Беспамятство
ОСКВЕРНИТЕЛИ ПРАХА
После проведенной большевиками на кладбище Даниловского монастыря 31.05. 1931 г. эксгумации останков Н.В. Гоголя, по Москве поползли слухи о том, что писатель был похоронен в летаргическом сне и, проснувшись, перевернулся в гробу, хотя в акте экспертизы, который хранится в ЦГАЛИ в фонде 139 под № 61, нет и намека на это. Тем не менее слухи множились и даже нашли отражение в кощунственной по отношению к памяти Гоголя поэме А. Вознесенского "Похороны Гоголя Николая Васильевича", напечатанной еще в советское время, в 1974 году. Так имели ли основание эти слухи? На этот вопрос, похоже, знает ответ Юрий Владимирович Алехин, писатель, заместитель директора Фонда А. И. Солженицына, проведший собственное расследование.
- Юрий Владимирович, почему у вас появилось
желание заняться этой темой?
- Первый раз я услыхал об этом в семидесятые годы,
о чем расскажу чуть позже. Однако более плотно
занялся в середине 80-х, когда работал старшим
научным сотрудником в Государственном
литературном музее. Помнится, тогда в свет вышел
роман Юрия Бондарева "Выбор", где писатель
задавал такой вопрос: что Гоголь думал,
перевернувшись в гробу, о нашей жизни? А Андрей
Вознесенский написал посвященное этому же
событию стихотворение, где, в частности, были
такие строки: "Гоголь молча лежит на боку,
ноготь подкладку прорвал сапогу". В это время
отдельные "энтузиасты" стали перекрашивать
могильные памятники и перебивать надписи.
Особенно на Ваганьковском кладбище такая
вакханалия творилась. И мне поручили разобраться
с захоронениями, которые пострадали от подобного
рода "инициатив". А тут все чаще и чаще люди
стали звонить и спрашивать: "Что же на самом
деле произошло с Гоголем?" Я решил заняться и
разгадкой перезахоронения праха Николая
Васильевича, в связи с чем переговорил со многими
людьми, которые жили неподалеку от Свято-Данилова
монастыря в то время и могли бы быть свидетелями
того антихристианского действа, которое
произошло 31 мая 1931 года.
- С чего вообще у большевиков возникла такая
бредовая идея?
- Уничтожение кладбища Данилового монастыря
произошло по тому же плану реконструкции Москвы
Лазаря Кагановича, по которому был взорван и храм
Христа Спасителя... Любопытно, что в первом номере
"Российского архива" за 1991 год были
опубликованы воспоминания известного
советского писателя Владимира Германовича
Лидина (Гомберга), присутствовавшего при
перезахоронении. И должен сказать, что эти
воспоминания не имеют ничего общего не только с
рассказами найденных мной очевидцев, но и с его
собственным свидетельством, которое довелось
мне услышать непосредственно от него самого. В
Литературном институте Владимир Германович,
умерший в 1979 году, вел у нас семинар прозы.
- Для чего же ему понадобилось вводить в
заблуждение читателей?
- Я полагаю, что он нес свою долю вины за то, что
там случилось. Кому же охота предстать перед
потомками в столь неприглядном виде?!
- Так что же было там на самом деле?
- Лидин был очень словоохотливым человеком. Он
рассказал, что в один из майских дней ему
позвонил директор кладбища - бывший
комсомольский работник и предложил
присутствовать при переносе праха Гоголя. На сие
действо собралось примерно около 30 человек,
среди которых были: Юрий Олеша, Михаил Светлов,
Всеволод Иванов, Лидин... Сняли с могилы памятник
со словами пророка Иеремии: "Горьким словом
своим посмеются" и Голгофу - камень с крестом. И
принялись копать. Сверху оказался найден чей-то
череп. Экспертиза установила, что он принадлежал
вовсе не великому писателю. Потом наткнулись на
склеп из кирпича. Долго копали, но под памятником
на оси, где и должен быть гроб, его не оказалось.
Копали очень долго, и лишь к исходу дня в боковом
отводе склепа обнаружили погребение. Доски у
гроба были подгнившие, его вытащили.
Присутствовавшая при этом супруга известного
архитектора Барановского Мария Юрьевна горько
плакала. И один из энкавэдэшников сказал своему
коллеге: "Смотри, вдова-то, вдова как убивается!"
Когда открыли гроб, то увидели - о ужас! - что череп
великого писателя повернут набок. И многие
утвердились в небезосновательности опасений
Николая Васильевича, что его могут похоронить
живым. А по Москве моментально разнесся слух, что
Гоголь перевернулся в гробу.
