ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ
Из бесед святителя Григория Паламы
...После воскресения четверодневного
Лазаря, Господб, найдя осля, заранее,
приготовленного Учениками, как говорит
Евангелист матфей (XXI, 1 сл.), и сев на него, вошел в
Иерусалим, согласно пророчеству Захария,
предрекшего: "не бойся, дщи Сионя; се Царь твой
грядеть тебе праведен и спасайя, Той кроток и
всед на подяремника и жребца юна" (Зах. IX, 9).
Пророк этими словами явил, что этот
пророчественный истинным Царем Сиона. Ибо Царь
твой, говорит он, не является страшным для
взирающих и не жестоким каким-либо и творящим
зло, ведущим за собою щитоносцев и мечников, или
множество пеших воинов и всадников, живущий
алчностью и требующий податей и налогов, рабства
и служения, которые и низки и вредны, во знак Его -
смирение, бедность и скромность, ибо Он входит,
сидя на осле, не ведя за собой никакой
человеческой толпы. Поэтому, Он - Единый
праведный Царь, спасающей в праведности; и Он -
кроток, имеющий нарочитую кротость, как Сам
Господь говорит о Себе: "Научитесь от Мене, яко
кроток есмь и смирен сердцем" (Мф. XI, 29). Итак,
воскресив Лазаря из мертвых, Царь возсев на осла,
вошел таким образом в Иерусалим; все же люди:
дети, мужчины, старцы, постилая свои одежды и взяв
финиковые ветви, что является символом победы, -
немедленно притекли к Нему, как к Животворцу и
Победителю смерти, простерлись ниц, а затем
последовали за Ним, не только вне города, но ив
самое святое место, в согласии воспевая:
"Осанна Сыну Давидову, осанна в вышних".
Хвалебная же песнь "Осанна" возсылается
Богу, ибо в переводе она означает: "Спаси
Господи". Присовокупив же "в вышних", они
показали, что Он не только на земле и не только от
людей, но и на небесах воспевается небесными
Ангелами. Воспевая же Его так, они только
возвещают Его Богом, но противоборствуют также
зловетному и богоборческому замыслу книжников и
фарисеев и убийствееным предлогам, водвигаемым
ими. Ибо ты безумно говорили о Нем: "Несть Сей
Человек от Бога, и поелику много знамений творит,
если не возьмем и не убьем Его, то все уверуют в
Него, и придут римляне и возьмут место и язык
наш" (Iн. XI, 47-48). Что же говорит народ? -
Благословен грядый во имя Господне", являя
этим, что Он - сущий от Бога и Отца и пришедший во
имя Отца, как и сам Господь говорил о Себе: "Аз
приидоъ во имя Отца Моего, от Бога изыдох, и
иду" (Ин V, 43 и XVI, 27-28)
23 (10) апреля - Вход Господень в Иерусалим (Вербное
Воскресенье)