Русская линия

крест
Русский дом, №5. Оглавление


Духовный мир

СЛУЖЕНИЕ МАРФЫ И МАРИИ
О.Г.Кирьянова

Сто тридцать пять лет назад в семье Великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига родился второй ребенок - дочь Елизавета. Эту девочку ожидала многотрудная, скорбная но великая судьба. Немецкой принцессе суждено было с именем Елизаветы Феодоровны стать супругой русского Великого князя Сергея Александровича, дяди Императора Всероссийского Николая Второго; строгой лютеранке - православной святой, принявшей мученический венец за Христа. Девяносто лет назад, после гибели мужа, сраженного бомбой террориста Каляева, Великая княгиня Елизавета Феодоровна основала в Москве на Большой Ордынке обитель Милосердия. Ее насельницы призваны были нести особое служение: "помогать в духе Православной Христовой Церкви больным и бедным и оказывать помощь и утешение страждущим и находящимся в горе и скорби". Небесными покровительницами обители Великая княгиня избрала сестер праведного Лазаря Четверодневного Марию и Марфу, воплощающих собой два пути, ведущих христианина к духовному и нравственному совершенству: молитву и деятельную помощь ближним. Насельницы Марфо-Мариинской обители, следуя примеру своей настоятельницы, трудились в монастырской больнице, заботились о немощных, бедных и сиротах, в жизнь воплощая завет Христа Спасителя: "Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного" (Мф.5:16). С началом Первой Мировой в обители Милосердия был устроен воинский лазарет. Елизавета Феодоровна трудилась в нем наравне со всеми, выхаживая раненых, помогая страждущим и утешая скорбящих.
Всего девять лет отпущено было Великой Княгине на свое великое милосердное служение. В 1918 года арестованная большевиками Елизавета Феодоровна вместе со своей келейницей Варварой навсегда покинула обитель: начался их скорбный крестный путь, завершившийся мученической кончиной в Алапаевске. Вскоре прекратила свое существование и сама Марфо-Мариинская обитель. 
В 1992 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия началось ее возрождение. Ныне здесь уже около сорока насельниц, которые, следуя уставу, утвержденному Елизаветой Феодоровной, помимо церковных послушаний, несут служение сестер милосердия в кардиологическом и реанимационном отделении, а также в Ожоговом центре НИИ имени СКЛИФАСОВСКОГО. При обители создана и собственная патронажная служба. С этого года открылось отделение сестер милосердия в Медицинском колледже Всероссийского учебно-методического центра по непрерывному медицинскому и Фармацевтическому образованию министерства здравоохранения РФ. На обучение приняты первые двадцать сестер Марфо-Мариинской обители. Помимо профессиональных дисциплин, студенты колледжа изучают богословские науки. Первой начальницей возобновленной Марфо-Мариинской обители стала Мария Николаевна Крючкова. Ее путь сюда был непростым. Более десяти лет назад радиожурналистка Мария Крючкова пришла к настоятелю храма в честь Богородичной иконы "Всех Скорбящих Радость", что на Большой Ордынке, протоиерею Борису Гузнякову. Пришла, чтобы выполнить журналистское задание - получить ответ православного пастыря на вопрос: что такое милосердие? Актуально ли это понятие в наши дни? От отца Бориса она впервые услышала о Марфо-Мариинской обители милосердия. Затем приняла активное участие в создании Марфо-Мариинского благотворительного общества, "в недрах" которого впоследствии создалось сестричество, в 1995 году преобразованное в общину.
Мария Николаевна всячески подчеркивает, что она в обители только администратор и хозяйственный распорядитель. Настоятельницей здесь является сама Великая Княгиня. "Елизавета Феодоровна - наша Небесная покровительница, а мы все ее послушницы, - говорит Крючкова. - Одно время раздавались голоса: зачем возрождать прежний устав обители, то время давным-давно ушло. Но мы сердцем чувствовали, что это - необходимо. Мы должны жить именно так, как завещала нам Великая Княгиня. Все, что она создала, не просто живет, но имеет большое будущее. У Елизаветы Феодоровны ничего не было случайного, все имело глубокий духовный смысл". В молельной Великой Княгини висела большая икона преподобного Серафима Саровского, которого она очень чтила. Перечитывая летопись Дивееевского монастыря, М.Н. Крючкова обратила внимание на описание созданной по благословению батюшки Серафима Мельничной общины. Это было особое сестринское общежитие. Главным для его насельниц было не только исполнение строгих молитвенных монашеских правил, но труд и милосердное служение друг другу и ближним в духе любви Христовой. Не мельничная ли община батюшки Серафима явилась прообразом будущей Марфо-Мариинской обители?
