Русская линия

крест
Русский дом, №5. Оглавление


К 170-летию со дня рождения А.К. САВРАСОВА

ХУДОЖНИК-ПЕРЕДВИЖНИК САВРАСОВ
А.А. Москалев

С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и 
безграничная любовь к своей родной земле...
Исаак Левитан, ученик Алексея Саврасова

Наверное, нет русского человека, который с детства не знал бы классическую картину "Грачи прилетели". И каждую весну она как бы оживает в нашем мировосприятии, присутствует в настроении, зовет в дорогу по родной земле, призывает вглядеться в ее красоту и полюбить, несмотря на тяжелые влажные облака, распутицу, сирость.
Гений и один из создателей национальной пейзажной лирики Алексей Кондратьевич Саврасов родился 12 мая 1830 года в семье небогатого торговца. Четырнадцати лет он поступил в московское Училище ваяния и зодчества. К двадцати годам он создает ряд первоклассных пейзажей, а в 1851 году общее внимание привлекает картина "Вид Кремля в ненастную погоду" (символическое название и изображение - то и дело на Кремль надвигаются свинцовые тучи). В двадцать четыре года, не кончая Академии, он получает звание академика, а через три года его приглашают преподавать в родное училище.
После многих поездок в Западную Европу он впервые обратился к изображению русской деревни, безлюдному пейзажу русской равнины и создает свои шедевры - "Лосиный остров в Сокольниках", "Проселок", "Лунная ночь. Болото". Последняя картина находится не в Третьяковской галерее, а в скромном Серпуховском музее.
Один из лучших учеников Саврасова - Константин Коровин вспоминал: "Алексей Кондратьевич был огромного роста и богатырского сложения. Большой лицо его носило следы оспы. Карие глаза выражали беспредельную доброту и ум. Человек он был совершенно особенной кротости. Никогда не сердился и не спорил. Он жил в каком-то другом мире и говорил застенчиво и робко, как-то не сразу, чмокая, стесняясь.
- Да, да. Уж в Сокольниках фиалки цветут. Да, да. Стволы дубов в Останкине высохли. Весна. Какой мох! Уж распустился дуб. Ступайте в природу, - говорит он нам. - Там - красота неизяснимая. Весна. Надо у природы учиться. Видеть надо красоту, понять, любить. Если нет любви к природе, то не надо быть художником, не надо.
Но в конце 70-х годов в полувековой жизни художника наступил перелом. Недостаточность средств медленно и вдумчиво творившего мастера (легенда, что он написал своих неповторимых "Грачей" на одном дыхании за один день - придумана), разногласия с училищным начальством, нелады и разрыв с семьей ("Стал я дочерям чужой, всем чужой") привели Саврасова к состоянию опустошенности, глубокой депрессии. Он стал искать забвения в вине, все реже приходил на занятия в класс даже к любимым своим ученикам и был уволен из Училища.
Последние пятнадцать лет принялся писать для заработка, копировать свои же работы. Но великий талант продолжал вспыхивать в минуты просветления. Так появилась "Рожь", "Ранняя весна" или "Весна. Огороды" - за четыре года до смерти в 1897 году.
Полунищий знаменитый художник пришел в контору Третьякова, стал просить полтораста рублей в счет будущей картины "Елки у родника", которую не мог окончить до наступления лета, до воцарения и врсприятия полной зелени. Павел Михайлович ему говорит: "Вы бы, Алексей Кондратьевич, окончили елки-то, хороша картина. Ну и получили бы сразу все". - Вздохнул и пошел в контору за деньгами. "Как странно, - признавался Саврасов. - И сделалось мне как-то страшно и унизительно. Я взял и ушел". Третьяков потом вслух все недоумевал: на что обиделся Саврасов?
А тот просто был истинно русским талантом с его взлетами и падениями, художнической хваткой и житейской непрактичностью, сильными чувствами и роковыми слабостями. Но есть в таком стихийном таланте неразгаданная тайна, которая притягивает и волнует как бессмертная природа. Мастер не уставал повторять своим ученикам: "Природа вечно дышит, всегда поет, и песнь ее торжественна. Нет выше наслаждения созерцания природы. Земля ведь рай - и жизнь тайна, прекрасная тайна. Прославляйте жизнь". Эту тайну прославления жизни, России художник запечатлел и заповедовал нам в своих немеркнущих полотнах.