Русская линия

крест
Русский дом, №5. Оглавление


День Победы

ТОЛЬКО БЫ НАМ ОСТАВАТЬСЯ ВСЕГДА СО ХРИСТОМ!
(Интервью с Марией Георгиевной Жуковой, дочерью маршала Георгия Константиновича Жукова, членом Союза писателей России.) 

- За последние годы вы написали две весьма необычные книги, посвященные двум великим полководцам, выдающимся героям русской истории - Вашему отцу, маршалу Георгию Константиновичу Жукову и генералиссимусу Александру Васильевичу Суворову. Книги эти, без сомнения, уникальны. Они показывают жизнь лучших сынов России с неожиданной для нас духовной стороны. Не могли бы Вы рассказать, как у вас возникла идея создания этих книг?
- Образ нашего легендарного Александра Васильевича Суворова привлекал меня давно, тем более, что отец очень его любил, высоко ценил его военный гений. Замысел создать книгу о духовном облике Суворова возник довольно случайно - таких книг до этого в общем-то не было, а необходимость в них назрела, а тут приближались юбилейные даты, связанные с памятью полководца. Мне пришлось работать с книгами 19 века, воспоминаниями современников, письмами. Я поняла, какая удивительно цельная личность была скрыта от нас. 
Крайне важным оказалось для меня и то, что работа над образом Александра Васильевича Суворова, знания которые пришли ко мне в это время, позволили мне лучше понять моего отца, маршала Жукова. Я обнаружила, что мой отец очень многое перенимал у Суворова. Он почти всю жизнь учился у него и не только учился, но и развивал знаменитую суворовскую "науку побеждать". Ведь Жуков (подчеркну, что так считают многие военные историки), в ХХ веке, так же как и Суворов в свое время, явился крупным творцом военной науки, стратегии и тактики. В 1941 году, когда враг рвался к Москве, он повторил знаменитую суворовскую фразу "Русские прусских всегда бивали!", а от себя добавил "Побьют и на этот раз, да еще как побьют!" Позже он был награжден орденом Суворова первой степени. 
В их судьбах много общего. Оба достигли высот славы, принесли неоценимое благо Отечеству, но потом подверглись опале и последние свои дни заканчивали в изоляции. Они были очень близки друг другу по духу. Оба были настоящими православными русскими людьми, и вся их жизнь доказывала это. 
Я вспоминаю такой случай, его рассказывала моя сестра Элла Георгиевна. Отец читал книгу о Суворове и вдруг сказал: "Ну-ка запиши!". И прочитал известные слова Суворова: "У этого наемника-историка два зеркала: одно - увеличительное - для своих и другое - уменьшительное - для нас. Но потомство разобьет вдребезги оба и выставит свое, в котором мы не будем казаться пигмеями". Тогда моя сестра не поняла, зачем отец обратил внимание именно на эти слова, но потом, когда прошли годы, и отец пережил много клеветы, унижений, лжи в своей жизни, они стали понятны. Ведь его, да и не только его, старались, да и по сей день стараются сделать пигмеем. Он говорил словами Суворова о себе - верил, что потомки оценят его дела правильно и история все расставит по своим местам. 
- Ваши книги, видимо, и являются шагом на пути к этому пониманию... 
В книге о Суворове я в меру своих сил, старалась показать его духовную суть. Александр Васильевич был глубоко верующим человеком, его вера в Бога была несгибаема, он был настоящим отцом солдатам, кроме того, скромнейшим человеком. Учил солдат молитвам. Строил храмы, собственноручно вырезал для одного из них крест-распятие. Сам служил дьячком, пел на клиросе. В моей книге впервые опубликован его покаянный "Канон Господу Иисусу Христу", написанный Александром Васильевичем незадолго до смерти, - удивительный канон, пронизанный настоящим смирением и глубоким покаянным чувством. Ведь мало кто знает, что Суворов написал такой канон, в свое время готовился стать иноком и подавал об этом прошение на имя государя-императора. Книга выдержала уже несколько изданий. О том, что она необходима, свидетельствует и ее издание пиратским способом на Украине.
- Ваша книга о Суворове - это своего рода житие, описание жизни подвижника, героя. Но только не монаха или мученика, а подвижника другого рода - воина и верного слуги Бога, Царя и Отечества. Могли бы Вы в нескольких словах подвести итоги этого жития - сформулировать главные, на ваш взгляд, черты Александра Васильевича Суворова?
- Я не задавалась целью написать житие Александра Васильевича, хотя интересно, что многие воспринимают эту книгу как житие.
А главные черты его... Св. Иоанн Лествичник последней, самой совершенной ступенью в духовной жизни христианина называет любовь. Александр Васильевич, на мой взгляд, в полной мере являл д6ела любви, был готов в любой момент положить жизнь за ближних своих, за Веру, Царя и Отечество. Не говоря о таких проявлениях его души как милосердие, постоянная забота о солдатах, о детях своих.
