Русская линия

крест
Русский дом, №4. Оглавление


Закон и право

БЛЕФ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА
М. Я. ЛЕМЕШЕВ,
академик

Весьма характерно, что о так называемых правах человека больше всего говорят в самых богатых, так называемых демократических странах, нещадно эксплуатирующих человеческие и природные ресурсы бедных стран для своего еще большего обогащения. Так, Соединенные Штаты Америки - этот "оплот демократии и права", имея лишь 5 процентов населения от его мировой численности, потребляет 50 процентов энергетических ресурсов, используемых в мире, и выбрасывает 40 процентов загрязнений, поступающих в окружающую природную среду планеты. Но этого им мало. Номинальные и реальные правители этой страны полагают, что они имеют право на большее разграбление невосполнимых природных благ Земли и на безнаказанное отравление биосферы и здоровья землян. В соответствии с этим самовольно присвоенным "правом", они ведут преступную войну в Ираке, убивая ни в чем не повинных арабов, чтобы получить доступ к нефтяным ресурсам этой страны, лицемерно прикрывая этот разбой демагогией о защите национальной независимости Кувейта и якобы нарушаемых прав человека в самом Ираке.
В погоне за деньгами и властью эти "поборники прав человека" не щадят и своих сограждан. Разве не в Соединенных Штатах Америки, кичащихся своим "правовым государством", были убиты президент страны ДЖОН ФИЦДЖЕРАЛД КЕННЕДИ (1917-1963 гг.) и его родной брат, выставивший свою кандидатуру в президенты, РОБЕРТ ФРЭНСИС КЕННЕДИ (1925-1968 гг.)? Разве не в этом "правовом государстве" был убит инициатор борьбы за гражданские права с помощью ненасильственных действий МАРТИН ЛЮТЕР КИНГ (1929-1968 гг.)? Разве эти граждане "супердемократической" страны не имели права на жизнь? Неужели убийцы этих лиц, впрочем, как и тысяч других, до сих пор не найдены потому, что для этого в разветвленном законодательстве США не нашлось необходимых нормативных актов? Думаю, не нужно быть специалистом в области юриспруденции, чтобы найти правильный ответ на поставленные здесь вопросы.
Спросим себя и о другом: почему во главу угла правового регулирования жизни людей поставлены права человека? Не семьи, не общества, не народа, не государства, а именно человека? Вопрос далеко не простой, и над ним стоит серьезно задуматься. Я считаю, что это не что иное, как лукаво прикрываемая дань ИНДИВИДУАЛИЗМУ И ЭГОИЗМУ. В самом деле: почему, например, неблаговидные сексуальные игры президента США Клинтона, позорно обсуждаемые всей страной в течение целого года, оправдываются со ссылкой на пресловутые права человека, а сербский народ, проживающий в плотно заселенной Европе, лишается права самостоятельно решать внутренние проблемы своей страны? По какому это "праву" президент США Клинтон и патологически воинственная госсекретарь этой страны Олбрайт бомбят Сербию, ставя под угрозу мир во всей Европе?
Есть основание считать, что такое однобокое и потому крайне несовершенное развитие правозащиты - есть следствие отступления и отдаления от фундаментальных духовно-нравственных норм поведения людей, провозглашаемых христианским учением, равно как и другими традиционными религиозными догмами. Все они отдают безусловный приоритет не "Я", а "МЫ". Вспомним молитву Господню: в ней нет слова "МЫ". "Отче НАШ", "хлеб НАШ насущный даждь нам днесь", "остави НАМ долги НАША"... Иисус Христос учил людей думать и заботиться не только о себе, но о других, о всех людях, которые равны перед Богом. В этом великий сакральный смысл христианского мировоззрения. Здесь нет места индивидуализму и эгоизму. Да и все Священное Писание пронизано идеей о том, что высшее глубочайшее и единственное благо состоит в том, чтобы жить для других, в меру своих сил, служить им, делить с ними то, чем они наделены по благодати Божией.
Не представляет особого труда заметить, в каком непримиримом противоречии находится приоритет права индивидуального субъекта с фундаментальными и непреходящими духовно-нравственными нормами общественного устройства.
Отмечу еще один чрезвычайно важный аспект правового управления жизнью общества, имея в виду практическую реализацию декларируемых прав человека. Обеспечить реализацию даже самых насущных прав человека невозможно без соблюдения духовно-нравственных устоев общества. Бездуховного, безнравственного человека не могут удержать от античеловечных, преступных решений, поступков и действий никакие законодательные предписания, поэтому лицам и обществу, против которых эти действия направлены, не смогут помочь даже самые актуальные и самые изощренные права человека. Они неизбежно останутся на бумаге, в лучшем случае - благими пожеланиями.
Об этом говорит вся история развития человеческого общества. Не случайно Господь говорит: "Вложу законы Мои в сердца их и в мыслях их напишу их" (Послание святого апостола Павла к евреям, 10, 16). Законы сами по себе не могут решить проблему устроения всеобщего мира и благоденствия. По этому поводу предельно четкое и ясное разъяснение дается в Библии, в частности, в Святом благовествовании апостола Иоанна: "Закон дан через МОИСЕЯ, благодать же и истина произошли через ИИСУСА ХРИСТА" (1, 17).
Из этого очевидно вытекает, что необходимой предпосылкой разработки и исполнения законодательных актов по соблюдению прав человека является соблюдение прежде всего духовно-нравственных основ человеческих отношений в обществе.
Естественно, что мне не хотелось бы, чтобы эти мои суждения были восприняты так, будто бы я недооцениваю важности защиты прав человека как личности. Боже, упаси меня от такого заблуждения! Каждый человек, созданный по образу и подобию Божиему, как личность наделен неповторимыми чертами и дарованиями, и задача государства - защищать и развивать эти дарования в каждом человеке. Но в том-то и дело, что человек может сформироваться в законопослушную и гармонично развитую, творческую личность только в духовно-нравственном здоровом обществе. Отсюда и неудовлетворенность сосредоточением усилий законотворческой науки и практики в основном на узкой составляющей правового управления общественной жизнью - на правах человека.