Русская линия

крест
Русский дом, №4. Оглавление


ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ
Из бесед святителя Григория Паламы

...После воскресения четверодневного Лазаря, Господб, найдя осля, заранее, приготовленного Учениками, как говорит Евангелист матфей (XXI, 1 сл.), и сев на него, вошел в Иерусалим, согласно пророчеству Захария, предрекшего: "не бойся, дщи Сионя; се Царь твой грядеть тебе праведен и спасайя, Той кроток и всед на подяремника и жребца юна" (Зах. IX, 9). Пророк этими словами явил, что этот пророчественный истинным Царем Сиона. Ибо Царь твой, говорит он, не является страшным для взирающих и не жестоким каким-либо и творящим зло, ведущим за собою щитоносцев и мечников, или множество пеших воинов и всадников, живущий алчностью и требующий податей и налогов, рабства и служения, которые и низки и вредны, во знак Его - смирение, бедность и скромность, ибо Он входит, сидя на осле, не ведя за собой никакой человеческой толпы. Поэтому, Он - Единый праведный Царь, спасающей в праведности; и Он - кроток, имеющий нарочитую кротость, как Сам Господь говорит о Себе: "Научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем" (Мф. XI, 29). Итак, воскресив Лазаря из мертвых, Царь возсев на осла, вошел таким образом в Иерусалим; все же люди: дети, мужчины, старцы, постилая свои одежды и взяв финиковые ветви, что является символом победы, - немедленно притекли к Нему, как к Животворцу и Победителю смерти, простерлись ниц, а затем последовали за Ним, не только вне города, но ив самое святое место, в согласии воспевая: "Осанна Сыну Давидову, осанна в вышних". Хвалебная же песнь "Осанна" возсылается Богу, ибо в переводе она означает: "Спаси Господи". Присовокупив же "в вышних", они показали, что Он не только на земле и не только от людей, но и на небесах воспевается небесными Ангелами. Воспевая же Его так, они только возвещают Его Богом, но противоборствуют также зловетному и богоборческому замыслу книжников и фарисеев и убийствееным предлогам, водвигаемым ими. Ибо ты безумно говорили о Нем: "Несть Сей Человек от Бога, и поелику много знамений творит, если не возьмем и не убьем Его, то все уверуют в Него, и придут римляне и возьмут место и язык наш" (Iн. XI, 47-48). Что же говорит народ? - Благословен грядый во имя Господне", являя этим, что Он - сущий от Бога и Отца и пришедший во имя Отца, как и сам Господь говорил о Себе: "Аз приидоъ во имя Отца Моего, от Бога изыдох, и иду" (Ин V, 43 и XVI, 27-28)

23 (10) апреля - Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье)