Русская линия

крест
Русский дом, №6. Оглавление


По грехам

ГОРЕ МИРУ ОТ СОБЛАЗНОВ 
М.Э.Шелко

80 процентов убийц и 60 процентов жертв в момент совершения преступлений находятся в состоянии алкогольного опьянения

"Никто так не бывает любезен дьяволу, 
как в пьянстве пребывающий, потому что 
никто так не исполняет его воли, как пьяница". 

(Свят. Тихон Задонский) 

Начало рыночных реформ отмечено резким ростом потребления алкоголя. По данным Госкомстата России, в период с 1992 по 1996 гг. зарегистрировано 10,5 миллионов смертей, из них 2,5 млн. - составляет "алкогольный урон", то есть 25 процентов всех смертей. Каждая четвертая жертва пьянства - женщина. 80 процентов убийц и 60 процентов убитых в момент совершения преступления находятся в состоянии алкогольного опьянения. Если в 1986-1991 гг. смерть уносила ежегодно 1,6 млн. россиян, то после 1992 г. - 2,1 млн., причем "алкогольный урон" в несколько раз превышает потери среди военных и мирного населения в Чечне. 
В связи с отменой государственной монополии на алкогольную продукцию резко ухудшилось ее качество. Если в 1991 г. брак отечественной ликероводочной продукции, по оценкам Роскомторга, составлял 5,6 процента, то в 1994 г. - уже 30,4 (а по данным МВД - от 40 до 70 процентов), импортной - 67, 2 процента. С 1992 по 1996 гг. от отравления алкоголем пострадало 209,2 тыс. человек, тогда как в 1986-1991 гг. - 83,3 тыс. чел. Ежегодно алкогольный психоз поражает 129 тыс. россиян, до 1992 г. - 37 тыс. 
Впрочем, ухудшение качества алкоголя не повлияло на количество его употребления. Здесь мы занимаем первое место в мире - 18 литров чистого алкоголя на душу населения в год (в 1994-1995 гг. приходилось 13-14 л.), считают специалисты Российской Академии медицинских наук (РАМН). Это в 2 раза превышает общемировые нормы. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), при употреблении более 8 литров чистого алкоголя в год на душу населения "наступает необратимое изменение генофонда нации", то есть процесс вырождения народа. Эстафету взрослых принимают дети: если в 1992 г. из 100 тыс. подростков алкоголизмом страдали 17, 4 тыс., то к концу 1998 г. - уже 24,4 тыс. юных россиян. 

Подвыпившие родители решили дать двухлетнему ребенку рюмку водки, заставили его выпить "для интереса". Ребенок выпил и тут же умер.
Двухлетний ребенок, мать и отец которого были смертельно пьяны, захотел есть, зажег газ, - видимо хотел что-то подогреть, но по детской неосторожности на нем вспыхнула рубашка, и он сгорел заживо. Родители этого даже не заметили.
Майор милиции на глазах у несовершеннолетних дочерей расстрелял пьющую жену, постоянно встречающую его скандалами.
Реальные же масштабы этого бедствия полностью не отражает никакая статистика. Его результаты нужно искать в других сводках: криминальной статистике, сокращения жизни населения и выросшей до 2 миллионов (а по неофициальным данным до 4 млн.) армии маленьких беспризорников. 
В каждой российской семье кто-то страдает от водки, мучая себя и родственников. А в какую графу социологических исследований входит "умеренное пьянство"? Ведь большинство людей считает, что "умеет пить". А согласно данным ВОЗ, человек, выпивший в день 150 граммов чистого алкоголя, считается алкоголиком. 
Человек, оторванный от Бога, опускаясь, проходит несколько стадий: сначала он скатывается на животный уровень, а уж затем становится слугой дьявола, оказавшись безвольным рабом в его сетях. "Не обманывайтесь, - предупреждает апостол Павел (Посл. 1 к Коринф., 6, 9), - ни блудники, ни пьяницы - Царства Божия не наследуют". Этапы разрушительного действия алкоголя на организм, а следовательно, и душу человека, подробно исследованы российскими медиками: так, сначала при употреблении алкоголя сначала в организме человека в избытке выделяется тестостерон - гормон, отвечающий за половое влечение, а затем в кровь выбрасываются адреналин с норадреналином - так называемые "гормоны борьбы", "резко повышающие агрессивность субъекта к себе подобным".
Как победить соблазн, охвативший практически всю страну? Введение "сухого закона" или повышение цен на водку существенно не улучшают ситуации. Значит, причина пьянства не внешняя, а внутренняя. Но не стоит отчаиваться, в Священном Писании говорится, что невозможное человеку - возможно Богу. Почему бы именно сейчас не воспользоваться благотворным опытом прошлого? Как известно, общества трезвости создавались при храмах еще в дореволюционной России. Так что же представляет собой современное общество трезвости, стержень которого - упование на Бога, а не медикаментозное лечение или западная система "анонимных алкоголиков", в результате которой одна страсть - пьянство, сменяется другой, гордыней: "я могу не пить, я все смогу сам"? 

