Русская линия

крест
Русский дом, №5. Оглавление


Духовный мир

ТАЙНА ЧЕЛОВЕКА
Протоиерей Александр Шаргунов

Андрей Платонович Платонов - писатель, который больше всего хотел разгадать тайну человека. И потому ему присуще чувство жизни как катастрофы, и потому он так отважно прикасается к самой глубинной боли бытия 

Всем нам известны слова Достоевского: "Если Бога нет, то все позволено". "Но ведь действительно, все позволено, - сказал в середине XX века французский писатель и философ Сартр, - потому что Бога нет".
Ушедший XX век, как никакой иной, показал, что там, где нет Бога, нет человека. По крайней мере, человек стремительно исчезает на всех уровнях своего существования, каждый в отдельности и все вместе. И сегодня мы уже подошли к тому, что главным вопросом жизни является уже не вопрос, существует ли Бог, а вопрос, существует ли человек. Андрей Платонович Платонов - писатель, который больше всего хотел разгадать тайну человека. И потому ему присуще чувство жизни как катастрофы, и потому он так отважно прикасается к самой глубинной боли бытия. И призывает не уходить от ответственности за человека, раскрывает ценность даже самой незаметной человеческой жизни. "Человечество - одно дыхание, одно живое теплое существо, - пишет он в 20-е годы в статье о равенстве и страдании. "Больно одному, больно всем; умирает один, мертвеют все". Да ведь это же буквально слова апостола Павла о верующем во Христа человечестве как о едином живом организме, о Церкви как Теле Христовом: Страдает ли один член, страдают с ним все члены (1 Кор. 12, 26).
Только где в платоновском человечестве присутствие Бога Живаго, благодаря Которому человечество не перестает быть живым? Платонов обнажает деформацию общественного сознания, которую принесла революция, но и здесь старается понять своих заблудившихся героев, уничтожающих свою и чужую жизни, убивающих самую реальность и остающихся в пустоте. "Душа нынешнего человека так сорганизована и так устроена, - пишет он в статье о любви, - что вынь только из нее веру, она вся опрокинется". Разве не созвучно это знаменитому изречению церковного писателя III века Тертуллиана о том, что душа каждого человека по природе своей христианка? Эта подсознательная вера в Бога давала и самому Андрею Платонову силы жить.
Судьбой, даром Божиим были даны ему два крыла - это дар творчества и любящая, понимающая его жена, русская красавица Мария Александровна, которую я имел счастье знать в последние пятнадцать лет ее жизни. Она действительно была его земным ангелом-хранителем. Она сберегла до единого листочка, до каждой буквочки все им написанное! Благодаря ее трудам произведения Платонова были изданы вскоре уже после его смерти. Эту эстафету служения в дальнейшем продолжала их дочь, Мария Андреевна Платонова.
Что запечатлевается прежде всего в книгах Платонова? Редкой, поразительной нежности душа его, которая чисто по-русски ранима и глубока. Россия, ее природа, люди, дети - это он сам. Он выражал Россию даже своим обликом мастерового, своими глубокими и скорбными, как лесные озера, глазами. "Сердце всегда может быть поражено покосившейся избенкой на краю деревни. И ты не забудешь, не разлюбишь ее никогда, - пишет он в письме своей жене, - каким бы мудрым и бессмертным ты ни стал, куда бы ни ушел".
Сегодня, кажется, почти все сходится на том, что с Россией кончено. Здесь нет нужды говорить о том, что Бог силен в одно мгновение все изменить, если только мы реально, на самом деле, изменимся. Однако достаточно вслушаться в то, что говорит и как говорит Платонов и другие, подобные ему, редкие русские люди, чтобы понять, что не следует торопиться с окончательными выводами. 
Его язык так самобытен, как будто он хочет вернуть словам их истинный первоначальный смысл. Он старался через сокровенное слово дойти до самой сути всех явлений жизни, до главной глубины человека. Его творчество - единственное и неповторимое, что и является признаком гения. Он так свободно и естественно вошел в нашу русскую речь, что теперь, кажется, невозможно представить Россию без Платонова, как невозможно представить ее без Пушкина и Гоголя, без Достоевского и Есенина. Как будто он был изначально, выражаясь словами поэта, "задуман пространством своей родной страны".