На мой взгляд, важно его самоотвержение, великое духовное качество, свойственное немногим. С детства он воспитывал в себе именно способность отвержения от своего "я", приучил себя к спартанским условиям, избегал всего, что расслабляет тело и душу, лишает ее мужества и решимости в поступках. Чрезвычайно важно, что он был человеком действия. Как сам он о себе говорил: "Я привык быть действующим непрестанно, чем и питается дух мой".
Много еще черт можно назвать - таких как терпение, храбрость, но те, о которых я сказала, кажутся мне главными.
- А каков был замысел второй книги?
- Во второй книге "Маршал Жуков. Сокровенная жизнь души" я попыталась показать отца не столько полководцем, сколько показать его душу, душу человека верующего, потому что мало кто знает, что у отца действительно была сокровенная жизнь христианина. Жизнь, которая в XX веке была особенно сложна и сокрыта от глаз людских.
Святейший Патриарх Алексий 18 июня 1999 года, в день 25-годовщины кончины моего отца отслужил панихиду по "приснопамятному воину Георгию". В проповеди он сказал: "В те тяжелые годы можно ли было исповедовать свою веру, можно ли было открыто свидетельствовать о том, что человек принадлежит к Святой Православной Церкви? Это был период геноцида против верующего народа..."
Конечно, то, о чем я говорю, - лишь мое прикосновение к духовной жизни отца, и я могу говорить об этом лишь настолько, насколько мне это открыто.
- Как восприняли Ваши книги читатели?
- Меня очень радует, что обе эти книги нашли отклик в сердцах людских, и прежде всего, у молодежи. Ведь наша молодежь, которую искусственно отторгают от всего высокого, духовного, сегодня особенно нуждается в таких примерах. И очень много людей самых разных возрастов подходят ко мне и говорят, что после прочтения книги об отце они заново открыли, кто такой был маршал Жуков и молятся о нем. Хотя и до этого много людей молились об упокоении его души. Особенно важно было для меня, что эта книга нашла свой путь к сердцам наших воинов, которые сейчас сражаются в Чечне.
Недавно я познакомилась с Любовью Васильевной Родионовой, сын которой, Евгений Родионов, погиб, был замучен чеченскими бандитами. Это был удивительный юноша, воспитанный в самой обычной семье, на тех самых евангельских идеалах, которыми руководствовался в жизни мой отец. Женя, вынеся чудовищные пытки и издевательства, отказался снять с себя крест. Думаю, со мной согласятся все, он - настоящий мученик за Христа, настоящий герой. И вот недавно его мать (я преклоняюсь перед мужеством этой простой русской женщины!) уже второй раз была в Чечне - она собирает и возит туда с помощью военных и грузовых самолетах одежду, продукты, лекарства, которые крайне нужны нашим солдатам. Она сказала, что неверующих там нет: и среди рядовых, и среди офицеров, и даже среди генералов. Они просили привезти в следующий раз Евангелия. Возила она туда и мои книжки об отце и о Суворове. Любовь Васильевна говорит, что они пользуются спросом, их читают и просят привезти еще. Генерал Владимир Шиманов сказал ей, что будет награждать этими книгами отличившихся.
- Завершая наш разговор, хотел бы спросить: тогда, после победы благоверного князя Димитрия на Куликовом поле, и позже, после свержения монголо-татарского ига, началось возрождение России. Возможно ли теперь, в наше время нового ига, новое возрождение? И как Вы думаете, что для этого надо сделать?
- Как и миллионы людей, я всем сердцем желаю этого возрождения и молюсь о нем. Однако многие в понятие возрождения вкладывают чисто земное - могущество нашей страны, экономическое процветание, благосостояние людей, но все это без Бога. Пример тому - Соединенные Штаты Америки, Западная Европа. Забывают они, что Россия - подножие Престола Господня, что она на Голгофе, что крестным путем Господь ведет ее ко спасению, к вечной славе в Царствии Небесном. Поэтому главное для нас возрождение духовное. Только бы нам оставаться всегда со Христом!
Я задавала этот вопрос отцу Кириллу. Столько людей страдает от того, что происходит с нашей державой, и жаждет возрождения России, но год от года становится все хуже и хуже. Он мне ответил, что Господь Бог смотрит на наши дела и именно на те конкретные поступки, которые человек совершает в той области, в которой он Богом поставлен. 
Ведь посмотрите, что происходит в Чечне. Это настоящее чудо! Русского солдата не переделать. Был он храбр и самоотвержен при Суворове, был таким при Жукове, остался таким же и поныне. Стоит насмерть и отдает жизнь за Родину, за други своя... Несмотря ни на что!!! 
В таких подвигах залог нашего возрождения. 

Вел беседу Дмитрий Леонидович САПРЫКИН