- Кроме положения головы, было еще какое-нибудь,
указание на то, что Гоголь перевернулся?
- Абсолютно нет! Скелет лежал на спине. Часть
сюртука табачного цвета, в котором он был
похоронен, сохранилась. И костяшки пальцев ног
были "вдвинуты" в сапоги. У сапог дратва
сгнила и они сами собой раскрылись, открыв
конечности ступней. И вот после того, как вскрыли
гроб, и произошла вакханалия по разграблению
останков. Лидин сам говорил, что стянул себе
хорошо сохранившийся кусок жилета табачного
цвета с груди Гоголя. "Я первое издание "Мертвых
душ" окантовал в металл и вставил туда эту
материю", - говорил Владимир Германович. Тамара
Владимировна Иванова, ныне покойная,
рассказывала мне, что когда ее муж Всеволод
Иванов пришел с этого перезахоронения, он
страшно возмущался: "Как можно после всего
случившегося считать писателей высокодуховными
людьми?!" Из гроба кроме куска материи стащили
ребро, берцовую кость и, по уверению Лидина, один
сапог. Вполне вероятно, еще что-то...
- А что случилось с прахом?
- Гроб перевезли на Новодевичье кладбище и
захоронили в новой могиле. Перенесли туда также
памятник-Голгофу. Впоследствии на могиле
установили столб, на котором возвышается
памятник Гоголю скульптора Томского, а Голгофу
убрали. Потом эту Голгофу и часть гранитного
камня нашла вдова Булгакова Елена Сергеевна,
которая установила их на могиле своего мужа, как
преемника традиций автора "Мертвых душ". Не
знаю, правильный ли это был поступок. Так вот,
после того, как перевезли гроб, начались вещи
мистические. Проходит дня три, как рассказывал
сам Лидин, звонит ему директор кладбища и говорит:
"Владимир Германович, я что-то спать не могу. Ко
мне третью ночь подряд Гоголь приходит и говорит:
"Давай назад ребро!" Лидин тут же позвонил
другому похитителю, писателю, который стащил
берцовую кость. Тот тоже в недоумении: "Она у
меня была в кармане пальто. С вечера вытащить
забыл, а утром хватился - а ее уже и нет, исчезла".
И Лидин, эдак старчески улыбаясь, рассказывал:
"Ну, что ж поделаешь, мы сговорились, собрали
кое что из того, что было взято, и под покровом
ночи пробрались к могиле Гоголя на Новодевичьем
кладбище, вырыли маленькую ямку и туда опустили."
И он, кстати, сказал, что если еще кто-нибудь
додумается беспокоить прах Николая Васильевича,
то сначала наткнется на кость и сапог...
- А сам-то он вернул кусок камзола?
- Что интересно - нет! Он до сих пор хранится в
обложке книги у его дочери, которая так и не вняла
моим просьбам возвратить эту реликвию
государству.
- Так что же, Юрий Владимирович, действительно ли
Гоголь проснулся от летаргического сна и
перевернулся в гробу?
- Скульптор Рамазанов, делавший посмертную маску
Гоголю, свидетельствовал, что у него были явные
признаки разложения. Да и маску с живого человека
сделать практически невозможно. Потому что
гипсовое клише, накладываемое на лицо, закрывает
все дыхательные пути человеку. Один художник мне
рассказывал, как он решил аккуратненько сделать
маску со своей живой жены. Еле откачал... Теперь
что касается повернутой головы. Ведь на рисунке,
на котором изображен Гоголь в гробу перед
похоронами, мы видим, что его голова лежит прямо.
Однако у меня здесь чисто материалистическое
объяснение. Я бывший военный и неоднократно
участвовал в эксгумациях: мне доводилось
вскрывать могилы. И я видел, что в большинстве
захоронений люди лежат с повернутыми головами. У
гроба, даже дубового, в первую очередь подгнивают
самые узкие доски - боковины. Под давлением
грунта крышка начинает смещаться вниз и касается
черепа, лежащего на самой верхней точке. И голова
поворачивается вбок. Так что объяснение очень
простое. Оно, конечно, не отменяет совсем
мистический аспект. Ведь даже тот же Лидин
признавалася, что его материалистическое
мировоззрение колышится при воспоминании о тех
событиях. Сто раз был прав поэт: "Не ворошите
старые могилы, они чреваты новою бедой".
Беседовал Андрей Викторович Полынский.