Русская линия

крест
Русский дом, №6. Оглавление


Молодежная страниц

ПОЧЕМУ Я ВЫБРАЛ ПРАВОСЛАВНЫЙ ВУЗ

Наступило лето. Перед 2 миллионами юных россиян - выпускников средней школы встает почти гамлетовский вопрос: "Куда пойти учиться?". Вопрос в самом деле очень серьезный - ведь часто мы страдаем в жизни от неправильно выбранной профессии.
Если в начале 90-х молодежь, подверженная духу стремительно меняющегося времени, ринулась учиться на экономистов, бухгалтеров и юристов, то к концу столетия их оказался такой же переизбыток, как и инженеров в "застойные годы". 
"В новом веке будут востребованы специалисты сферы обслуживания - туризма, гостиничного бизнеса, автосервиса", - рассказал мне чиновник Министерства образования РФ, отвечая на риторический вопрос: на кого же теперь учиться? Значит, молодежь готовят обслуживать иностранных дядюшек и прочих мистеров-твистеров - "владельцев заводов, газет, пароходов", хотят сделать из нас наемников в собственной стране.
И если раньше дети мечтали стать врачами, учителями и милиционерами, то теперь юное создание 16-ти лет, учащееся в 11-м классе отвечает, что собирается поступать в Таможенный (!) институт. Разве когда-либо ранее девушки мечтали стать таможенницами, дабы проверять чужие чемоданы?
Действительно, сегодня очень сложно разобраться: высшие учебные заведения растут, как грибы после дождя, каких только нет - государственные и негосударственные, не считая того, что институты переименовали себя в университеты, желая, видимо, благодаря названию повысить свой статус. Даже бывшие ПТУ называются теперь красивым словом "колледж".
В последнее десятилетие в столице появились и православные ВУЗы. Впрочем, как известно, знания не приближают к Богу и не удаляют от него. Например, преподобный Серафим Саровский был человеком "необразованным", но в своем стремлении к Богопознанию достиг неимоверных высот. "Где просто - там ангелов со ста", - любил повторять преподобный старец Амвросий Оптинский. Напротив, люди "ученые" - книжники и фарисеи, отлично владеющие буквой закона, ни на йоту к Богу не приблизились, а стали первыми Его гонителями. По словам Апостола Павла, "буква убивает, а Дух - животворит". (2 Коринф, 3, 6). 
Безусловно, о пользе образования никто не спорит: получать знания нужно. Так кто же они - ребята, мечтающие сегодня стать священниками, миссионерами, иконописцами, преподавателями и певчими; на что надеются и каким видят свое будущее? Чтобы ответить на эти вопросы, я побеседовала с "подготовишками" (учащимися подготовительных курсов) Православного Свято-Тихоновского Богословского института. 

Петр Нефедов, 17 лет, выпускник московской Православной школы искусств
На мое решение поступить в православный институт повлияло воспитание в семье.
Верующему человеку легче переносить трудности, чем неверующему, поэтому духовное образование лучше светского. В нашей стране уже есть опыт - в советское время большинство православных людей претерпевали трудности, а многие из них даже причислены к лику святых, поэтому и в будущем, укрепляемые гонениями, люди верующие встретят и искушения, и мирную жизнь, славя Бога.

Марина Ягодина, 18 лет, школа №1188
Я хочу поступить в православный ВУЗ, во-первых, для того, чтобы научиться писать иконы, причем писать их правильно, по канонам, а во-вторых, потому что вера у меня - православная. На мой выбор повлияли родственники.
Какой будет Россия через 5-6 лет, когда я закончу институт (если, конечно, поступлю) - даже представить не могу, потому что в нашей стране все происходит нежданно-негаданно, но все делается с Промыслом Божиим. Какой будет Россия - знает только Господь. А человеку с духовным образованием, по-моему, всегда найдется место.
Мои одноклассники, отдавшие предпочтение светским профессиям, возможно, будут лучше устроены в жизни в материальном плане, а вот в нравственном, духовном - неизвестно. 

Женя Байкова, 16 лет, школа №407
В православном институте меня привлекает не только перечень преподаваемых наук, важно, что ты получишь возможность учиться в среде единомышленников. Я долго не могла решиться: куда пойти? Поэтому воспользовалась советом моих родителей и духовника.
Я не собираюсь "удивлять мир", получив духовное образование, также не хочу загадывать: найдется ли для меня место в грядущем. Конечно, хотелось бы послужить Родине своим малым трудом.
Удача - понятие относительное, все мыслят счастье по-разному. Мня очень привлекает профессия иконописца. Возможно, мне придется послужить совсем в ином качестве, предоставлю все воле Божией. Удачей же буду считать, если высшее православное образование поможет мне в деле моего спасения. Очень хочу в это верить. 

