Русская линия

крест
Русский дом, №5. Оглавление


С Воскресением Христовым!

ПАСХА СТОИТ ВО ГЛАВЕ ВСЕХ ПРАЗДНИКОВ
С отцом Димитрием Смирновым беседует
В. Аверьянов

 

- Хочу поздравить всех читателей "Русского дома" с праздником Воскресения Христова. Христос воскресе!
- Воистину воскресе Христос! Спасибо, батюшка.
Один из главных пасхальных обычаев - то, что в народе называют "христосованье", то есть приветствие и поцелуй. А почему пасхальное приветствие "Христос воскресе!" иногда можно слышать не только от Пасхи до Пятидесятницы, но и в другое время церковного года?
- Вообще приветствие "Христос воскресе!" в другое время у нас не принято. Но преподобный Серафим Саровский всегда так приветствовал своих чад. И это можно понять: преподобный Серафим был бесконечно преисполнен пасхальной радостью, он в сердце своем всегда нес Пасху и бесконечно праздновал Воскресение Христово. Но мы-то с вами не Серафимы. Поэтому, когда человек говорит "Христос воскресе!" в другое время года - это может показаться какой-то шуткой.
- Расскажите, что значила Пасха в Вашей жизни, какой из пасхальных праздников больше других запомнился?
- Пасха всегда мне запоминалась, ведь она стоит во главе всех праздников. Всегда чувствовался торжественный момент этого праздника. Мы все жили этим торжеством. Даже для тех, кто не верил в Бога, Пасха представлялась всегда как нечто особое, особый святой день.
Вспоминается Пасха, как мы ее праздновали в детстве. Я жил в крестьянской семье в Брянской области. Отец был сознательно верующим человеком, человеком очень грамотным, знающим. Мать же была неграмотной. Отец очень глубоко верил, и невольно вся семья вокруг него тоже зажигалась верой. Но он, надо сказать, никогда не неволал нас к соблюдению обрядов, к молитве. Все это было делом добровольным. И вот на Пасху, как всегда, пеклись куличи, красились яйца. Но ведь все храмы в округе были закрыты. И когда отмечали дома праздник Воскресения, пели в семейном кругу пасхальные песнопения, то, помню, под окнами за нами следили... Да, время было жуткое в этом отношении. Физически это время было страшнее теперешнего. Но для души страшнее настоящее время, наша современность.
Хотя я и говорю, что чувствовалась страшная враждебность к вере и верующим, но, с другой стороны, в народе было и сильное сострадание, и подспудная вера у большинства деревенских людей все-таки не угасала. В 1937 году отца арестовали за неуплату налога - он был единоличником, отказался вступать в колхоз по религиозным убеждениям. И вот, когда мы остались без отца, то окружающие нам много помогали, не оставляли в беде. И чувство Пасхи в безбожное время все равно сохранялось в народе, в глубине души даже и безбожник радовался духовному слову.
Я раньше стеснялся того, что деревенский, а теперь горжусь этим. Я часто с сожалением думаю, что дети мои были лишены этого счастья. Деревня - это рай, это особый покой, особый простор. Крестьянин, это не то что горожанин - он сын и хозяин земли, высоко несет голову. Идет по деревне знакомый или незнакомый человек, он всегда спокойно снимает шляпу и раскланивается со встречным. Как говорил Бердяев: крестьянин - это аристократ духа. А сейчас крестьянства уже нет. Это одна из самых страшных примет времени безбожия.
- Вы сказали, что нынешнее время страшнее времени гонений. А в чем это в первую очередь проявляется?
- Да, сейчас время страшнее. Я говорю о перестройке и о последних десяти годах. Физически оно мало нас трогает, а душу растлевает. Раньше было понятно, откуда ожесточение, кто воюет против веры, кто правит миром - была единая официальная система оценок и ценностей. А теперь на выбор человеку предоставляется много разных путей. И человек в этом выборе теряется - размывается его духовное существо. Все размыто: души наши размыты и даже в церковной жизни многое размыто, я уж не говорю о людях неверующих.
Ведь то, что мы видим на экране телевизора, - это очень сильное давление. Я человек пожилой, мне уже 78 лет и поэтому по немощи своей от многих соблазнов свободен. Но человеку молодому соблазнам этим чрезвычайно трудно противостоять. Очень трудно восстановить духовный образ в своем сердце, чистоту нельзя восстановить.
Поэтому я и говорю, что нынешнее время страшнее коммунистического. Господь как нас учил: благославляйте проклинающих вас и преследующих вас. Это о коммунистах. Но: горе тому, чрез кого приходят в этот мир соблазны - лучше было бы ему вообще не родиться! Вот что Господь сказал о соблазнителях, о нынешних растлителях.
Но важно еще и то, что это одно и то же лицо делает. Коммунизм и перестройка - плоды деятельности одного и того же духа. Почерк один. Тем, кто совершал эти революции, нужно развалить Россию, потому что Россия не такая, как они. Но и сами революционеры и перестройщики тоже слепые исполнители. На самом деле это их руками и с их помощью действует дух злобы поднебесной. И нам это очень важно понимать, чтобы не ошибиться, когда мы говорим о своем подлинном враге и враге России.
