Русская линия

крест
Русский дом, №6. Оглавление


Святыни Православия 

НА ГОРЕ ПОЧАЕВСКОЙ
В. П.Грицюк 

В половине пятого утра маленький городок Почаев, что лежит просторно среди холмов древней Волынщины, в 70 километрах от Тернополя, дремлет еще среди буйно разросшихся садов в белых своих, совсем не городских хатках. Воздух наполнен зыбкой ночной прохладой. Ранние птицы робко заводят свои песни. Крепок сон под утро.
В это время по длинному белому сводчатому коридору братского корпуса Почаевской ларвы, мимо монашеских келий, движется неспешно послушник, звоня в небольшой колокольчик. Лавра просыпается затемно: в пять часов в Успенском храме уже начинается полуночница, а в шесть в Пещерном храме читаются часы, а затем служится ранняя Литургия. Одинокие фигурки прихожан появляются у ворот обители. Многие паломники, исповедавшись с вечера, ночуют прямо на полу в храме.
Солнце тем временем, ослепительно просияв на золоченных куполах и крестах, освещает уже весь монастырь. Он возвышается на горе и кажется огромным, красивым ковчегом спасения, парящим над еще погруженным в синие тени городком. Говорят, что само название городка произошло от трансформации фразы: "Поча Дева творить чудеса".
В 992 году равноапостольный великий князь Владимир основал в этих местах епископальную кафедру и возвел в городе Владимире-Волынском храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, сделав Волынь центром церковной и политической жизни западнорусской окраины. С тех незапамятных времен, говорят, и облюбовали отшельники покрытую густым лесом и богатую пещерами гору. В 1240 году, когда хан Батый захватил Киев, перебрались сюда монахи Киево-Печерской лавры, образовав братство, давшее начало Свято-Успенской Почаевской лавре.
Те годы были отмечены небывалом чудом, явлением на горе самой Богоматери в огненном столпе. Богоматерь коснулась камня и оставила на нем, как на мягком воске, отпечаток своей стопочки, откуда заструился источник целебной воды. Это единственное место в мире, где явление Ее оставило материальный след. Сегодня сам камень находится ниже уровня пола Успенского собора, защищенный толстым стеклом. Паломники прикладываются к освященному изображению Стопочки над ним, после чего получают из рук "стопочного монаха" ковшик с водой из источника. Вода эта исцеляет и укрепляет с верой и надеждой к ней прибегающих.
За свою более чем 750-летнюю историю своего существования монастырь обрел еще две великие святыни. Одна из них - чудотворная икона Почаевской Богоматери. Ее подарил в 1559 году греческий митрополит Неофит местной помещице Анне Гойской. После исцеления в 1597 году от иконы ее брата, слепорожденного Филиппа, помещица передает чудотворную икону Почаевскому монастырю. Икона находится сейчас под Царскими вратами иконостаса Успенского собора, а слава об исцелениях и чудесах ее, свершившихся за четыреста лет, распространилась по всему Православному миру. 
В гроте Пещерной церкви покоится под мраморной сенью серебряная рака с цельбоносными мощами одного из первых игуменов, преподобного Иова Железо. Рядом виднеется узкий лаз в пещерку, где преподобный уединялся для сокровенной молитвы. Он пришел в Угорицкий монастырь девятилетним отроком, а в одиннадцать лет его уже постригли в монахи. Уже тогда "прозорливый настоятель провидел в нем избранника Божия и в нем имеющую быть Божью силу", - напишет первый его жизнеописатель, ученик и преемник на игуменском служении Досифей. За подвижническую и аскетическую жизнь Господь еще при жизни наградил Иова даром чудотворения. До наших дней дожили трехсотлетние липы, посаженные им вдоль дороги на монашеское кладбище, а память сохранится до скончания веков.
Много чудес свершилось и свершается от лаврских святынь. В 1675 году, во время Збаражской войны, когда пятидесятитысячный отряд турок и татар под предводительством Нуреддина осадил лавру, Богородица спасла монастырь, явившись над ним с преподобным Иовом и небесным воинством.
1914 год. Первая мировая война. Своим дыханием она опалила монастырь. Из Лавры вывозится все, что представляет какую-то ценность: от колоколов до архива, библиотеки и свечного завода. Чудотворный образ Почаевской Божией матери и мощи преподобного Иова в серебряной раке были доставлены в Житомир, где и пробыли до 1918 года. В обители пожелало остаться 18 человек. Однако австрийцы, занявшие монастырь в августе 1915 года, отправили их в Венгрию в лагерь пленных... 
Но недолго хозяйничали по-своему иноверцы. В мае 1916 года, вследствие Брусиловского наступления в Галиции, в Почаев приходят русские войска. В Лавре возобновляются богослужения, возвращаются из плена иноки, возобновляется хозяйственная жизнь обители.