Анна Штода, 17 лет, школа №1289
Я хочу учиться в Православном Свято-Тихоновском Богословском институте, потому что это соответствует моему мировоззрению. К тому же меня устраивает психологическая атмосфера в этом учебном заведении.
Каждый человек желает видеть свое будущее счастливым. Буду ли я счастлива? Знает только Господь Бог. А от выбора профессии вряд ли зависит "удачливость" человека как Человека.
Образование в средней школе в последнее время пытаются подогнать под мировые стандарты, а хотелось бы, чтобы было больше предметов, воспитывающих в русской школе русских людей.

Поль Сидибе, 17 лет, школа №213 
В детстве мама часто читала мне книжки, но одной из самых моих любимых была Библия. Через много лет в моей жизни настал момент, когда я стал задумываться над смыслом жизни, никак не мог его найти. В чем он заключается? - ставил я себе вопрос. Деньги портят людей, наслаждение не может длиться долго и все равно заканчивается. И тут я вспомнил слова Христа: возлюби ближнего своего как самого себя. Царство Мое не от мира сего, говорил Он. И я понял, что это - слова из вечности, что и для людей все не ограничивается жизнью на Земле. Я стал пытаться руководствоваться Его словами, но у меня мало что выходило, так как я не до конца понимал, что Христос есть Бог, Творец жизни, а Евангелие - это Живое Слово, а не просто учение. 
Я понял, что ответы на свои вопросы я могу получить в Церкви, но в какой именно, я не знал: все сектантские образования называли себя истиными. Так я попал на собрание "Церкви Христа". Сначала мне там понравилось: музыка, еда, веселые лица и, наконец, Библия. Но много спустя я понял, что у них нет самого главного, ради чего они там собираются, а именно Истинного Христа, о котором говорит Евангелие. За Христом всегда шли страдающие люди, а здесь весело - никаких скорбей, а ведь, как известно, Царствие Божие достигается скорбями и болезнями. В "Церкви Христа", считается, что все спасены уже одним крещением, вне зависимости от твоих последующих поступков. 
Я разочаровался и ушел оттуда. Я вспомнил о 2000-летнем опыте Православной Церкви - ее храмах, иконах и батюшках, о данных Ею святых. Мой брат в то время уже учился в воскресной православной школе, через него я познакомился с православными людьми. Я понял, что Православие вобрало в себя всю полноту Христа. Именно здесь человек получает то общение со Христом, о котором написано Евангелие. Я крестился и стал православным христианином.
У меня было огромное желание поделиться тем, что я увидел в Православии. Но как? Этот вопрос поставил меня в тупик. Мой духовный опыт был слишком маленьким. 
Я стал изучать богословие, мой духовник мне в этом помогал. Мне захотелось посвятить этому жизнь. Я узнал о существовании Православного Свято-Тихоновского Богословского института, в котором, в частности, учат на миссионеров, и решил поступить туда. 
Сейчас очень важно, чтобы Русская Православная Церковь имела хороших образованных людей в лице богословов, проповедников, священников. Я надеюсь, что люди с духовным образованием в ближайшее время все-таки будут востребованы. К сожалению, я слышал, что по окончании Богословского института трудно найти работу. Но я смотрю на свое будущее радостно, поскольку у меня есть желание послужить Русской Православной Церкви, надеюсь, с Божией помощью, мне удастся его реализовать. Мой духовный отец занимается миссионерской деятельностью, и я уже ему помогаю. 

Поднатореть в вопросах духовных стремятся не только выпускники средней школы, но и люди уже имеющие как жизненный опыт, так и образование. В частности, в Православный Свято-Тихоновских Богословский институт принимают всех желающих (правда, успешно сдавших вступительные экзамены) вне зависимости от возраста. 