ОБЩЕСТВО ТРЕЗВОСТИ 

Читальный зал одной из московских библиотек еле вмещает собравшихся. Но среди интеллигентных, по большей части молодых лиц, совсем не видно "спившихся". 
- Начинаю с записи в общество трезвости, - говорит 78-летний священник, иерей Дмитрий Дудко, и торопится обойти с листочком и ручкой в руках собравшихся.
- А вот вы у нас первый раз, - обращается он к мужчине средних лет, - как ваше имя?
- Анатолий.
- Куришь? Анатолий кивает. - С этого момента одну неделю не курить. А не пить - на сколько записать?
- На всю оставшуюся жизнь, - громко заявляет Анатолий.
- Ну, пока запишем на 50 лет, - улыбается батюшка и заносит имя новичка в свой список.
Затем отец Димитрий пробирается сквозь плотные ряды сидящих людей (на беседах обычно присутствует человек 60-70) и, точно отличая вновь пришедших, записывает их в общество трезвости. Наконец, он заканчивает "обход" и подводит итоги: "27 человек сразу, хорошо…".
"Сначала хочу объяснить, что такое общество трезвости, - обращается он к "новичкам". Те, кто записан в общество трезвости, не пьют, не курят, во всем имеют воздержанность, беспокоятся о тех, кто пьет и кто курит. Это - ваша обязанность. Если вы в течение срока, на который записаны, сорвались, срок увеличивается вдвое: если было два года, то становится четыре. 
Не страшно, если будете срываться, - задача в том, чтобы не пить и ничего плохого не делать, потому что Россия спилась, а поэтому надо всем обеспокоиться, - не просто кому-то, а всем. Вы ответственны не только за себя, а за всех людей, которые пьют. Притом спиваются лучшие люди, не надо говорить, что только плохие спиваются. Считают, что вино даст успокоение: думают, вот, забудусь…. Нет, не забудешься! Это только увеличивает беду. Надо молиться Богу, самим употреблять усилия, потому что сейчас говорят: "А, ну ладно, сейчас немножко выпью". Нет! 
Я никаких обязанностей на вас не накладываю, а просто ставлю перед Богом. Вы несете ответственность перед Богом. Сорвались? Не захотели? Пренебрежение? Значит, будете отвечать перед Богом. Все. Помоги вам Бог. Не только вам, а всем, с которыми будете встречаться. Дай Бог, чтобы все было хорошо, потому что это страшное зло на нашей земле". 
Далее беседа протекает в форме "вопрос-ответ": пришедшие передают записки с интересующими их вопросами, а о. Димитрий отвечает. Иногда в дискуссии участвуют все присутствующие. 
- Что значит быть христианином? - читает батюшка первую записку. - Отличный вопрос! Сейчас будем отвечать на него все, не только я.
- Надо соблюдать заповеди, - говорит сидящая в первом ряду женщина.
- Нет, и не христиане соблюдают заповеди, - не соглашается о. Димитрий. - Что сказано в Священном Писании? Делами закона не оправдается никакая плоть. Это не значит, что не надо делать хорошее дело. Это значит, что без благодати Божией оно не имеет значения. - А ты что скажешь, - обращается батюшка к соседке первой ответчицы.
- Я считаю, что надо любить Бога, - отвечает она.
