Православный календарь
НА БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ
БОГРОДИЦЫ |
Итак, Бог посылает Архангела к Деве,
Которую, при соблюдении Ее девства, делает своею
матерью силою единаго благовещения; потому что
если бы она зачала от семени, то Родившийся не
стал бы новый Человек, ни безгрешным бы Он не был,
не Спасителем грешников; ибо движение плоти к
детотворению, беспорядочно примешиваясь к
установленному Богом замыслу о нас, таким
образом овладевает нашими способностями и
являет их не совсем свободными от греха. Посему и
Давид сказал: " В беззакониих зачать есмь, и во
гресех роди мя мати моя" (Пс. L, 7). Итак, если бы
зачатие Божие происходило от семени, то не был бы
Он новым Человеком, ни Начальником Новой и отнюдь
не стареющей жизни; ибо если бы Он был участником
ветхой чеканки и наследником одного
прородительского греха, он не смог бы носить в
Себе полноту чистого Божества, и сделал Свою
плоть неиссякаемым источником освящения, как не
мог бы и осквернение оных Прародителей смыть
преизбытком силы ни довлеть, для освящения всего
сущего, впоследствии. Поэтому не Ангел, не
человек, но Сам Господь, воплотившись во чреве
Девы и пребыв неизменным Богом, пришел и спас нас.
Подобало также и Деву иметь свидетельницей
Своего бессменного зачатия и помощницей в том,
что совершалось в деле Домостроительства. Что же
это было? Восхождение в Вифлееме, где и небесными
Ангелами Рождение его было возвещаемо и славимо?
Пришествие в храм, где Симеоном и Анной Он, будучи
младенцем, был засвидетельствован, как Господь
жизни и смерти; бегство от Ирода в Египет, и
возвращение из Египта, согласно священным
пророчествам; и иное что ныне перечислять нет
надобности? Ради этого был взят Обручник Иосиф, и
Ангел был послан к Деве, обрученной мужу по имени
Иосиф. Это же выражение: "и дома и рода
Давидова", - относится к обоим: потому что оба -
и Дева и Иосиф -возводят свой род к Давиду. "И
имя", говорится, "Деве Мариам", - это же
слово в переводе означает "Госпожа".
Представляет же это имя и достоинство Девы и
утверждение Девства, и особенность образа Ее
жизни, и во всем тщательность, и выразить это
одним словом - всенепорочность, ибо
господственно (т.е. с истинным величием) нося
знаменательное имя девы, Она имела полное
обладание чистотой, будучи Девой и телом и душой
и силами души, и богатая всеми телесными
чувствами, и не имеющими ни малейшей зазоринки; и
все до такой степени полностью и утвержденно, и
так сказать - как это приличествует Господь, во
всем ненарушенно на все времена; как Она
затворенная Дверь сокровищницы и запечатанная
книга, хранящая от очей сокровенные писания;
посему и было написано о Ней: "Сия есть Книга
запечетленная", и - "будет Дверь заключена, и
никтоже пройдет Ею".
7 апреля (25 марта) - Благовещение Пресвятой
Богородицы