- Николай Васильевич Гоголь писал, что нигде Пасха не празднуется так, как в России, что русскому человеку, даже самому грешному и пропащему, Пасха свята и по-особому отзывается в сердце.
Да, Пасха - это русский праздник. Она не имеет для других народов такого значения, какое имеет в России. Для католиков гораздо большее значение имеет Рождество, более земной праздник. Пасха же праздник более неотмирный, в нем явственнее видно чудо Божие. Пасха в других странах празднуется по-земному, там не чувствуется такого отрыва от обыденности, выхода из повседневности, как в нашем праздничном настроении.
И то, что вера у нас "пасхальная", "неотмирная" - это глубинное наше свойство. Мы неустроены - как в царское время не были устроены, так и в советское, и сейчас. Но неустроенность - это и есть наша устроенность, наше устроение. В другом мире, устроенном, мы жили бы хуже. На Западе люди, когда беседуют, смотрят на часы - с одной стороны, они стремятся не опаздавать на встречу (это, конечно, хорошо), но, с другой - стремятся эту беседу не затягивать, потому что им нужно дальше спешить, бизнесом своим заниматься. А русскому - как раз важнее побеседовать. Они, на Западе, порабощены своим бизнесом, а мы свободны от этого.
Пасха освобождает от обыденной суеты, делает человека ближе к небу.
- А еще в той же книге Гоголь пишет: "В России раньше других воспразднуется Воскресение Христово". Это уже какое-то пророчество…
- Раньше других воспразднуется... Когда человек долго болеет и умирает, то перед смертью у него наступает какой-то краткий момент выздоровления и просветления. Когда Гоголь говорит, что у нас, в России, воспразднуется Пасха, то, думаю, это надо понимать так, что в последние времена, перед Вторым Пришествием, люди поймут, что такое Пасха. Сейчас люди не веруют, а тогда они и без веры почувствуют Пасху, очевидна будет правда этого таинственного и чудесного явления - Воскресения из мертвых. И такое может быть только в последний момент, - когда начнется агония мира сего. Этот мир кончился, его сила и его чары больше не действуют - тогда-то и станет близкой и понятной Пасха Божия.
Мы же, православные, всех ближе стоим к пониманию, что такое Пасха Божия.
- Когда выйдет номер, будут уже подведены итоги выборов - будет новый Президент. Что Вы ждете от него? Как вы относитесь к Владимиру Владимировичу Путину?
- От Президента, как от человека лично, я ничего не жду. Но от Президента, как выдвинутого из среды народа, от Президента, как олицетворения нашего народа, я жду многого. Путин быстро выдвинулся и неожиданно вышел на свет, его мало кто знал до этого. Что обращает на себя внимание? Он взял благословение у Патриарха на свое правление. Заявил о своей вере, о том, что он крещеный, что всей семьей ездил ко Гробу Господню, и это произвело на него сильное, решающее впечатление. Раз он призывает имя Божие, Бог обязательно отзовется. И, может быть, правление Путина благословит Бог.
Человек он решительный, во главу угла ставит интересы России. И даже то, что он не раскрывает свою программу, говорит о том, что Путин - хороший политик. Если эти наметки будут сбываться, то я жду от Путина многого. Но, с другой стороны, даже если он будет мудрым и удачливым политиком, все равно не разгрести ему всех тех страшных проблем, которые накопились за последнее время. Дай Бог ему хотя бы начать это дело…
- Сейчас раздаются голоса, что наступающее столетие будет веком религиозных войн. Некоторые политики и обозреватели на Западе утверждают, что первыми симптомами этого века религиозных войн стали конфликты мусульманского и православного миров в Косово и теперь, в Чечне.
- Я думаю, что религиозных войн не будет. Бессмысленные войны будут, и будет их много.
Верующие люди уже осознали, что оружием духовных проблем не решить, в веру свою других при помощи оружия по-настоящему не обратить. С другой стороны, религиозный смысл есть в любой войне. В России солдат всегда стоял за веру, царя и отечество - вера на первом месте. Мы инстинктивно стоим за свои убеждения, за свою общность. Естественно, что мы стоим и за свои религиозные святыни. Действительно, между православными государствами войны бывали редко. Вера очень сплачивает не только людей, но и народы. Есть что-то постыдное в том, чтобы православный воевал против православного.
Но войны с таким религиозным пафосом и таким масштабом, как, скажем, война за освобождение Гроба Господня, вряд ли будут в наше время развязаны. Даже мусульмане вряд ли пойдут на подобные войны. И когда говорят, что в Чечне православные воюют против мусульман, - это совершенная нелепость. В Чечне против нас воюют не мусульмане, а преступники. И то, что это никакие не мусульмане, подтверждается очень многими примерами. Что же это за мусульмане, которые клянутся Аллахом и тут же совершают беззакония? Боятся вина выпить - и тут же насилуют женщин... Нет, это не религиозная война, ислам в этой войне - это вера напоказ, а не настоящая вера.