Русская линия

крест
Русский дом, №7. Оглавление


 По грехам 

ТАЙНА "БРОДЯЧИХ АКРОБАТОВ"
А. М.Портнов, профессор 

Посетители Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве обычно задерживаются перед картиной Пабло Пикассо "Бродячие акробаты" - очень уж выразительны фигуры мужчины и женщины, ссутулившихся над бокалами с зеленоватым зельем. Их глаза пусты, они безучастно глядят в разные стороны. Зрителям понятно, что художник изобразил какой-то глубокий конфликт между этими людьми. Но в чем его причина?.. Посетители, как правило, о ней не догадываются. Между тем, художник изобразил причину драмы на первом плане картины: эта равнодушная друг к другу пара... любит абсент!.. Почему любовь и абсент несовместимы? 
Абсент - зеленый дурманящий напиток, полынная настойка - был широко распространен в Западной Европе, особенно в конце XIX и начале XX века. Сейчас мало кто помнит, что люди, пристрастившиеся к абсенту, платили за любовь к этому напитку тяжелейшими нервными и психическими расстройствами. Посетители музея, наверное, не понимают, что вялый мужчина на картине Пикассо - импотент, а его безучастная подруга - ненормальна, зоркий глаз художника всего лишь точно передал болезненное состояние абсентизма - отравления полынной настойкой. Широкое распространение этого своеобразного наркотика едва не привело к вырождению французской нации.
"Абсинте" по-французски - полынь. Полынную настойку впервые "открыли" французские солдаты, воевавшие в Алжире в середине прошлого века. Они обнаружили, что терпкий, горький и ароматный напиток здорово дурманит, создает "кайф", вызывает необычные чувства и ощущения. Вскоре абсент широко распространился сначала во Франции, а затем и в других странах Западной Европы. Особенно пристрастилась к нему творческая интеллигенция: художники, артисты, журналисты.
Известно, что Ван-Гог жить не мог без абсента, который, несомненно, довел его до сумасшествия и самоубийства. Очевидно, что и напряженная цветовая гамма произведенийэтого художника формировалась под воздействием абсента, а точнее - содержащегося в нем полынного масла, сильнейшего галлюциногена, концентрирующегося в полыни и известного в науке под названием "туйон" (впервые это вещество было выделено из листьев туи).
Франция второй половины XIX века была буквально поражена абсентизмом. В стране процветали многочисленные кафе и клубы почитателей полынной настойки. Еще в 1859 году Эдуард Мане написал портрет "Любитель абсента"; в 1876 году Эдгар Дега изобразил сцену в кафе и назвал ее "Абсент"; в 1887 году Тулуз-Лотрек нарисовал портрет Ван-Гога с бокалом абсента, а в том же году Ван-Гог пишет натюрморт - собственный стол с графином и бокалом, наполненными зеленой отравой.
Оноре Домье печатал литографии, рекламирующие абсент, с надписями: "Забудь о пиве!", "Только абсент способен вдохнуть в тебя новую жизнь!" и т.д. Помимо "Бродячих акробатов" в Музее изобразительных искусств в Москве посетители могут увидеть погруженную в мрачные грезы "Любительницу абсента" кисти Пабло Пикассо, созерцающую бокал с зеленой полынной настойкой.
Злоупотребляли этим напитком такие поэты, как Поль Верлен, Артюр Рембо, Шарль Бодлер. Может быть, абсент способствовал развитию их таланта?.. Ни в малой степени. Имеется много свидетельств в пользу того, что эти поэты и художники создавали свои шедевры лишь тогда, когда им удавалось обрести ясность ума, избавившись от последствий тяжелого полынного похмелья. А вот пристрастие к абсенту рождало произведения с названиями типа "Цветы зла", "Один сезон в аду" и сопровождалось нервными срывами, длительной депрессией, психическими болезнями и самоубийствами. Жертвами абсентизма становились и нефранцузы - например, Эрнест Хемингуэй, который не только не скрывал личного пристрастия к "зеленому чуду", но и наделил им главного героя романа "По ком звонит колокол" Роберта Джордана. Но Джордан, как и подобает положительному герою, погиб красиво, в бою, а вот Хемингуэй в состоянии тяжелой депрессии взял ружье и выстрелил себе в рот. Врачи далеко не сразу пришли к выводу о том, что полынная настойка просто-напросто разрушает человеческий мозг. Люди страдали от постоянного головокружения, ослабления умственных способностей, страшных галлюцинаций. У мужчин быстро развивалась импотенция. Эксперименты на обезьянах подтвердили смертельную ядовитость полынной эссенции.
Но французы уже так привыкли к абсенту, что у них появилась массовая наркотическая зависимость от "туйона"! С1875-го по 1913 год потребление абсента на душу населения увеличилось в 15 раз, французы выпивали 40 миллионов литров абсента ежегодно! Между тем статистика показывала четкую положительную зависимость между увеличением потребления полынной настойки и растущим количеством уголовных преступлений, душевнобольных, мертворожденных детей и импотентов. Население Франции стало неуклонно сокращаться, что дало повод Гитлеру презрительно отзываться о французах как о вырождающейся нации. Но ведь абсент и в самом деле грозил французам полным исчезновением!