- Да, и это значит, что надо иметь любовь к врагам своим, как сказано в Святом Писании. Любите врагов ваших, благословляйте (а не проклинайте!) гонящих вас. Часто мы гонящих нас проклинаем. Опасно не то, что нас обижают, гонят, а то, что соблазняют. Сейчас надо беречься от соблазнителей и от всякого рода соблазна. Это самое страшное зло. Поэтому - на пьянство соблазнились, на все соблазнились. Надо беречься. Это очень важно.
- Надо, наверное, жить церковной жизнью, - вступает в разговор третья женщина, отвечая на поставленный вопрос.
- Хорошая мысль, - соглашается батюшка. - Для того, чтобы быть христианином по-настоящему, надо знать Церковь. Без Церкви нам трудно быть христианами. Часто бывает, что человек называет себя христианином, но не ходит в Церковь и не причащается, считая это "делом личным". Говорить: "я - христианин" - это ничего не значит. Некоторые отговариваются: вот я приду в храм, а там Бог знает что делается. Но вы ведь не к кому-нибудь пришли, вы пришли к Богу. Вы пришли в Церковь, а Церковь - это больше, чем храм. И какие бы не были служители (это на их совести), надо молиться, беспокоиться. Спаси вас Господи. А что вы скажете? Что значит быть христианином?
- Сораспяться с Христом, - доносится голос с дальнего ряда.
- Хорошо, молодец, - довольно улыбается батюшка верному ответу. Значит, тот, кто верует в Христа, должен взять крест свой и следовать за Христом. А кто не несет креста своего, тот недостоин христианства. 
- Соблазнители - самое страшное дело, - говорит в заключение о. Димитрий, - Евангелие говорит, что лучше бы такому человеку не родиться. Господь посылает нам испытания не случайно, это - проверка, и замышленная не для того, чтобы добить русский народ, а чтобы укрепить его. Господь знает, что народ не поддастся, хотя поддался уже многому, а все переварит. Даже если бизнес будет иметь, то пропьет его. (Смеется). Бизнесмен может сделать для многих хорошее, но основное зло - все-таки деньги. Хорошо сказал Пушкин: "Все мое - сказало злато, все мое - сказал булат".
Вопросы на беседах возникают самые разные - о вере, воспитании детей, семейных неурядицах, судьбе России и, порой, совсем неожиданные, например, будут ли в Царствии Небесном животные? О.Димитрий терпеливо отвечает на каждый из них. "И животные будут в Царствии Небесном, - говорит он, - потому что вся тварь доныне мучается, ожидая своего освобождения".
Часто ставят вопрос: "Стоит ли подавать пьяницам?". В ответ батюшка рассказывает такой случай. Пьяница у метро просил деньги: к одному обратился, другому - никто не дал. А к третьему уже подойти не смог - упал замертво, не выдержало сердце, - надо было опохмелиться. 
Каждый случай - особый, и к нему надо постараться подойти с рассуждением, - учит батюшка. В подтверждение своих слов он рассказывает следующую историю: человек "спился", никто не хотел денег давать в долг; он пришел к матери и стал требовать у нее ее пенсию. Она - отдала ему. Взял он деньги и, как потом сам рассказал, чувствует, как они горят в его руке… А с чем же оставлю мать? - подумал он. С тех пор бросил пить.
Любящее сердце всегда вам подскажет, как поступить, - говорит в заключение о. Димитрий.