Живая вода
ДУХОВНЫЙ СМЫСЛ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ
(из очерков по философии игрушки)
Андрей Кононов, священник
Основная новизна моей работы заключается не в богословских отступлениях, а в точке приложения православного учения к народной игрушке.
Игрушка нужна всем: и умудренному старцу, и несмышленному младенцу. Для нас, взрослых, она есть символ жизни, ее цветения, возможности ее продолжения. Игрушка - это не окно в детство, а знак того, что мы и сейчас умеем радоваться, любить и легко прощать всех (забывать обиды), как и в те благословенные времена, когда путешествовали "под стол пешком".
Как это ни покажется странным на первый взгляд, но игрушка возводит ребенка к религиозным архетипам, независимо от того, желает этого сам создатель данной формы игрушки или нет. Почему так происходит? Душа человека - "по природе христианка", она религиозна, несет в себе сопряженность с нетварным бытием, с Богом. Поэтому любой объект мира, жизненный опыт, образ поведения, мысли и чувства, отпечатываясь в глубинах человеческого "я", в дальнейшем возводят человека к тому типу религиозного сознания, которое складывается под их воздействием.
Все вещи и явления на земле, по учению святых Отцов, имеют свой первообраз на небесах. Иногда земные реальности (храм) почти вплотную являют нам эту Божию Действительность, а порой до неузнаваемости помрачают образ небесных архетипов (банк, казино, супермаркет). "Для обладающих духовным зрением весь умопостигаемый мир представляется таинственно отпечатанным во всем чувственном мире посредством символических образов. А весь чувственный мир при духовном умозрении представляется содержащимся во всем умопостигаемом мире, познаваясь там благодаря своим логосам… Дело же их одно и, как говорил Иезекииль… они, словно колесо в колесе (Иез. 1,16), (Прп. Максим Исповедник, "Мистагогия"). В Боге "содержится средоточие всех предметов". Все в мире есть тайна Божия и символ. Весь чувственный мир есть образ или символ духовного мира.
О символизме мира учил не только преподобный Максим, но и многие другие учители Церкви. Одним из последних, кто мудро писал об этом, был св. Григорий Палама. Приведу цитату из его третьей беседы: "Бог устроил этот видимый мир, как некое отображение надмирного мира, чтобы нам, через духовное созерцание его, как бы по некоей чудесной лестнице, достигнуть оного мира".
Все в мире таинственно и символично. Вспомните притчи Спасителя о зерне, тесте, неводе, соли, закваске и т.д. С их помощью Господь поведал нам тайны духовного мира. За этими простыми сущностями нашей повседневности открывается истинный смысл вечного бытия.
Взрослым людям трудно настроить свою душу на символическое духовное восприятие жизни, но для святых и детей это легко. Святители Игнатий Брянчанинов, Тихон Задонский, другие святые подвижники подарили нам множество замечательных прозрений "от мира собираемых". Открывая их чистые книги, начинаешь понимать, что духовные реалии наполняют всю земную жизнь от великого до малого. Дети, пока мы не вырастили из них интеллектуальных головастиков, изначально воспринимают все, с чем соприкасаются в мире, символически. Игрушка является неподвижной точкой, капитанским мостиком, откуда дитя начинает познавать мир. Она своя, родная, "покусанная", прижатая к сердцу, ей можно доверять, она не изменит свой облик, и поэтому игрушка лежит как бы на границе двух противоречивых модусов восприятия жизни. Она принадлежит больше душевному космосу ребенка, чем внешней нейтральной действительности. Отсюда становится понятным, почему маленькие дети подчас так драматически переживают потерю или поломку своей любимой куклы.
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
Не плюшевый зайчик остался под дождем, а сама девочка Маша, "до ниточки" души промокшая, была брошена на скамейке.
Мне кажется, ребенок до отрочества не знает вещей самих по себе. Окружающий его мир сильно психологизирован и символичен. Он является как бы развернутой во внешнем бытии внутренней душой ребенка. Сам же глазастый маленький субъект находится в напряженном состоянии диалога со всем миром. Мир представляется ему, как изнанка сердца, душа - как отражение и усвоение образов мироздания. Все, что живет, цветет, движется, мычит, плачет и радуется в мире, проецируется в душу; с этим многоликим образом устанавливаются какие-то таинственные, "волшебные" связи.
