Русская линия

крест
Русский дом, №4. Оглавление



Русь правослвная

НА ДАЛЬНЕЙ СТАНЦИИ СОЙДУ
Н. Е. Сухина
,
Село Державино Оренбургской области

Таких домов в русской глубинке тысячи. Вросший в землю, с подслеповатыми окошками, синими облупившимися ставнями. Прошла бы мимо, если бы не знала точно: мне надо именно сюда, в этот дом, где уготована встреча с чудом.

Уже выписана командировка, новенькая пленка заряжена в фотоаппарат, собраны вещи. А на сердце необъяснимая тревога, даже боль. Не обмануть собственное сердце: боюсь этой встречи, плохо представляю себе, как может предстать перед великим чудом неземной Божьей милости простой смертный, иссуетившийся в жизненных коллизиях грешный маленький человек... Я еду в далекую оренбургскую глубинку, в село Державино, в дом, где вот уже скоро десять месяцев мироточат двадцать четыре иконы. Весть об этом принес телефонный звонок из Орска: "У нас паломники постоянно туда едут, возвращаются потрясенными. Хозяйка дома всех принимает, никому не отказывает".
Поезд пришел рано утром, а автобус до села Державино пойдет только вечером. Выхожу на дорогу, голосую. Машины на утреннем шоссе редки, а мороз основательный. Но послал Господь рабочий автобус с сонными пассажирами. "До поворота. А дальше уж как знаете..."
От поворота иду по завьюженному большаку вдоль притихшего в зимовье березняка. Каждый шаг отдается веселым скрипом. Так и шла бы, да затормозил зеленый "Жигуль". Бородатый водитель распахнул дверцу: "К иконам, небось? Мы теперь знаменитые..." Расскажите, прошу, про иконы... А я и не был ни разу, - засмеялся водитель. - Все, знаете ли, некогда".
Державино - село древнее, родовое имение Гавриила Романовича Державина. Отец его получил эти земли еще в 1753 году. В 1798 году построили церковь. Она и сейчас стоит на взгорочке, точно вынырнула из омута богоборческих времен.
Маленькая горница в доме Ефимовых. Нагибаюсь, чтобы не задеть косяк. Весь передний угол в иконах. Маленькие, чуть побольше, две совсем больших. Иконки простенькие, бумажные да картонные, одни висят на стене, другие стоят на столе, на тумбочке. Перед каждой - блюдечко, в которое и стекает капля за каплей "многоценное милости миро". Вижу большую икону Николая Угодника, сплошь в капельках... "Скоропослушницу", Иверскую, Казанскую, Пресвятой Троицы, Покрова, преподобного Сергия Радонежского, Серафима Саровского, блаженной Матронушки и Ксении Петербургской, "Благословение детей"... Всего их, мироточащих, уже двадцать семь.
Опустив руки, стою перед святыми образами. Всматриваюсь, ища следы благоуханного мира. Вот струйка стекает в блюдечко с образа "Утоли моя печали", вот целитель Пантелеймон, весь в обильных подтеках. Вот небольшой образ Царя-батюшки с застывшими капельками. Я смотрю на чудо, и чей-то спокойный, ироничный голос спрашивает, отчетливо и ясно: "Ну и что?" Чей это голос? Я не знаю. Не хочу слышать, да слышу. "Ну и что?" Вот минута, которой боялась. Встретилась с чудом, а сердце не трепещет, не радуется, не пугается. Господи, прости... Поднимаю глаза к святым мироточивым образам и прошу помощи, винюсь и страдаю. Всматриваюсь в большую икону Спасителя на стене и вижу, вытекает из Господних очей длинная струйка к благословляющей деснице... Кроткий взгляд с иконы, исполненный жалости к неразумным чадам, чьи сердца жестоки. Стыд опалил меня, прихлынули слезы, и были они легки и спасительны.
Чудеса в Державине начались с небольшого образа "Николая Чудотворца на мощах". Это икона из итальянского города Бари, где покоятся мощи великого Божьего Угодника. Два года назад образ провезли по епархиям России, не миновали и кафедральный Покровский собор в Самаре. Небольшую литографию подарили Ольге Ефимовой, дочери прихожанки державинского храма Антонины Ивановны. А осенью, около полуночи (они хорошо запомнили этот день - 23 октября) мать и дочь вздрогнули от сильного треска. В тот же момент из иконы Николая Угодника вышли две яркие светящиеся стрелы. Около двух минут продолжалось свечение. Ночью сбегали за местным батюшкой, отслужили молебен. А спустя некоторое время икона Николая Угодника заплакала: из глаз святого побежали мутные капли... Потом эти слезы, собранные аккуратно на ватку, исследует приехавшая из Оренбурга комиссия. Вывод: самые настоящие человеческие слезы. Два дня икона плакала, а вскоре начались трагические события в Сербии.
Вскоре образ замироточил. Да так, что даже стена, на которой он висел, подмокла. По составу жидкость была совсем другая, тягучая, маслянистая, с удивительным, непохожим ни на какой земной, ароматом. Церковный староста позвонил в Бузулук благочинному отцу Леониду. Благочинный - владыке Валентину в Оренбург. Архиепископ благословил освидетельствовать икону. Приехала комиссия из пяти священнослужителей. Один из них взял в руку икону, и прямо ему в ладонь с венца святителя Николая, из голубого нарисованного камешка, истекло миро. Это было явное чудо, что авторитетная комиссия и засвидетельствовала.
Теперь каждый четверг (день поминания святителя Николая) в доме Ефимовых служится молебен, читается акафист. Вскоре замироточили и другие иконы, одна за одной. Молва о чуде докатилась, по Божьей милости, до Москвы. Потянулись в оренбургскую глубинку паломники. Иной день выпадает - служат до шести молебнов. Прикладывают иконочки к мироточивым образам, просят помазать их чудесно явленным миром.