Стремительно менялись тогда политические события. И уже в сентябре 1920 года Волынь занимают польские войска и с того времени вплоть до 1939 года монастырь принадлежит Польше. Существованию Лавры как православной обители угрожала тогда "ревиндикция" - передача католической церкви храмов. Против выступил весь православный мир и отстоял свои святыни. Присоединение западных регионов к восточной части Украины, лихолетье Великой Отечественной войны тоже отразилось на судьбе монастыря. Лавра вошла в молитвенное общение с Русской Церковью. Совершались епископские хиротонии, в том числе и лаврских насельников для различных городов Украины.
Так называемый "новый корпус", где размещались типография, иконописная, иноческая больница, а также монастырская мельница, архиерейский дом, свечной завод, были отобраны у монастыря вместе с полями, лесами, садами и хозяйственным инвентарем. И все же монастырь жил. Возвращались с войны монахи, в храмах возносились молитвы, соединяя землю с небом; паломники отовсюду спешили поклониться Почаевским святыням.
60-е годы - времена новых испытаний. Над Троицким собором в 1958 году, вся в черном, с черным омофором в руках, Пресвятая Богородица снова являет Свое покровительство. Она помогает пережить антирелигиозный разгул в монастыре, когда монахов буквально вытаскивали из келий, поливали водой из пожарных машин, лишали прописки, сажали в тюрьмы, помещали в "психушки"... И это пережила обитель. 
5 августа 1990 года Почаевская лавра торжественно праздновала 750-летие основания обители. Торжество возглавил высокий гость - Святейший Патриарх Алексий II. Вновь затеплилась лампада монашеской молитвы в Свято-Духовском скиту, котрый был закрыт во времена последних гонений. 
Монастырю возвращены часть сооружений, сады и земельный участки. Около ста насельников трудятся на них с Божьей помощью. Однако на первом месте остается наивысший монашеский подвиг - молитва, благодаря которой не исчерпывается благодать на Почаевской горе.
Новым торжеством правды и истины - празднованием благодатного юбилея 400-летия перенесения чудотворной иконы Богородицы из замка Анны Гойской - ознаменовала себя обитель в августе 1997 года. Этим торжеством вписана еще одна страница в историю Почаевского монастыря, претерпевшего немало испытаний в своей истории. 
Времена гонений переживает он и ныне, уже в "незалежной" Украине, от недальновидных политиков и правителей, но все же он остается тем, что он был от начала своего существования - святыней православных христиан, защитников истинной веры.
Покровом своим Божия Матерь по молитвам преподобного Иова сохранила обитель и будет сохранять ее вечно. Говорят, что лавра Почаевская переживет царство антихриста и сохранится до второго, славного прихода Спасителя. Не простое место - тихий Почаев.
Поднимаюсь на гору по не очень крутой дороге, вымощенной стертыми булыжниками. Сколько людей до меня прошли здесь? Вхожу в арку Святых ворот и попадаю в мир, лишенный суеты и шума. Словно само время затихло здесь, почтительно прикоснувшись к Божественным святыням. Испытующе и с любовью смотрит на восходящих Христос с мозаичного панно Троицкого собора, и огромная стая голубей, как Дух Святой, кружит в вышине над обителью. Вхожу в величественный, бирюзово-голубой сумрак Успенского собора, прикладываюсь к Стопочке, и монах подает мне серебряный ковшик воды от святыни. Начинается поздняя Литургия и разносится под сводами неземное пение на церковнославянском языке. Я понимаю вдруг, что это и мой язык, и что монахи, и паломники вокруг меня связаны со мной единой верой, единой памятью и единой судьбой. Я понимаю, что здесь главные мои корни, сохраненные невидимым монашеским подвигом. Здесь всегда ожидают таких же "запоздавших", как я. Стыдно становится за жизнь уютную и несчастную, за то, что сменял любовь на смутный "гуманизм". Что болтал, врал и предавал. Но есть у меня теперь надежда. Время - ничто, важен только знак. Плюс или минус. Помоги, Господи!
Совсем по-другому видится жизнь с Почаевской лавры. Отпадает шелуха привычных иллюзий, и ощущаешь, как устала душа от злобы века сего. Тут только понимаешь, как дорого стоит кровавый путь к "светлому будущему" всего человечества.
Когда мечется душа и холодеет сердце, благодарю Бога за то, что есть такое место - Почаевская лавра. Чудная обитель живет, молится и трудится в одном с нами времени. Может быть, и ее молитвами терпит еще нашу грешную землю небесный Владыка? Когда тяжело, когда смутен путь и нет надежды, надо только подняться на гору.

Фото автора

Разворот - Свято - Успенская Почаевская Лавра

"Благоволивши почтить Пресвятую Богородицу и таким образом осчастливить христианский род спасительными средствами, Господь прежде всего отличает эту гору святой Материнской Стопою, дабы затем таким образом уготовить Себе и Своей Матери путь к вожделенному обитанию между верующими, как во времена позднейшия действительно возсел Он на той же святой горе, как бы на некоем Сионе - в Иконе Своей Пресвятой Матери...."