятидесяти книг, которые иллюстрировал Сергей Куприянов. Работал он над книгами Василия Шукшина и Виктора Астафьева. Множество книг сделал для детей. 
Каждая книга, каждая картина были для Сергея Куприянова счастьем.
Покойный Юрий Нагибин был прав, когда сказал, что русские счастливы тем, что живут в истории и в природе... Но он забыл еще о Православии, которое стоит во главе наших взаимоотношений с миром - каждого человека отдельно и всех вместе. Оно издает нам это счастливейшее чувство радости, сила которого поддерживает и освящает всю нашу жизнь.