Забившие тревогу врачи и ученые столкнулись с мощнейшей оппозицией промышленников и торговцев, получавших гигантские прибыли от продажи абсента. Правительство попыталось уменьшить потребление напитка путем повышения цен на ядовитое зелье, но толку из этого не получилось. В результате прибыли торговцев "зеленой смертью" возросли, а для усиления привлекательности зеленой настойки в нее стали добавлять ядовитые соли никеля и меди. Стал "модным" абсент с загадочным опаловым мерцанием, но опаловый отлив достигался за счет добавки ядовитых соединений сурьмы... Спрос на абсент был так велик и изготовление его давало такую огромную прибыль, что популярный напиток стали изготовлять все кому не лень - из дешевого грязного спирта, смешанного с химическими цветными эссенциями. Из Франции отрава постепенно расползлась по всей Западной Европе... Лишь Россия предпочитала зарубежной "новинке" качественную отечественную водку. 
Первой страной, которая повела решительную борьбу с абсентом, стала Бельгия. Нарушителей запрета ждали огромные разорительные штрафы и тюремное заключение. Вслед за Бельгией запретительные законы появились в Италии, США, Швейцарии, Испании и в других странах. В 1915 году абсент, наконец, был запрещен и во Франции: катастрофическая нехватка мужчин, сотнями тысяч погибавших на фронтах мировой войны, заставила правительство пойти на решительные меры. Интересно, что в побежденной стране - Германии - абсент не был запрещен: об этом свидетельствует, например, роман Ремарка "Три товарища". Дескать, травитесь, дорогие немцы! Но уже при Гитлере об абсентизме ничего не стало слышно.
Губительная полынная наркомания пошла в Европе на убыль. Но минуло еще много лет, прежде чем население Франции стало увеличиваться. Между прочим, в немалой степени благодаря волне физически здоровых арабских эмигрантов из Алжира, которая хотя и принесла "свежую кровь", но отнюдь не способствовала сохранению французского - "галльского" - этноса.
В наше время полынное масло - "туйон" - хорошо исследовано. Известно, что оно вызывает сильное возбуждение вегетативной нервной системы, за которым следуют конвульсии, галлюцинации, потеря сознания, смерть. Соединения полыни сейчас врачи используют в качестве яда... для глистов. Туйон парализует нервную систему этих паразитов - и они выбрасываются из организма.
Современным любителям вермута, кстати, не мешает знать, что слово "вермут" - тоже название полыни, только по-немецки...
История с абсентом, слава Богу, ушла в прошлое. Но страшное нынешнее вырождение населения России тоже в значительной мере связано с использованием фальсифицированного и низкокачественного спиртового пойла. Следует помнить, что вся водка из Осетии, - грубая ядовитая фальсификация. И пусть вас не вводят в заблуждение названия известных винно-водочных изделий и бутылки необычной формы, заказанные для приманки покупателей разными "клубами", - это только яркие наклейки, привлекательные цветные этикетки, ничуть не соответствующие содержанию бутылок. "Вино" создается на базе воды, низкокачественного спирта, сахара, красителей и эссенции. Власть ни в малой степени не мешает этому преступному бизнесу. 
В гигантских количествах технический ядовитый спирт, превращаемый в "Столичную" или какую-нибудь другую "водку", поступает в Россию из Турции через Грецию или - после скандала на русско-грузинской границе - любыми путями в обход. Лишь один рейс автомашины-спиртовоза дает чудовищную прибыль - 60 тысяч долларов! При таком доходе можно и рискнуть, можно и подкупить таможню, можно и обходные пути разыскать...
Ядовитая крайне низкокачественная водка поступает в Россию также из Китая, Польши, прибалтийских стран, не считая массового подпольного изготовления "водки" в самой России. Какой-то гарантией качества является марка московского завода "Кристалл", но ведь и на фальсифицированной водке очень часто находят этикетки "Кристалла": заказать наклейки сейчас - не проблема... Неплохим качеством отличаются вина, поступающие с юга России - из Краснодарского края и Ставрополя. Но практически все "знаменитые" грузинские, азербайджанские, дагестанские и прочие кавказские вина и коньяки - фальсифицированы; нельзя пить греческий "коньяк" и т.д. Резко ухудшилось качество вин Молдавии: качественная продукция с "аистом" почти полностью исчезла.
Но, может быть, нашествие поддельной алкогольной продукции попущено нам Богом, чтобы мы опомнились? Вообще, уместно ли понятие "качество" по отношению к алкоголю? Бедняги Бодлер, Ван-Гог и Верлен пили, небось, настоящий, нефальсифицированный абсент... Богатый Хемингуэй, во всяком случае, уж точно не употреблял подделок. Помогло ли это ему?
Лучше, дорогие соотечественники, не пить ничего - ни подделок, ни "оригиналов"! Тогда уж точно не ошибетесь!