- У нас тут чего только не бывает, - рассказывает Антонина Ивановна. - Особенно для одержимых нечистым духом благодать мироточивых икон непереносима. Кричат, лают - страшно...
"Икарусы" подкатывают к маленькому домику в самом начале села. Бывает, не помещаются паломники, горница-то махонькая. Стоят на улице, ждут очереди. Тяжеловато от такого наплыва гостей. Ольга работает почтальоном, мать ей помогает. Пенсию разносить надо, а тут гость на пороге: "Покажите иконы".И отказать нельзя, паломники обижаются - издалека ехали, не имеете права.
Конечно, отказать они права не имеют. Тем более, что Оренбургский архиепископ Валентин благословил принимать всех. Ефимовы теперь - на послушании у "чуда". Пол в доме всегда затоптан, тепло выдувается постоянно хлопающей дверью, домашние дела не успеваются...
Встала на пороге нищенка. Слепая. Говорит, привела ее в Державино Почаевская икона Божьей Матери. Вошла в горницу, встала перед образами. "Матронушка, вот она, моя Матронушка", - сказала как пропела, да и приложилась безошибочно к иконе блаженной Матронушки. Два дня жила. Рассказала, как по Руси ходит, в монастырях живет, хозяйки только дивились: слепая, без денег, как ей это удается. Чужих людей странница боялась, пряталась за занавеской. Тихонько жила, не досаждала. Да вдруг засобиралась в дождь и темень, пора мне, ухожу. Уговаривали, без толку. Ушла.
Один раз приехав в Державино, многие паломники рвутся сюда вновь, редко кто уезжает без пузыречка с миром. Странное дело, - а местные жители даже посмотреть на чудо не приходят. А село большое - две тысячи человек. Державинцы словно держат оборону, "берегут" себя от чуда. Захожу погреться в магазин. Продавщица сразу вычислила пришлую: "Никак, к иконам приехали? А я вот не была ни разу и не пойду!" "Почему же?" "Да что-то не тянет!" - говорит она с вызовом.
Зашла на почту. Все то же: "К иконам, небось? Надо же. Державино наше уже и в столице знают!"
- А вы сами-то были у икон? Видали?
- Видела. И правда, ручейки текут. И верю, и нет. Пятьдесят на пятьдесят.
А еще задавали державинцы один и тот же вопрос:
- Почему именно у Ефимовых иконы мироточат?
Вопрос, на который мне никогда не ответить. Не ответить потому, что только духоносным старцам, святой жизни христианам, по силам будет такой ответ. Могу сказать лишь одно - значит, так надо. Чудеса являются нам, дабы усмирить непомерную гордыню всезнайства. Может, именно поэтому и не торопятся в дом Ефимовых земляки, ведь увидеть - значит признать Божье чудо. Трудно после этого оставаться самоуверенным, придется и смиряться до конца своих дней перед непостижимой великой Мудростью и плакать над собственными жалкими потугами познать Божьи законы.
Древнее русское село. Храм-красавец на взгорочке. Ворота настежь - приходите православные, молитесь.
- Прихожан у нас в храме... Анастасия, Валентина, Георгий... - отец Анатолий Касприка считает по пальцам, - человек восемь будет.
Без малого две тысячи державинцев живут без молитвы, без покаяния, без исповеди, без причастия...
Господь пришел призвать на покаяние не праведников, но грешников. Вспомним, как не верил будущий апостол Фома в Воскресение Господа - не верил не по жестокосердию, а боясь поверить. "Не поверю, пока не вложу пальцы свои в язвы его". И что делает Господь? Он является Фоме. Вот Я, вкладывай... После этого в сердце у Фомы не осталось места неверию. Он верил крепко и несомненно, и в народную присказку - "Фома неверующий" - попал не совсем справедливо. А вот большинство державинцев - уж точно "фомы неверующие". А совсем уж упорные безумцы впадают даже в грех святотатства. Не хочется писать об этом, да было, не утаишь...
1 сентября Ефимовы пошли проводить в школу Олину дочку. Вернулись, а икону Николая Угодника (первую, замироточившую) украли. Унесли и Почаевский образ Божией Матери, и большое распятие. Бросились со слезами в милицию, да без толку. Ольга говорит, что во сне ей явился Николай Угодник и открыл, кто взял икону. Она пошла к этому человеку (хотя какой он человек?) и взмолилась: бери все деньги, которые есть. Но святотатец так и не признался. Прошло двадцать дней, Ольга после стирки пошла вылить воду в яму за домом. А в яме - икона! Вся помятая, изрезанная. Святотатцы, очевидно, пытались понять, как попадает внутрь иконы миро. Ефимовы отмыли, отчистили, окропили образ святой водичкой, заклеили изрезанную в лохмотья тыльную сторону.
И вот он опять мироточит. Уже было от икон несколько чудных исцелений. Прозрели две старушки после закапанного в глаза мира. Поднялась на ноги парализованная женщина из Курманаевского района Оренбуржья. Говорят, у одной паломницы дома замироточила икона, приложенная к иконам в доме Ефимовых, и у одного батюшки тоже.
Я уходила из дома, а в дверях - школьники из Самары во главе с батюшкой. Священник бережно взял в руки икону Николая Угодника: "Смотрите, дети, вот оно, благоуханное миро".
Притихли дети. Их глаза устремились на святой образ, обильно источающий неземную влагу. Они видели чудо и не сомневались в нем. Наверное, другими вернутся они в Самару - укрепившимися в вере, познавшими собственным сердцем Великую Милость Божьей любви. Они - лучше нас. Они еще не умеют завидовать, лукаво мудрствовать и - сомневаться. Господи, продли им неведенье сих пороков.