Русская линия

крест
Русский дом, №7. Оглавление


 Свет Православия 

ПАТРИАРХ В ЯПОНИИ

14 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возвел на престол нового Предстоятеля Японской Автономной Православной Церкви - избранного на чрезвычайном поместном Соборе епископа Киотоского Даниила (Нусиро).

"За свою историю Ваша Церковь, - сказал Святейший Патриарх, обращаясь к новопоставленному Предстоятелю, - пережила немало трудностей и невзгод. Однако ни сложные политические ситуации, ни стихийные бедствия - ничто земное не могло поколебать искреннюю веру православных японцев, которые и сегодня продолжают являть свидетельство Святого Православия в многократно превосходящем по численности неправославном окружении".

Кладбище Янака в Токио, где покоятся мощи святителя Николая, Архиепископа Японского... У гробницы с останками святого Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молебен, а также отслужил литию по митрополиту Сергию (Тихомирову), митрополиту Николаю (Оно) и митрополиту Феодосию, которые продолжили дело просвещения японского народа. Молитвенно вспоминали на кладбище и новопреставленного епископа Иокогамского Петра, которого в этот день хоронили в Хакодате - месте, где он многие годы совершал свое служение.
"В эти дни, когда состоялась интронизация нового Предстоятеля Японской Автономной Православной Церкви, наш долг вспомнить тех, кто укреплял веру православную на японской земле, - сказал по окончании литии Патриарх Алексий II. - Побывав впервые в Японии, я теперь ясно представляю себе, как велики были труды, подвиг и жертвенное служение равноапостольного Николая - просветителя этой земли".
По христианской традиции, мощи святых угодников Божьих переносятся в храмы для поклонения верующих. Однако по японским законам, вскрытие могил запрещено, поэтому мощи святителя Николая покоятся на кладбище в Токио. 
Знакомство с историческим, культурным и религиозным центром Японии Киото Предстоятель Русской Православной Церкви начал с посещения Благовещенского собора, построенного в 1903 году при участии первого проповедника Православия в Японии святителя Николая. Патриарх Алексий совершил молебен о благоденствии Японии и России.
В храме хранятся многие духовные реликвии того времени - иконы и церковная утварь, присланные из России. Патриарху Алексию II показали Евангелие и напрестольный крест, которые были присланы в дар храму святым праведным Иоанном Кронштадтским. Во время русско-японской войны 1904-1905 годов этот храм, как и другие православные церкви в Японии, был закрыт. Однако сразу после ее окончания опять открылся, и попавшие в плен русские моряки находили в этом храме, где все напоминало о родине, духовное утешение. В знак благодарности они оставили хранящиеся до сих пор в храме два образа Николая Чудотворца.
Благовещенский храм - кафедральный собор Киотоской епархии, правящим архиереем которой был до своего избрания нынешний Предстоятель Японской Автономной Православной Церкви. В дар храму Патриарх Алексий II передал богослужебные евхаристические сосуды как символ единения православных Японии и России.
Патриарх Алексий II побывал в замке Нидзиодзио - бывшей официальной резиденции военных правителей Японии - и в "Кинкакудзи" ("Золотом павильоне"). Он посетил также знаменитый "Сад камней", расположенный на территории буддийского храма Риоандзи. Делясь впечатлениями от увиденного, Патриарх Алексий II сказал: "Если бы мы не побывали в Киото, то не увидели бы всей Японии". Предстоятель Русской Церкви обратил внимание на то, как бережно японцы хранят свою историю, благоговейно относятся к святыням, что, по его словам, вызывает огромное уважение к японскому народу.
