Русская линия

крест
Русский дом, №4. Оглавление


rd4_8.jpg (32030 bytes)

Православный календарь

 

НА БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГРОДИЦЫ
Из бесед святителя Григория ПАЛАМЫ

 

Итак, Бог посылает Архангела к Деве, Которую, при соблюдении Ее девства, делает своею матерью силою единаго благовещения; потому что если бы она зачала от семени, то Родившийся не стал бы новый Человек, ни безгрешным бы Он не был, не Спасителем грешников; ибо движение плоти к детотворению, беспорядочно примешиваясь к установленному Богом замыслу о нас, таким образом овладевает нашими способностями и являет их не совсем свободными от греха. Посему и Давид сказал: " В беззакониих зачать есмь, и во гресех роди мя мати моя" (Пс. L, 7). Итак, если бы зачатие Божие происходило от семени, то не был бы Он новым Человеком, ни Начальником Новой и отнюдь не стареющей жизни; ибо если бы Он был участником ветхой чеканки и наследником одного прородительского греха, он не смог бы носить в Себе полноту чистого Божества, и сделал Свою плоть неиссякаемым источником освящения, как не мог бы и осквернение оных Прародителей смыть преизбытком силы ни довлеть, для освящения всего сущего, впоследствии. Поэтому не Ангел, не человек, но Сам Господь, воплотившись во чреве Девы и пребыв неизменным Богом, пришел и спас нас.
Подобало также и Деву иметь свидетельницей Своего бессменного зачатия и помощницей в том, что совершалось в деле Домостроительства. Что же это было? Восхождение в Вифлееме, где и небесными Ангелами Рождение его было возвещаемо и славимо? Пришествие в храм, где Симеоном и Анной Он, будучи младенцем, был засвидетельствован, как Господь жизни и смерти; бегство от Ирода в Египет, и возвращение из Египта, согласно священным пророчествам; и иное что ныне перечислять нет надобности? Ради этого был взят Обручник Иосиф, и Ангел был послан к Деве, обрученной мужу по имени Иосиф. Это же выражение: "и дома и рода Давидова", - относится к обоим: потому что оба - и Дева и Иосиф -возводят свой род к Давиду. "И имя", говорится, "Деве Мариам", - это же слово в переводе означает "Госпожа". Представляет же это имя и достоинство Девы и утверждение Девства, и особенность образа Ее жизни, и во всем тщательность, и выразить это одним словом - всенепорочность, ибо господственно (т.е. с истинным величием) нося знаменательное имя девы, Она имела полное обладание чистотой, будучи Девой и телом и душой и силами души, и богатая всеми телесными чувствами, и не имеющими ни малейшей зазоринки; и все до такой степени полностью и утвержденно, и так сказать - как это приличествует Господь, во всем ненарушенно на все времена; как Она затворенная Дверь сокровищницы и запечатанная книга, хранящая от очей сокровенные писания; посему и было написано о Ней: "Сия есть Книга запечетленная", и - "будет Дверь заключена, и никтоже пройдет Ею".
7 апреля (25 марта) - Благовещение Пресвятой Богородицы