Русская линия

крест
Русский дом, №5. Оглавление


Знаки и символы

СВЯТАЯ КОННИЦА
Р.В. Багдасаров

Русское боевое знамя как небесное знаменье

Явления конных ангелов на полях сражений были духовной основой, на которой создавались русские боевые стяги. История духовная и история военная соединяются в истории русского воинского знамени, отражая идею неразрывности уз между ратью земной и небесной. Знамя - такая же святыня на поле брани, какой является в храме икона. 
Практически все войны, которые велись в Европе вплоть до начала Нового времени, имели религиозную подоплёку. С 1560 г. до самого конца XVII века священным образцом для русских стягов становится видение Иоанна Богослова из Апокалипсиса, где описан выход конного ангельского воинства. В центре стяга изображена сфера с Христом, Всадником на белом коне. Апокалиптическое описание Всадника на белом коне стало высшим архетипом власти московского Государя. Само выступление в поход принимало в сознании православного народа характер свершения Страшного суда над противниками веры. Собор Небесных Сил, окружающий Всадника, и скачущий впереди него воевода Архангел Михаил являются всадниками не только по букве Апокалипсиса - это подтверждалось живым, иногда парадоксальным религиозным опытом. Яркий тому пример - хроника ангелофании (явлений ангелов), которая запечатлена на всём протяжении русской летописи. Даже когда летописание прекратилось, явления ангелов поневоле отмечались историками XVIII-XX веков. Научный скептицизм повлиял лишь на интерпретацию: если раньше чудо представало как объективный факт, то позднее учёные стали относиться к нему как к факту религиозного сознания простого народа.
В 1111 г. соединённые русские полки выступили против половцев. "И послал Господь Бог Ангела в помощь русским князьям, ибо видели многие люди, как вражеские головы летели на землю, отсекаемы кем-то невидимым"... Это были ангелы, посланные от Бога помогать христианам", - свидетельствует летописец. Необычный конь упоминается в Галицко-Волынской летописи под 1258 г. в связи с победой над литовским языческим князем Хвалом. Явившись неведомо откуда, конь вводит врагов в заблуждение, они принимают трясину за хорошую дорогу и гибнут, потопляемые ангелом.
При описании Мамаева побоища видели "великого архистратига Михайло" во главе "тресолнечных полков" (т.е. таких полков, чья световая мощь равна излучению трёх солнц). Особая роль в Куликовской победе досталась великомученику Димитрию Солунскому, - на иконах, написанных после 1380 г., Димитрий на Коне пронзает копьём поверженного Мамая. Ту же сцену описывают духовные стихи.
Изображение конного Архистратига Михаила в виде отдельной иконы приобрело широкую популярность после чуда, произошедшего осенью 1608 г. во время осады Троице-Сергиевой обители польско-литовскими войсками. Когда прямо в ходе богослужения был кощунственно обстрелян Троицкий храм, предводитель Небесных Сил явился архимандриту Иосафу и пообещал отомстить дерзким супостатам. На следующий день маленькому отряду защитников удалось побить множество литовцев, захватить запасы оружия и пленных. "Перед полчком же тем троицким… многие люди видели вооруженного воина. Лицо его сияло как солнце, конь же под ним блистал как молния". 
Близкое по времени явление конного Архистратига известно из рассказов запорожских казаков, включённых в записки митрополита Петра (Могилы). В 1620 г. после блестящей победы над турками под Хотином, часть запорожцев, возвращаясь из Турции морем, попала в шторм, казаки стали усиленно молиться, и "совершилось великое чудо... внезапно явился пред ними златовидный юноша на блестящем коне и, став среди погибающих запорожцев, сказал им: "Не бойтесь"". Казаки были спасены и согласно обету, данному во время бури, на некоторое время сделались послушниками Киевской Лавры… 
Удивительный случай ангелофании дошёл со времён покорения Сибири. В ходе битвы 26 июля 1581 г. в устье Турбы между отрядами Ермака и татарскими ханами любимое казаками знамя с образом Спасителя само пошло по реке. Казаки двинулись за ним, "все бусурмане видели, как по тому берегу на облаках грядет великий и прекрасный царь, окружённый сильным светом. Многие вооруженные воины летели на крыльях и несли престол его на плечах; и грозил царь бусурманам, держа в левой руке обнаженный меч". Составитель "Истории сибирской" Семён Ремезов сам занимался "постройкой" (росписью) знамён для конных и пеших полков, а также иконным делом. Кони ангелов в религиозном восприятии - это служебные ангельские силы, символизирующие всё светозарное, имеющее сродство с божественным светом.
Если на главном стяге войска был образ Царя царей вместе с собором Небесных Сил, то знамёна отдельных полков посвящались воинам-покровителям: Георгию Победоносцу, Феодору Стратилату, Димитрию Солунскому, мученику Севастиану, царю Давиду, мученикам Христофору, Прокопию, Иоанну Воину, царю Константину, а также русским святым - царевичу Дмитрию Углицкому, великим князьям Георгию Владимировичу, Василию Ярославичу, Александру Невскому, Димитрию Донскому, князьям Роману Углицкому, Мстиславу… Когда русская армия XVI-XVII вв. со всеми своими знамёнами растягивалась на марше, её можно было принять за небесное воинство, спустившееся на землю.
Изображение коня на могилах первых христиан соответствовало словам апостола Павла, который сравнивал свою жизнь бегу быстроногого коня на ипподроме... В древнерусской письменности преобладало сравнение души со всадником и тела с конём (см.: Иак 3:2-6). В рукописном сборнике "Златоструй" конь выступает как символ житейского благополучия. В "Беседе трёх святителей" конь без корма сравнивался с нищим человеком. В притче "О свирепом коне" Максим Грек уподобляет духовное водительство человека ("страх Божий") всаднику, а дерзкого коня, стремящегося освободиться от него - безрассудной душе. В популярном сказании "О царе-годе" конь соответствует зрелому возрасту человека. Староверческий "Стих о юности" раскрывает через символ коня аллегорию молодости. 
В традиционной русской культуре конь обозначал материальное, физиологическое благосостояние человека, как говорили раньше, "живот", который, в отличие от "жизни", соответствовал низшему уровню бытия. На стягах конь святых воинов символизировал их очищенное праведными деяниями и мученичеством житие, жизнь-подвиг - то есть преображённый "живот". В этом плане старинная поговорка "лошадь - крылья человека" имеет не только хозяйственный смысл: установив власть над своей плотью, человек может приблизиться к Богу. Отсюда белый цвет коней святых мучеников - цвет Преображения Господня (на этот праздник священство и клирики облачаются в белые ризы), - древний цвет победы и чистоты.