17 мая состоялась первая встреча Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с императором Японии Акихито.
Сам по себе факт встречи Патриарха Алексия II с главой самой древней из существующих сейчас в мире императорских династий свидетельствует о признании международного авторитета Русской Православной Церкви и той важной роли, которую играет в жизни России и мирового сообщества ее Предстоятель.
Беседа прошла в предназначенном для приема почетных гостей "Бамбуковом зале" императорского дворца в центре Токио.
Император в свое время почитался в Японии живым богом. Но принятая в 1947 году послевоенная конституция определяет его как "символ государства и единства народа". Император осуществляет некоторые действия, относящиеся к делам государства, включая назначение премьер-министра по представлению парламента, но не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти.
Вся деятельность императорского семейства Японии направлена на укрепление духовных устоев общества и его единства, поэтому ему близка та общественная деятельность, которую ведет Русская Православная Церковь в России. 
В четверг, 18 мая, Патриарх Алексий II встретится с премьер-министром Японии Иосиро Мори в его официальной токийской резиденции.
Патриарх высказался за подписание мирного договора между Россией и Японией. По мнению Патриарха Алексия II, территориальную проблему в российско-японских отношениях "должны обсуждать политики". "Я думаю, что территориальный вопрос не должен мешать заключению мирного договора", - сказал он. 
Визит Святейшего Патриарха имел статус пастырского: помимо встреч с императором и премьер-министром Японии, он посетил подворье Московской Патриархии в Токио. На подворье надеются, что визит Патриарха поможет начать наконец строительство нового храма. 
Проект уже готов. Но когда начнется строительство - решит суд. Еще пять лет назад одна русская женщина завещала подворью землю и деньги на строительство храма. Но ее адвокат, японец, работающий юрисконсультом российского посольства, составил завещание так, что подворью никак не удается вступить во владение наследством. Завещанную храму землю адвокат сдает под автостоянку, деньги тоже пристроены с выгодой. И расставаться с ними он не хочет. Для борьбы с предприимчивым душеприказчиком настоятель подворья РПЦ в Токио отец Николай нанял двух японских адвокатов (японские законы запрещают пользоваться на территории Японии услугами иностранных юристов), но они пока ничего не добились. 
Не помог и приезд на подворье в феврале 2000 года министра иностранных дел России Игоря Иванова, побывавшего тогда с визитом в Японии. Отец Николай надеется, что приезд Патриарха поможет сдвинуть дело с мертвой точки. 
Глава Русской Православной Церкви передал в дар подворью облачение для святого престола, изготовленное в художественно-производственном объединении "Софрино". Отмечая усердное служение настоятеля подворья протоиерея Николая Кацюбана, он наградил его Орденом преподобного Сергия Радонежского III степени. Были награждены также японские священнослужители подворья, а некоторым прихожанам - как русским, так и японцам - были вручены патриаршии грамоты. Всем присутствовавшим прихожанам переданы образки с изображением Воскресения Христова с патриаршиим благословением на жизненный путь. 
Подворье Московского патриархата является единственным местом в японской столице, где богослужения совершаются на церковнославянском языке.
19 мая Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, завершив первый в истории визит предстоятеля Русской Православной Церкви в Японию, вылетел спецсамолетом в Хабаровск. 