Примечательна история обретения обителью мощей святых преподобных мучениц Елизаветы и Варвары. В 1918 году их честные останки были извлечены из алапаевской шахты и доставлены в Иерусалим, где ныне находятся в Гефсиманском храме святой Марии Магдалины. "Я несколько раз писала матушке Анне, настоятельнице Иерусалимского женского монастыря, просила прислать нам частицу святых мощей святой преподобной мученицы Елизаветы, - рассказывает Мария Николаевна. - Наверное, писем десять написала, передавала через паломников - нет ответа. Однажды один батюшка, собиравшийся в Святую Землю, предложил мне сам отвезти письмо. Вернулся он и рассказывает: "Когда я передал письмо матушке Анне, она, в сердцах, воскликнула "Сколько же можно давать?". И тогда я поняла, что те паломники получали частицы святых мощей, но нам их просто не привозили. Сначала расстроилась, а потом задумалась - видно, это неспроста. Вскоре приезжает к нам Блаженнейший митрополит Американский и Канадский Феодосий. Осмотрел обитель, а потом спрашивает: "Матушка, чего бы вам больше всего хотелось?" Я ему и рассказала, какая у нас история вышла с мощами. Он задумался, но ничего не ответил. Прошел ровно год. Выглядываю я как-то из окна, смотрю, во двор въезжает большой черный лимузин Владыки Феодосия. Сбегаю по лестнице, спешу к нему под благословение, тут и сестры собрались. А он вынимает из машины красивую деревянную ореховую шкатулку, открывает ее, а в ней честные мощи Великой Княгини Елизаветы и инокини Варвары. Лишь тогда я поняла, что хозяйка обители могла в собственный дом вернуться только так. Она должна была проделать этот кругосветный путь: из Москвы на Урал, с Урала в Китай, из Китая в Иерусалим, из Иерусалима в Америку, из Америки через Валаам с владыкой Феодосием снова вернуться в Москву, чтобы так торжественно прибыть в свою обитель.
"Наша жизнь не тяжелая, - говорит Мария Николаевна, - мы идем строго по уставу, стараясь исполнить в точности все, как было при Елизавете Феодоровне. При ней был в обители приют для детей, он и у нас есть. Мы еще сидели, думали, как все отремонтируем, будет благолепие и тогда детишек приведем. Только подумали, а уж первый ребенок на пороге. Его привез священник от архимандрита Панкратия, наместника Валаамского монастыря. Появилась одна девочка, за ней другая, третья ... Постучался в дверь первый голодный человек, которому нужно было помочь. Пришлось возродить благотворительную столовую. Она, конечно, не такая комфортабельная, какая была у Елизаветы Феодоровны: тогда нуждающимся даже на дом давали питание. Нас все на улице, иногда посуды не хватает. Но ни один страждущий, который стучится в дверь обители, не уходит голодным и раздетым... Всем помогаем, как можем. Мы отказывались от западной гуманитарной помощи. Какое-то получается потребительское отношение - сколько можно жить за счет других государств? Нужно самим друг друга спасать. Мы перешли на другой вид помощи населению: москвичи сами приходят сюда и приносят ненужные вещи. А другие, кому необходимо, приходят и их берут. Очень хорошо получается:радуются, что они помогли соотечественникам, а другие - что им помогли соотечественники. Все братья и сестры во Христе друг другу протягивают руку помощи".
К сожалению, не все в жизни сестер идет гладко. Созданная Великой Княгиней Обитель Милосердия, как, впрочем, и само понятие милосердия, являются чем-то отжившим в понимании прагматичных современных дельцов, давно уже положивших глаз на этот участок столичной земли. "Приходит много разных людей, предлагают: мы вам сделаем то-то, а вы нам уступите часть территории, - рассказывает начальница обители. - Давление идет колоссальное, со всех сторон. Сами прекрасно понимаете: два гектара земли в центре Москвы, вблизи Кремля, рядом метро - место стратегически необыкновенно удобное. Это просто вожделенный кусок для многих. Но мы стоим насмерть, никому ничего не отдадим. Пока мы живы, все это будет церковное, обительское".
На исходе двадцатого века насельницы Марфо-Мариинской обители Милосердия мужественно противостоят безжалостному и циничному натиску "князя мира сего". Но в этой борьбе есть у них Крепкая Небесная Покровительница и защитница - святая Великая Княгиня Елизавета. Сестры вверяют себя ее предстательству, а также помощи Святейшего Патриарха Алексия. Первосвятитель посещает обитель, с участием следит за жизнью насельниц, оказывает постоянное внимание их нуждам. В мае этого года он подписал гражданский Устав обители, которая отныне получила статус Патриаршего подворья. Ныне вновь притекает сюда православный народ, молитвенно взывая к святым преподобномученицам Елизавете и Варваре, полагая в их небесном заступничестве надежду на духовное обновление Отчизны.