Вот игрушечный паучок, но он только представляется маленьким, а на самом деле, как только уходят взрослые, он становится огромным и может утащить мальчика под кровать, в самый темный угол; вот папины ботинки, когда папа спит, они наскрипывают песенки пройденных дорог; а плюшевый мишка помнит все мои обиды и плачет вместе со мной. Игрушкой, рычагом приложения душевных сил к миру может быть любая вещь, природное или психическое явление. Даже сам ребенок может стать на время "игрушкой" - самолетом, деревом, слоном, молнией, рыбой или утюгом. Само время и пространство вокруг ребенка могут явиться для него объектом игровых опытов. Таким образом, игрушка становится для ребенка его "защитным" вторым "я". Через нее он включается и проживает мир всем своим маленьким умо-сердечным существом.
Ребенку тесно не только в границах своей детской и двора, но - всего мира. Потенциальные силы его души тяготеют к бесконечности. Да они и на самом деле являются таковыми. "Будьте совершенны, как Отец ваш небесный" (Мф. 5, 48). Пусть дитя играет во что угодно, ибо через этот символизм оно приобщается к Абсолютной стороне бытия. Апостол Павел говорит, что в конечных судьбах вселенной "будет Бог все во всем" (1 Кор.15,28). Так и ребенок, проживая разные состояния (играя в дождик, облако, камень, ощущая себя животным, птицей, рыбой, деревом), некоторым образом являет именно эту возможность быть "всем во всем", возможность и выражение "образа Божия".
КУБИКИ
Кубики бывают двух видов: с картинками и нерасписанные, для конструирования. Обратимся к простым деревянным кубикам. Они развивают в ребенке понимание структурности бытия. Из них можно создать домик, башенку, дворец и т.д. Однако эти же "архитектурные" конструкции можно осуществить и при помощи песочницы. В чем отличие строительства деревянной башни от песочной ее аналогии? Песочная башня является из глубин, и ее основанием служит сама земля. Она неразрывно с ней связана. Башня (домик) есть видимое всем взрослым присутствие ее в мире ребенка. Она в некотором роде является песочной скульптурой его души. Это он сам, мальчик или девочка, "возвышается" над миром; крепко утвердился на земле, врос в нее неподвижно и изучает все вокруг.
Деревянные кубики - твердые, крепкие. Они имеют зафиксированную природу. Из кубиков не построишь все, что пожелаешь, например, круглую башню, норки, пещеры. Следовательно, мир имеет способность сопротивляться творческим дерзаниям человека, и необходимо научиться постигать логику самого материла, постигнуть его "душу" для успешной земной деятельности. Кубики не растут из земли. Они созданы человеком. Башня, построенная из кубиков, может иметь основание не только в песочнице или на берегу реки, но и на полу в детской, на отцовском письменном столе, на подоконнике и т.д. Значит, ее существование не так крепко связано с землей, как у песочной. Дождик прошумел, - и песчаная башенка растворилась в земных глубинах, а деревянная может простоять хоть "сто лет" (с вечера до утра), до тех пор пока ребенок не решит открыть и закрепить новые формы проявления своей личности в мире.
ПИРАМИДКА
Что это такое? Деревянная гладкая палочка с широким основанием, на которую последовательно нанизываются круглые разноцветные диски разной величины. Для чего она ребенку? Ведь, наверное, не для того, чтобы он учился только координации движений и умению определять размеры объектов. Эта пирамидка показывает ребенку иерархичность бытия, его слаженность и эволюцию красоты. Если он самый маленький диск поставит вниз пирамидки, а самый большой - наверх, то она будет неустойчивой, а то и совсем упадет. Порядок, процесс складывания пирамидки запечатлится в уме, смысл ее, как зернышко, упадет в "тайные" души, расцветет в ней великим древом понимания того, что гармоничное бытие всегда иерархично. Красота - это, прежде всего, иерархия, и, наоборот, Иерархия - это красота. Православию свойственно особое понятие Иерархии. По определению Дионисия Ареопагита, иерархия есть "священный чин, знание и деятельность, по возможности уподобляющаяся Божественной Красоте и при озарении, сообщаемом ей свыше, направляющаяся к возможному Богоподражанию" ("О Небесной Иерархии").
Методически воспитательное значение пирамидки можно закрепить, если всем цветам придать символическое значение и разместить соответствующим образом на пирамидальной вертикали. Венчать пирамидку должен белый шарик (символ Бога), ниже следовать - желтый, самый маленький диск (символ ангельских чинов), еще ниже - красный (символ святых), далее - голубой (символ неба), потом - зеленый (символ человека и "всякого дыхания"), последний - коричневый (символ земли), завершающий диск, в центре которого утверждена вертикальная палочка, - должен быть белого цвета, как и венчающий пирамидку шарик. Символическое значение одного цвета вершины и основания в том, что Бог пронизывает Своей Силой всю совокупность бытия.