Русская линия

крест
Русский дом, №4. Оглавление


ЦЕРКОВЬ И ВОЖДЬ
А.А.Москалев

Теперь я хочу припомнить, как наши Патриархи, особенно Сергий и Алексий, называли Сталина богоданным вождем. К ним присоединялись и другие, допустим, такие, как крупный ученый и богослов Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий. Кстати, сидевший при Сталине, но это не помешало ему назвать Сталина богоданным.
О. ДМИТРИЙ (ДУДКО)

К великому общенациональному и мировому празднику - 1000-летию принятия христианства на Руси была выпущена "Лениздатом" в 1987 году брошюра "Современное русское православие" некоего доктора философских наук. К чему поминать фамилию демагога? Странно и посейчас иное: вовсю идет перестройка, развивается якобы "новое мышление", а все еще мыслят не просто по-старому, а по-троцкистски. И вот в Новгороде на главном празднестве эту брошюрку продают и дарят (!) православным гостям. В ней в первых же строках отрублено: "В книге показана несостоятельность попыток богословов представить современное русское православие положительным фактором социального прогресса, хранителем культурных традиций". Последнее утверждение в православной стране особо ярко показывает, до какого одичания дошла вульгарная, антирусская, якобы философская наука.
О роли православия в истории отечественной культуры и литературы сегодня нелепо и рассуждать, но в апрельском номере хотелось бы еще раз вспомнить о роли Церкви в Великой Отечественной войне, в спасении и возвеличивании нашего Отечества. Потому-то мы и приводим слова о. Дмитрия, который за свои убеждения дважды отбывал наказания в советских лагерях, первое из которых пришлось еще на годы сталинского правления. С высоты пережитого священник и писатель, полемизируя с хулителями недавнего прошлого, мудро замечает: "Наш суд - это просто суд человеческий, это в лучшем смысле слова, а вообще наш суд субъективный, эгоистический, только для себя. Так что, если с Божеской точки посмотреть на Сталина, то это на самом деле был особый человек, Богом данный, Богом хранимый, об этом свидетельствуют даже его противники. Но самое главное все-таки, что Сталин по-отечески заботился о России. И поэтому Сталин, по крайней мере для меня, законным образом стоит рядом с Суворовым..."
Вроде бы это сравнение напрашивается само собой: оба -генералиссимусы, оба отцы - один солдатам, другой - народам, но сопоставление - шире. Глубоко религиозный полководец Суворов вел свои войска к немыслимым, выдающимся победам с именем Бога на устах, и семинарист, а потом атеист Сталин (Бердяев любил повторять, что атеизм - это дверь к Богу с черного хода) первый в ходе невиданной схватки с врагом на пути в величайшей победе понял, что такое Вера и вспомоществование Божие.
Многажды описана историческая встреча Сталина в ночь с 3 на 4 сентября 1943 года с митрополитами Сергием, Николаем и Алексеем, вызванном из блокадного Ленинграда - тремя митрополитами Русской Церкви, остававшимися на свободе. В Кремле была выражена вождем огромная благодарность за патриотическую, духоподъемную и материальную помощь в битве с супостатом. Были решены мгновенно все больные вопросы от освобождения архиереев до избрания Патриарха Московского и Всея Руси (не России, а Руси, как предложил Сергий, и Сталин согласился ради исторической преемственности).
Менее описана и осмыслена важнейшая встреча Сталина с Патриархом Алексием, который был избран после кончины Сергия на Поместном Соборе 31 января победного 1945 года. На встрече присутствовал министр иностранных дел Молотов и митрополит Николай, ставший вскоре председателем Отдела внешних церковных сношений. Как Суворов понимал, что он не только завоевывает новые земли для империи, но и несет свободу братьям по Вере, так и Сталин накануне решающей Берлинской операции ясно осознавал, что Церкви предстоит огромная миссия по сплочению и даже спасению от духовного подавления и оккупационного отторжения братьев по Вере - граждан СССР и освобожденных стран. Да, порыв Красной Армии - был уже неудержим, но, кроме военной победы, требовалась духовная.
Недаром оккупационный режим сразу попытался возродить самостоятельность Украинской и Белорусской православных церквей, Балтийского экзархата, создать профашистские организации и объединения, извести Православие, вплоть до физического уничтожения священнослужителей, в Болгарии и особенно Сербии. Господи, как знакомо все это нам, современникам!
Неизвестно, докладывали ли Сталину о потрясающем факте. В 1942 году диверсанты, посланные из Лондона, совершили возмездие над лютым палачом чешского народа Гейдрихом. Когда началось их преследование, ни один католический костел не согласился укрыть мстителей за свой же народ. И только священнослужители (выходцы из России!) единственного православного собора в Праге предоставили без колебание убежище, зная, на что идут. После жестокой осады диверсанты погибли, а священники расстреляны, но о пощаде - не попросили. Сталин и без того прекрасно знал, что единоверие бывает сильнее родства по крови или общности происхождения народов (пример тому - разорванная Югославия да и наши сегодняшние отношения с некоторыми представителями Украины).
Перед Церковью была поставлена спасительная нравственно-политическая задача, и она свою миссию принялась выполнять. А для этого Сталин пообещал Патриарху всяческую помощь. Достаточно сказать, что к победной весне в СССР утроилось по сравнению с довоенным временем количество действующих церквей - около 10000 храмов. Из них - 6000 действовало на Украине (!), а в России - в два раза меньше. Но священнослужителей было менее, чем храмов - около 9000 человек. Пастырско-богословские курсы были срочно открыты в Ленинграде, Минске, Киеве, Львове, Таллинне и других городах. Церковные делегации отправились в Югославию, а главное в страны, народы которых были вовлечены в братоубийственную войну против единоверного русского народа, Болгарию и Румынию. То, что отторжение вернейших союзников и религиозная экспансия сегодня пошла по тем же геополитическим линиям и сферам еще раз подтверждает мудрость политики той победной весны!