Россия и мир
ЗАЧЕМ НАМ "СТАРЫЕ ПРЕДАНЬЯ"?
А. В. Воронцов
Австрийские события удивительным образом отозвались в традиционно далекой от политических и национальных бурь Швейцарии. Проведенный там недавно опрос общественного мнения показал, что 60 процентов респондентов считают себя антисемитами, 94 процента относятся с недоверием к данным о погибших евреях в годы "холокоста", а 68 полагают, что никакого "холокоста" не было вообще.
Помимо результатов, весьма знаменателен сам факт проведения подобного опроса и формулировка вопросов, ибо они, в сущности, провоцировали ответы, за которые во многих европейских странах грозит тюремное заключение.
Случайно или нет, но сразу после опубликования результатов опроса швейцарские парламентарии и официальные лица решительно высказались против блокады Австрии, навязываемой США и Европейским Союзом. Президент Австрии был приглашен посетить страну с дружеским визитом. А потом западные и российские СМИ о развитии австрийско-швейцарских отношений дружно замолчали, сосредоточив свой огонь на жадных швейцарских банкирах, которые, де, наживались на нацистских вкладах. Оно и понятно: наметившаяся ось Вена - Берн означает не только провал мощной и дорогостоящей антиавстрийской компании, она означает, что нейтральные государства в Европе, ставшие в условиях тотального расширения НАТО какими-то геополитическими реликтами, обнаружили тенденцию к объединению, а это, учитывая, что Австрия - полностью немецкоговорящая страна, а Швейцария - частично, дает "дурной пример" Германии, которая с момента своего объединения всегда главенствовала в военно-политических блоках, а не была рядовым членом в одном из них, как сейчас, да еще с иностранными оккупационными войсками на своей территории.
События в Австрии и Швейцарии должны были бы вывести из состояния дремоты наш МИД. Какой простор открывается для дипломатического маневра! Не затрагивая политическую сторону проблемы, для нас не имеющую особого значения и к тому же весьма щекотливую, российским эмиссарам следовало бы уже сейчас налаживать мосты с Веной и Берном, осторожно, но настойчиво давая понять, что Россия готова в случае блокады на самое широкое сотрудничество с Австрией и Швейцарией. Опыт подобной деятельности у МИДа есть: в 60-е годы XX века была проведена блестящая операция по отторжению Франции от военной структуры НАТО. К примеру, в условиях обострения отношений с США французский президент де Голль попросил у ФРГ срочный заем. Канцлер Аденауэр заколебался. Тогда де Голль по дипломатическим каналам намекнул, что не отказался бы и от помощи СССР. Советский МИД сработал молниеносно: Громыко сделал доклад Хрущеву и тот незамедлительно подписал распоряжение о предоставлении льготного займа.
Уже слышу голоса: безнравственно оказывать какое-либо содействие Австрии, пока там находятся у власти сторонники Хайдера. Ага, а затаскивать в НАТО Латвию и Эстонию, где открыто маршируют бывшие эсэсовцы (что-то мы не видели подобного в Австрии) и судят стариков-антифашистов, не безнравственно!
Выскажу мнение рискованное, но давно уже бродящее в умах критически настроенных людей: проблема антисемитизма, как ее представляют на Западе, есть чисто западная проблема, к нам почти не имеющая никакого отношения. У нас свои отношения с евреями, основанные, главным образом, на полемике Православия с иудаизмом, а у Запада - свои, с преобладанием материальных интересов. Вся эта нынешняя идиллическая дружба "цивилизованной Европы" с евреями очень напоминает "дружбу народов" в СССР, существовавшую до тех пор, пока дружить надлежало в обязательном порядке. Западноевропейские историки изображают ситуацию так: мол, были во времена дикого средневековья, наряду с эпидемиями чумы и холеры, гонения на евреев, в возвратной форме проявившиеся в середине XX века в Германии, но в целом по мере движения человечества к прогрессу антисемитизм исчезает, как чума и холера.
Ложь, ложь и ложь! Карл Великий, создатель первой империи в Европе после Римской, дружил с евреями и всемерно способствовал их деятельности. А жил он, напомню, на рубеже VIII и IX веков от Рождества Христова, то есть в самом раннем средневековье! Как писал Л.Н. Гумилев, после смерти Карла I "Людовик Благочестивый в 828 г. дал еврейским купцам охранную грамоту, защитившую их корабли от его собственных чиновников. А перевозили эти корабли славянских невольников, часто христиан. Более того, запрещалось крестить рабов, находившихся у евреев, чтобы помешать их освобождению при помощи влиятельных церковников. Это понятно: евреи платили 1/10 прибыли в пользу двора, а христиане - 1/11". Но уже в 906 году на баварско-славянской таможне в Пассау евреи-работорговцы были уравнены в правах с христианскими купцами, которым, как известно, работорговля была запрещена. Как видите, довольно бойкие коммерческие отношения, никакого антисемитизма. Но по мере ослабления влияния Каролингов в Европе ослабла и "дружба". В 945 году дож Венеции запретил брать на корабли купцов-иудеев, а в 992 году венецианским купцам было также запрещено ввозить еврейские товары и декларировать их как собственные. События той давней поры, видимо, получили своеобразное отражение в пьесе Шекспира "Венецианский купец", о чем мы поговорим позже.
После развала империи Каролингов и разгрома князем Святославом иудаистского государства в Восточной Европе - Хазарского каганата - последовали жестокие еврейские погромы в Испании, Франции, Германии, Англии (в XI-XIII веках), своеобразным венцом которых явилось взятие под стражу всех евреев Англии в 1287 г. и последующая высылка их из страны. Примеру Англии последовали потом практически все крупные европейские государства. Во Франции "Филипп Красивый IV не только поживился от продажи имущества изгнанных евреев (1306), но не хуже любого ростовщика взыскивал долги евреев в свою пользу" (БСЭ, 1932, т. 24, с.26).