ПРАВОСЛАВИЕ В СТРАНЕ ВОСХОДЯЩЕГО СОЛНЦА

Первые семена православной веры на японской земле были посеяны иеромонахом (в последствии архиепископом) Николаем (Касаткиным), который приехал в Японию в 1861 году в качестве настоятеля церкви при Российском консульстве в Хакодате. Более 50 лет трудился в Японии святитель Николай на ниве Христовой, просвещая японцев светом Истины. Его заслуги в качестве основателя и первого предстоятеля Японской Православной Церкви широко известны не только в Японии и России, но и во всем мире. Блаженная кончина архиепископа Николая последовала 16 февраля 1912 года, а в 1970 году он был причислен Русской Православной Церковью к лику святых с наименованием "равноапостольный".
Преемником архиепископа Николая стал митрополит Сергий (Тихомиров), который был направлен в Японию Синодом Русской Православной Церкви в 1908 году. Судьба митрополита Сергия была полна скорбей: в 1904 году, в связи со вступлением в силу "Закона о религиозных организациях", по которому иностранцы не могли стоять во главе религиозной организации, его смещают с поста Японской Православной Церкви, а за несколько месяцев до своей кончины, которая последовала 10 августа 1945 года, митрополит Сергий без всяких оснований был обвинен японскими властями в шпионаже и около месяца просидел в тюрьме.
В ноябре 1946 года Московская Патриархия направила в Японию двух епископов, однако штаб оккупационных войск под командованием генерала Мак-Артура не захотел впустить их в Японию и пригласил епископа из Американской Митрополии. Несогласная с этим группа священнослужителей и мирян отделилась от группы "Николай-до" и создала отдельную "Истинную Православную Церковь", во главе которой встали епископ Николай Оно и протоиерей Антоний Такаи. В этой малой Церкви верующих было совсем немного, однако ее гордостью было то, что она по-прежнему считала Русскую Православную Церковь своей матерью-Церковью и хранила неповрежденными правила Церкви и Священное предание.
30 сентября 1957 года Синод Русской Православной Церкви на своем заседании официально признал эту Церковь истинной Японской Православной Церковью. Было также постановлено, что именно она является преемницей Японской Православной Церкви, основанной архиепископом Николаем.
Сначала молитвенное помещение этой Церкви находилось на территории "Николай-до" (под него была переоборудована бывшая русская школа), а впоследствии оно было перенесено в отдельное здание в районе Синдзюку. Главой Церкви стал протопресвитер Антоний Такаи. В 1965 году он скончался в преклонном возрасте, и его преемником стал архиепископ (в то время священник) Николай Саяма, который 10 декабря 1967 года в Ленинграде был рукоположен во епископа Токийского и Японского и объявлен третьим Предстоятелем Японской Православной Церкви.
В апреле 1970 года группа "Николай-до" вернулась в лоно Русской Православной Церкви и начала свое существование в качестве Святой Автономной Японской Православной Церкви. Епископ Владимир был назначен епископом Токийским и Японским. Таким образом состоялось полное примирение между двумя Церквами.
В связи с этим решением Священного Синода с апреля 1970 года для Японской Православной Церкви, управляемой епископом Николаем Саямой, начался новый этап деятельности, теперь уже в качестве подворья Русской Православной Церкви в Японии. Епископ Николай Саяма был освобожден от обязанностей предстоятеля Японской Православной Церкви и начальника Японской миссии и назначен настоятелем подворья.
22 мая 1979 года, в день перенесения мощей св. Николая Чудотворца, подворье было зарегистрировано в качестве религиозного юридического лица с изменением названия с "Японской Православной Церкви" на "Подворье Русской Православной Церкви Московского Патриархата в Японии". С июля 1991 года настоятель подворья - протоиерей Николай Кацюбан. Говоря о жизни Православной Церкви в Японии, нельзя не сказать несколько слов о ее основателе - святом равноапостольном Николае, архиепископе Японском. Когда 3 февраля 1912 года святитель Николай, архиепископ Японский (род. 1 августа 1836 г., в миру Иван Дмитриевич Касаткин) почил о Господе, в те дни глубоко скорбела вся Церковь Православная. В Японии архиепископа Николая почитали не только христиане, но и язычники. Не будет большим преувеличением сказать, что после императора не было в Японии человека, который пользовался бы таким уважением, такой известностью, как он, глава Русской Духовной Миссии.
Один из современников владыки писал в 1912 году: "Нам неоднократно приходилось быть свидетелями, как язычники, совершенно незнакомые владыке, с шумным восторгом приветствовали его на улице и их мощное "банзай Николай" частенько раздавалось в японских кварталах. А дети, милые японские дети, постоянно окружали его кольцом и, как бабочки на огонь, вихрем неслись навстречу суровому на вид, но с добрым, ласковым сердцем святителю... Должно заметить, что беспрерывный, тяжелый апостольский подвиг, праведная жизнь, особая прозорливость, чему мы сами были неоднократно свидетелями, давно уже между верующими православной Японии составили убеждение, что святитель Николай особенно близок и угоден Господу, что Он его прославил небесною славою. Даже язычники, и те помещали в газетах его портреты с нимбом и часто называли его "Сей да кео", то есть "святой архиепископ".
Шли годы. Время не затмило памяти святителя Николая. 10 апреля 1970 года Русская Православная Церковь причислила архиепископа Николая (Касаткина) к лику святых. При канонизации за свою миссонерскую деятельность в Японии он получил наименование равноапостольного - одно из величайших духовных наименований. "Самые эти факты, - пишет митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Анатолий (Мельников), - имеют глубокое значение: казалось бы, во второй половине XX века умаляется вера, но ясным светом загорается новая звезда на церковном небосклоне, свидетельствуя о непрерывном возрастании Церкви как Царствия Божия. Самое же наименование "равноапостольный" говорит о непрекращающейся связи современной Церкви с первохристианской апостольской".

Подготовил Павел Сергеевич ДОРОХИН