Русская линия

крест
Русский дом, №5. Оглавление


Нам пишут

Уважаемая редакция.

Апрельский номер вашего журнала порадовал меня как историка искусства находкой: неизвестным дотоле портретом Государя. Он значительно пополнил как образный ряд известных изображений императора Николая II, так и наши представления о Серове-портретисте. Портреты В.А. Серова всегда можно отличить - они предельно психологичны. В 1897 году 32-летний Серов дебютировал в амплуа придворного живописца, написав портрет великого князя Павла Александровича. Первый официальный заказ был так успешно выполнен, что удостоился Гран-при на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, а художник был допущен к написанию портрета российского императора. Считалось, что за портретом Великого князя 1897 года последовал <Портрет Государя в тужурке> 1900 года. Получилось, что в качестве придворного живописца Серов <простаивал> три года. Теперь казавшийся незакономерным зазор оказался заполнен. Можно смело предположить, что датирование на фототипии <1899 год> вполне достоверна.
Еще более об авторстве Серова свидетельствует сходство формально-стилистических признаков данного портрета с другими произведениями мастера, особенно свойственное Серову умение <схватить> позу модели, <посадить> ее в холст. Серов, восхищавшийся Веласкесом и копировавший его, говорил: <Как он умел сажать голову в фон!> Именно так удачно соединена фигура императора с излюбленным Серовым пейзажным фоном. Как и Павел Александрович, Николай II держит головной убор, только это не каска Лейб - гвардии Конного полка, а уланская шапка. И здесь, и там это не случайная деталь. Костюм у Серова всегда играет значимую роль, будь то орел на каске - символ власти, которую неуверенно держит великий князь, или темная косматая шапка - образ проблем, доставшихся молодому императору России в нашем портрете. Поза Государя - непринужденна, в ней нет застылости: Государь как будто приостановился на ходу, - рука же совершает шаг. Перед нами Государь, который в Ливадии преодолел сорок верст в солдатском обмундировании, с полной выкладкой, винтовкой и солдатским пайком для того, чтобы проверить пригодность новой экипировки. Наверное, и цвет мундира (зеленый), и природный фон говорят о простоте, доступности внимательно, с отеческой любовью смотрящего на нас с серовского портрета императора. Сейчас, в эпоху продажных кривотолков о Николае II, обретение портрета, написанного великим Серовом с натуры, исключительно важен для осознания подлинного образа Государя.
С глубоким уважением художник Борис Дмитриевич Клементьев, 
член ассоциации искусствоведов и художественных критиков

Уважаемая редакция!

Можно со всей определенностью говорить, что неизвестный портрет Государя, напечатанный в N 4 за 2000 год, стр. 41, действительно принадлежит кисти Валентина Александровича Серова. Свидетельство тому - репродукция с этого же портрета в посвященном Серову 3-м выпуске издания Кнебеля <Русские художники. Собрание иллюстрированных монографий>, ставшем библиографической редкостью. Дата выхода на альбоме отсутствует, но предисловие И. А. Грабаря датировано 22 ноября 1913 г. Полностью название портрета звучит так: <Портрет Государя Императора в форме Великобританского Шотландского N 2 Драгунского полка> (1900 г.). Находится он в Собрании Шотландского Королевского полка.
С любовью о Господе 
Ваш постоянный читатель 
Вадим Сергеевич Горшков