Так называемые "еврейские погромы" в России не выдерживают никакого сравнения с европейским размахом! Кстати, в Великороссии, то есть в центральной части России, погромов, в сущности, не было никогда. С 1903 по 1907 год антиеврейские выступления происходили в Бессарабии, Малороссии, Царстве Польском, Литве... Погибло за это время 1622 человека (для сравнения - один только погром в Толедо в 1486 г. унес 1640 жизней): "...из них евреев 711 (43 процента), ранено 3544 человека, из них евреев 1207 (34 проц.)" (Кара-Мурза С.Г. Русский Дом, 1999, № 8. С.21). Ясно, что здесь можно говорить не о погромах одной нации другой, а об обычных межнациональных столкновениях с политической подосновой (шла революция), каких и сегодня во всем мире, увы, хоть отбавляй. А уж о депортациях евреев и говорить неприлично, если иметь в виду Россию. Мировой закулисе в начале XX века требовалось натравить богатое международное еврейство на Россию, и тысячи продажных перьев застрочили на тему "русской юдофобии".
Родина классического антисемитизма - Западная Европа и туда он сегодня и возвращается. По сути, ничего сенсационного в Австрии и Швейцарии не происходит. Европейцы народ рациональный: когда нужно, дружат с евреями, когда нужно, их режут. В сцене 1 IV акта "Венецианского купца" изображена схема, с помощью которой европейцы время от времени "ставили на место" друзей-евреев. Шейлок понадеялся на незыблемость венецианских законов, позволяющих ему в случае задержки Антонио долга вырезать ему из груди сердце. Но гои тоже не лыком шиты! Право-то ты имеешь, но если прольешь при этом хоть каплю христианской крови, - твои добро и земли по закону к республике отходят"! Обескураженный Шейлок хочет забрать долг и уйти, но ему говорят: "Жид, постой; претензию к тебе имеет суд". Ты, мол, покусился на жизнь венецианского гражданина и можешь лишиться не только имущества, но и жизни. Правда, Дож и Антонио проявляют великодушие - с условием, что Шейлок крестится. Здесь к мирной схеме великого Шекспира добавлен еще один ход возможного развития событий. Друг Антонио Грациано говорит Шейлоку: "Двух крестных ты получишь при крестинах; будь я судьей, прибавил бы десяток; на виселицу бы они тебя, а не к святой купели проводили".
И вот если мы в России чаще предпочитали купель, то в Европе - виселицу. И европейцы, и евреи могут с полным основанием выставлять счета друг другу. Но при чем здесь мы? Организованные формы антисемитизма оказались возможны только в Европе: немецкий фашизм явился не средневековым атавизмом, алогичным развитием замещенных на крови и деньгах взаимоотношений европейцев и евреев, что возникли еще при Каролингах. По большому счету - они друг друга стоят... Ни перед теми, ни перед другими у нас не может быть никаких угрызений совести: одних мы спасли от немецкого рабства, других от полного уничтожения, заплатив за это таким количеством жизней, что любой "холокост" с овчинку покажется. В самом деле, сколько можно: одни заваривают кашу, а мы ее расхлебывай! Все слова осуждения по поводу сионизма и фашизма нам давно хорошо известны. Пора судить по делам. Ни проеврейская, ни антиеврейская позиция какой-нибудь европейской державы не имеет для нас особого значения: она от этого не станет более антироссийской или пророссийской. Вот, считается, что нам в 1917 году кровавую баню устроили юдофилы, - но что, позвольте, делали у нас юдофобы в 1941-м? Пора, пора нам отказаться от идеологических схем в отношениях хоть с евреями, хоть с неевреями, и исходить из наших конкретных интересов. "Зачем вам старые преданья, когда вы бездну перешли?" - написал об отношениях России и Европы поэт Юрий Кузнецов.
Нынешняя ситуация в Австрии и Швейцарии нам выгодна, но абсолютно не в том смысле, любят или не любят там евреев, а в том, какова будет реакция более интегрированных с мировым еврейским сообществом западных стран на "альпийский мятеж". Если все ограничатся угрозами, проблема не стоит и бумаги, на которой ее излагают, а если Запад действительно решится на санкции - пришел наш час... Но при этом непременно следует учитывать: новый Гитлер нам невыгоден так же, как и прежний, борьба которого с евреями не помешала борьбе с нами. Стоит любой европейской державе усилиться до уровня империи - и смотрит она на Восток, а евреи оказывается на десятом месте. С этой точки зрения надо, на мой взгляд, более прагматично оценивать антиамериканизм, столь популярный у нас ныне. США, без всяких сомнений - наш враг. Но США также враг "единой Европы", - точнее, единой Европы без США, ведомой каким-нибудь европейским грандом типа Германии. И в этом направлении наши с США стратегические интересы совпадают. Следовательно, если какая-нибудь европейская держава открыто выбросит знамя антиамериканизма, не стоит опрометью бросаться в поддержку, а содействовать осторожно, заботясь более о своем усилении, нежели этой державы. Когда же в результате такого взаимодействия станет более усиливаться партнер, а не мы, будет полезно устроить "потепление" в отношениях с США... И так далее, в каждом отдельном случае определяя, насколько нам выгодно партнерство, и никогда не рассчитывая на долговременный союз ни с кем, памятуя слова мудрейшего Александра III, что у России друзей нет, а есть только армия и флот.