Максим Дьяченко, 22 года, сторож Храма Святителя Митрофания Воронежского
Я рос в неправославной семье. Впрочем, у нас была бабушка Поля, усердно посещающая богослужения. Бабушка постоянно молилась, но мы не обращали на это никакого внимания. Раньше мы жили в Самарканде, где действуют лишь два православных храма. Однажды из России к нам приехал священник. Мы собрались на молебен. Когда читали молитву "об изгнании дьявола" (как мне потом объяснила бабушка), все встали на колени, и мне вдруг стало так плохо: как будто внутри все горит и меня сейчас разорвет на мелкие кусочки. Такое состояние продолжалось минуты 2-3. Когда батюшка кропил присутствующих святой водой, меня вырвало. В то время мне было 13 лет. Священник осветил наше жилище и уехал. До сих пор помню его ровный спокойный голос. Это был мой первый христианский опыт. 
Мне не хотелось бы об этом рассказывать, но как-то я совершил один огорчительный поступок. После этого пришел в храм, исповедался и причастился, в тот момент даже не понимая, что я делаю. Так, постепенно, я стал ходить в церковь. Вот уже 2 года я работаю в храме: интересно, что за это время на моих глазах сюда пришло большое количество народа. За одним человеком тянется другой - так выстраивается целая цепочка. Вот и моя тетя теперь не пропускает ни одной праздничной службы.
На подготовительные курсы Свято-Тихоновского института я пошел, чтобы получить знания: а то стоишь на службе и не знаешь о чем речь. Да и хотелось бы поучиться "среди своих". 
Я не строю жестких планов. Главное выбрать: во что ты веришь, а дальше, как сказал Господь, по вере будет вам.

Ольга Шестакова, 24 года, служащая православной школы "Свет"
Мне бы хотелось бы иметь точное представление о богослужении, познакомиться с текстами песнопений, знать устав службы, поэтому попробую поступить в этом году в Богословский институт. Я считаю, что духовные знания, если человек внимательный, способствуют его просвещению.
По окончании института думаю работать регентом или быть певчей на клиросе. Если такой возможности не представится, буду преподавать сольфеджио. А насчет бывших одноклассников, выбравших "модные" профессии, скажу, что проводить сравнения трудно: ведь для христианина шкала ценностей должна быть немного иная. 

Денис Буданов, 28 лет, алтарник Храма Святителя Флора и Мученика Лавра 
В 97-м году я закончил МГТУ им. Баумана и аспирантуру по специальности аэродинамика. Еще учась в институте, я заинтересовался "вопросами бытия": увлекся философией, читал духовную литературу. А уже будучи в аспирантуре, начал посещать храм (сейчас вижу, как Бог меня направлял): зашел как-то перед отпуском в Елоховский собор, купил молитвослов, начал читать - и мне так понравилось молиться! 
Диссертацию я так и не защитил: осуществить дорогостоящий эксперимент по космической тематике в то время было не возможно. Увидев, что творится в стране, я понял, что мой научный труд в ближайшие годы так и останется невостребованным, а лишь еще одна толстая папка будет пылиться на полке "Ленинки". 
Хочу дать совет нынешним абитуриентам: "специалисты широкого профиля", например, инженеры-механики, сегодня не нужны, в настоящее время ценится узкая специализация. Главное сегодня не увлечься западной сытостью. Я бы просто не смог уехать из России, для меня Россия - матушка. Я не вижу здесь никакой "совковости", а только бедствующих, но добрых и открытых русских людей. 
Духовный отец посоветовал мне избрать путь священства. В прошлом году я пытался поступить в Московскую духовную семинарию, но не прошел через епархиальный совет. Сейчас думаю, что на это не было Божьего благословения. Чтобы "не потерять год" и повысить свой уровень знаний, я поступил на подготовительное отделение Свято-Тихоновского института, где обнаружил свою абсолютную безграмотность в богословском вопросе: ни устава, ни церковного уклада я не знал.
Сейчас идут дискуссии: где лучше получить образование - в Духовной семинарии в Лавре или в московском Свято-Тихоновском Богословском институте. Самому мне трудно судить, но я разговаривал с непосредственно учащимися в этих заведениях. Из чего сделал вывод: если человек хочет связать свою жизнь с практическим священством или монашеством, то лучше поступать в Лавру. Здесь проверенный педагогический состав, многолетние традиции и уникальная возможность пожить 5 лет по монастырскому уставу в благодатном Сергиевом Посаде. Если же вы желаете стать преподавателем или догматическим богословом, то наверное стоит поучиться в Свято-Тихоновском институте, который известен своей сильной, "загруженной" программой. Правда, на мой взгляд, в нем страдает организация учебного процесса. 
Мне бы хотелось, чтобы моя жизнь была связана со служением в храме. Для меня это не "модное веяние", такое желание твердо укоренилось в душе. Трудностей я не боюсь: Бог не попустит испытаний выше сил. 
Может быть, Господь не допустит меня до священства, тогда буду служить всю жизнь алтарником. Для меня главная задача - служить Богу и в служении своем преуспеть. Во всем полагаюсь на Промысл Божий. 

Опрос провела Марина Эдуардовна ШЕЛКОВА