Закон и право
БЛЕФ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА
М. Я. ЛЕМЕШЕВ,
академик
Весьма характерно, что о так называемых
правах человека больше всего говорят в самых
богатых, так называемых демократических странах,
нещадно эксплуатирующих человеческие и
природные ресурсы бедных стран для своего еще
большего обогащения. Так, Соединенные Штаты
Америки - этот "оплот демократии и права",
имея лишь 5 процентов населения от его мировой
численности, потребляет 50 процентов
энергетических ресурсов, используемых в мире, и
выбрасывает 40 процентов загрязнений,
поступающих в окружающую природную среду
планеты. Но этого им мало. Номинальные и реальные
правители этой страны полагают, что они имеют
право на большее разграбление невосполнимых
природных благ Земли и на безнаказанное
отравление биосферы и здоровья землян. В
соответствии с этим самовольно присвоенным
"правом", они ведут преступную войну в Ираке,
убивая ни в чем не повинных арабов, чтобы
получить доступ к нефтяным ресурсам этой страны,
лицемерно прикрывая этот разбой демагогией о
защите национальной независимости Кувейта и
якобы нарушаемых прав человека в самом Ираке.
В погоне за деньгами и властью эти "поборники
прав человека" не щадят и своих сограждан.
Разве не в Соединенных Штатах Америки, кичащихся
своим "правовым государством", были убиты
президент страны ДЖОН ФИЦДЖЕРАЛД КЕННЕДИ (1917-1963
гг.) и его родной брат, выставивший свою
кандидатуру в президенты, РОБЕРТ ФРЭНСИС КЕННЕДИ
(1925-1968 гг.)? Разве не в этом "правовом
государстве" был убит инициатор борьбы за
гражданские права с помощью ненасильственных
действий МАРТИН ЛЮТЕР КИНГ (1929-1968 гг.)? Разве эти
граждане "супердемократической" страны не
имели права на жизнь? Неужели убийцы этих лиц,
впрочем, как и тысяч других, до сих пор не найдены
потому, что для этого в разветвленном
законодательстве США не нашлось необходимых
нормативных актов? Думаю, не нужно быть
специалистом в области юриспруденции, чтобы
найти правильный ответ на поставленные здесь
вопросы.
Спросим себя и о другом: почему во главу угла
правового регулирования жизни людей поставлены
права человека? Не семьи, не общества, не народа,
не государства, а именно человека? Вопрос далеко
не простой, и над ним стоит серьезно задуматься. Я
считаю, что это не что иное, как лукаво
прикрываемая дань ИНДИВИДУАЛИЗМУ И ЭГОИЗМУ. В
самом деле: почему, например, неблаговидные
сексуальные игры президента США Клинтона,
позорно обсуждаемые всей страной в течение
целого года, оправдываются со ссылкой на
пресловутые права человека, а сербский народ,
проживающий в плотно заселенной Европе, лишается
права самостоятельно решать внутренние проблемы
своей страны? По какому это "праву"
президент США Клинтон и патологически
воинственная госсекретарь этой страны Олбрайт
бомбят Сербию, ставя под угрозу мир во всей
Европе?
Есть основание считать, что такое однобокое и
потому крайне несовершенное развитие
правозащиты - есть следствие отступления и
отдаления от фундаментальных
духовно-нравственных норм поведения людей,
провозглашаемых христианским учением, равно как
и другими традиционными религиозными догмами.
Все они отдают безусловный приоритет не "Я",
а "МЫ". Вспомним молитву Господню: в ней нет
слова "МЫ". "Отче НАШ", "хлеб НАШ
насущный даждь нам днесь", "остави НАМ долги
НАША"... Иисус Христос учил людей думать и
заботиться не только о себе, но о других, о всех
людях, которые равны перед Богом. В этом великий
сакральный смысл христианского мировоззрения.
Здесь нет места индивидуализму и эгоизму. Да и
все Священное Писание пронизано идеей о том, что
высшее глубочайшее и единственное благо состоит
в том, чтобы жить для других, в меру своих сил,
служить им, делить с ними то, чем они наделены по
благодати Божией.
Не представляет особого труда заметить, в каком
непримиримом противоречии находится приоритет
права индивидуального субъекта с
фундаментальными и непреходящими
духовно-нравственными нормами общественного
устройства.
Отмечу еще один чрезвычайно важный аспект
правового управления жизнью общества, имея в
виду практическую реализацию декларируемых прав
человека. Обеспечить реализацию даже самых
насущных прав человека невозможно без
соблюдения духовно-нравственных устоев
общества. Бездуховного, безнравственного
человека не могут удержать от античеловечных,
преступных решений, поступков и действий никакие
законодательные предписания, поэтому лицам и
обществу, против которых эти действия
направлены, не смогут помочь даже самые
актуальные и самые изощренные права человека.
Они неизбежно останутся на бумаге, в лучшем
случае - благими пожеланиями.
Об этом говорит вся история развития
человеческого общества. Не случайно Господь
говорит: "Вложу законы Мои в сердца их и в
мыслях их напишу их" (Послание святого
апостола Павла к евреям, 10, 16). Законы сами по себе
не могут решить проблему устроения всеобщего
мира и благоденствия. По этому поводу предельно
четкое и ясное разъяснение дается в Библии, в
частности, в Святом благовествовании апостола
Иоанна: "Закон дан через МОИСЕЯ, благодать же и
истина произошли через ИИСУСА ХРИСТА" (1, 17).
Из этого очевидно вытекает, что необходимой
предпосылкой разработки и исполнения
законодательных актов по соблюдению прав
человека является соблюдение прежде всего
духовно-нравственных основ человеческих
отношений в обществе.
Естественно, что мне не хотелось бы, чтобы эти мои
суждения были восприняты так, будто бы я
недооцениваю важности защиты прав человека как
личности. Боже, упаси меня от такого заблуждения!
Каждый человек, созданный по образу и подобию
Божиему, как личность наделен неповторимыми
чертами и дарованиями, и задача государства -
защищать и развивать эти дарования в каждом
человеке. Но в том-то и дело, что человек может
сформироваться в законопослушную и гармонично
развитую, творческую личность только в
духовно-нравственном здоровом обществе. Отсюда и
неудовлетворенность сосредоточением усилий
законотворческой науки и практики в основном на
узкой составляющей правового управления
общественной жизнью - на правах человека.