30 апреля - Пасха СВЯТОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ ТВОЕ ПОЕМ И
СЛАВИМ |
Великого праздника дождались. Великому
празднику славословие. Он велик так, что большим
грехом считаем мы сегодня преклонение перед
иконами. Мы стоим перед иконами во весь рост и нет
уныния в сердцах наших.
Издревле на Руси была традиция навещать на Пасху
больных, старых, скорбящих. Конечно, прежде всего
пусть перепадет от наших щедрот близким.
Старенькой маме, живущий на другом конце города,
загремевшему накануне Пасхи в больницу
племяннику, соседу, недавно схоронившему жену.
Мало ли, у кого что... Нехитрый гостинец, добрый
взгляд, обязательное "Христос Воскресе!", и
вы желанные в каждом доме, в каждой семье. Можно,
конечно, и без этого. Без всего можно. Господь
устроил так, что не оскудевает рука давшего, в
конечном итоге, дающие приобретают. Она из
загадок, одно из чудес, один из парадоксов.
А вот на кладбище в этот день не ходите. Пусть вам
говорят - всегда ходили, пусть ссылаются на
вековую традицию предков. Не ходите. Если,
конечно, "православный христианин" для вас
не формальное название, а серьезное слово с
серьезным смыслом. Горько смотреть, как в
пасхальное воскресение, когда ликует и почивает
крещенный люд, едут с лопатами, ведрами, рассадой,
сумками с провизией, на кладбище к родным наши
простодушные соотечественники. Кесарю кесарево
отдают? А может, богу Богово? Вряд ли. Никакой
вековой традиции в этом нет. Мы получили эту
традицию от богоборческого недавнего времени,
когда в храмы ходить запрещали, а на кладбище как
запретишь? И - шли. И сорили яичной скорлупой. И
ставили рюмку на сырую, непрогретую землю и
(нельзя чокаться, нельзя) выпивали присев на
корточки вокруг бугорка, под которым лежит
дорогой человек. Поминали дорого человека наспех
собранной, неопрятной трапезной. А еще сыпали
крошки от кулича вокруг могильной ограды
(птичкам, птичкам). И - уходили. С облегчением. Так
облегчаются, когда отдают, наконец, долг. Не
ходите на кладбище на Пасху. Отцы церкви не
благословляют делать это не только в светлое
Христово Воскресение, но и всю светлую седмицу.
Почему? Потому что Пасха - особый праздник. Пасха -
это жизнь. Это избавление от смерти. Вот поэтому и
ликовать нам сегодня с живыми, и радоваться, что
живы.
А во вторник второй недели Пасхи (в этом году 9
мая) настанет день, именуемый православными
Радоница. Радоница от слова радость, радоваться.
Вот в этот-то день по церковному уставу мы и
должны пойти на кладбище к усопшим родным и
разделить с ними радость пасхального торжества.
Отпраздновать с живыми, порадоваться с мертвыми.
И совсем не к месту здесь радование с водкой. Без
нее радость будет чистой, ненадуманной, а с ней
может обернутся и печалью.
Радость Пасхи особая, ее надо заслужить строгим
постом, благочестивой жизнью, добрыми
нелицемирными делами. Заслужили ли? Опустим в
смущение глаза. Многие приходят в пасхальную
ночь в храм как нам некое действо, в коем много
любопытно, но мало понятного. Постояв чуток, они
быстро утомляются, потому что "действо" не
задевает их, и уж, конечно, не веселит. Уходят.
Недоумевают только, почему так много людей
остается в храме до утра. У них несонные глаза,
светлые лица. Невдомек им, что люди, оставшиеся в
храме, не наблюдают, а живут. Они проживают вновь
события седых тысячелетий, и сегодня живая боль
пронзает их сердца, когда распятый на кресте
Спаситель говорит последние слова: Отче, отпусти
им, неведают ибо, что творят. Только в храме под
громогласное: "Христос Воскресе!" возликует
наша душа и это будет апогей, самая высокая точка
прожитой за год жизни. Недаром ведь Пасха -
весенний праздник. Именно торжеством весны
пронизаны все радостные дни светлой пасхальной
седмицы.
Конечно, если вглядеться в донышко нашей
затаившейся по случаю праздника души, мы увидим
так много непасхального. Великий пост был дан нам
как время осознать, осмыслить, ужаснуться
греховному, каждодневному нашему бытию. Умирь
нашу жизнь, Господи. Умири пугающую нас самих
злобу и лицемерие наше. Умири нас в таком, далеко
зашедшем страхе выпасть из обоймы подогнанных
друг под друга судеб и оказаться сами собой. К
Твоему святому Воскресению пришли мы
взлохмоченными, задерганными, жалкими. Прими нас
такими и дай еще время одуматься. В который раз.
Дай разум понять нам, что никогда не найти истины
на поле, засаженным злобой. Этот бесценный эдак
на унавоженной почве не произрастает. Ей, истине,
нужна любовь, нужно смирение и нужна тишина. Но по
такому полю нам ходить непривычно и страшно, как
по минному. Потому что не пробежать по нему,
бегать-то мы научились, а пройти медленным,
острожным шагом, боясь оступиться, ненароком
задеть рядом идущего. Так ходить мы не умеем. Но
ведь к истине ведет только такой шаг.
Сегодня мы празднуем, Твое, Господи, Воскресение.
Сегодня мы празднуем дарованную Тобой великую
возможность спастись. Помоги нам. Умири нас.
Останови нас.