ЦЕРКОВЬ И ВОЖДЬ
А.А.Москалев
Теперь я хочу припомнить, как
наши Патриархи, особенно Сергий и Алексий,
называли Сталина богоданным вождем. К ним
присоединялись и другие, допустим, такие, как
крупный ученый и богослов Архиепископ Лука
Войно-Ясенецкий. Кстати, сидевший при Сталине, но
это не помешало ему назвать Сталина богоданным.
О. ДМИТРИЙ (ДУДКО)
К великому общенациональному и мировому
празднику - 1000-летию принятия христианства на
Руси была выпущена "Лениздатом" в 1987 году
брошюра "Современное русское православие"
некоего доктора философских наук. К чему
поминать фамилию демагога? Странно и посейчас
иное: вовсю идет перестройка, развивается якобы
"новое мышление", а все еще мыслят не просто
по-старому, а по-троцкистски. И вот в Новгороде на
главном празднестве эту брошюрку продают и дарят
(!) православным гостям. В ней в первых же строках
отрублено: "В книге показана
несостоятельность попыток богословов
представить современное русское православие
положительным фактором социального прогресса,
хранителем культурных традиций". Последнее
утверждение в православной стране особо ярко
показывает, до какого одичания дошла вульгарная,
антирусская, якобы философская наука.
О роли православия в истории отечественной
культуры и литературы сегодня нелепо и
рассуждать, но в апрельском номере хотелось бы
еще раз вспомнить о роли Церкви в Великой
Отечественной войне, в спасении и возвеличивании
нашего Отечества. Потому-то мы и приводим слова о.
Дмитрия, который за свои убеждения дважды
отбывал наказания в советских лагерях, первое из
которых пришлось еще на годы сталинского
правления. С высоты пережитого священник и
писатель, полемизируя с хулителями недавнего
прошлого, мудро замечает: "Наш суд - это просто
суд человеческий, это в лучшем смысле слова, а
вообще наш суд субъективный, эгоистический,
только для себя. Так что, если с Божеской точки
посмотреть на Сталина, то это на самом деле был
особый человек, Богом данный, Богом хранимый, об
этом свидетельствуют даже его противники. Но
самое главное все-таки, что Сталин по-отечески
заботился о России. И поэтому Сталин, по крайней
мере для меня, законным образом стоит рядом с
Суворовым..."
Вроде бы это сравнение напрашивается само собой:
оба -генералиссимусы, оба отцы - один солдатам,
другой - народам, но сопоставление - шире. Глубоко
религиозный полководец Суворов вел свои войска к
немыслимым, выдающимся победам с именем Бога на
устах, и семинарист, а потом атеист Сталин
(Бердяев любил повторять, что атеизм - это дверь к
Богу с черного хода) первый в ходе невиданной
схватки с врагом на пути в величайшей победе
понял, что такое Вера и вспомоществование Божие.
Многажды описана историческая встреча Сталина в
ночь с 3 на 4 сентября 1943 года с митрополитами
Сергием, Николаем и Алексеем, вызванном из
блокадного Ленинграда - тремя митрополитами
Русской Церкви, остававшимися на свободе. В
Кремле была выражена вождем огромная
благодарность за патриотическую, духоподъемную
и материальную помощь в битве с супостатом. Были
решены мгновенно все больные вопросы от
освобождения архиереев до избрания Патриарха
Московского и Всея Руси (не России, а Руси, как
предложил Сергий, и Сталин согласился ради
исторической преемственности).
Менее описана и осмыслена важнейшая встреча
Сталина с Патриархом Алексием, который был
избран после кончины Сергия на Поместном Соборе
31 января победного 1945 года. На встрече
присутствовал министр иностранных дел Молотов и
митрополит Николай, ставший вскоре
председателем Отдела внешних церковных
сношений. Как Суворов понимал, что он не только
завоевывает новые земли для империи, но и несет
свободу братьям по Вере, так и Сталин накануне
решающей Берлинской операции ясно осознавал, что
Церкви предстоит огромная миссия по сплочению и
даже спасению от духовного подавления и
оккупационного отторжения братьев по Вере -
граждан СССР и освобожденных стран. Да, порыв
Красной Армии - был уже неудержим, но, кроме
военной победы, требовалась духовная.
Недаром оккупационный режим сразу попытался
возродить самостоятельность Украинской и
Белорусской православных церквей, Балтийского
экзархата, создать профашистские организации и
объединения, извести Православие, вплоть до
физического уничтожения священнослужителей, в
Болгарии и особенно Сербии. Господи, как знакомо
все это нам, современникам!
Неизвестно, докладывали ли Сталину о потрясающем
факте. В 1942 году диверсанты, посланные из Лондона,
совершили возмездие над лютым палачом чешского
народа Гейдрихом. Когда началось их
преследование, ни один католический костел не
согласился укрыть мстителей за свой же народ. И
только священнослужители (выходцы из России!)
единственного православного собора в Праге
предоставили без колебание убежище, зная, на что
идут. После жестокой осады диверсанты погибли, а
священники расстреляны, но о пощаде - не
попросили. Сталин и без того прекрасно знал, что
единоверие бывает сильнее родства по крови или
общности происхождения народов (пример тому -
разорванная Югославия да и наши сегодняшние
отношения с некоторыми представителями Украины).
Перед Церковью была поставлена спасительная
нравственно-политическая задача, и она свою
миссию принялась выполнять. А для этого Сталин
пообещал Патриарху всяческую помощь. Достаточно
сказать, что к победной весне в СССР утроилось по
сравнению с довоенным временем количество
действующих церквей - около 10000 храмов. Из них - 6000
действовало на Украине (!), а в России - в два раза
меньше. Но священнослужителей было менее, чем
храмов - около 9000 человек. Пастырско-богословские
курсы были срочно открыты в Ленинграде, Минске,
Киеве, Львове, Таллинне и других городах.
Церковные делегации отправились в Югославию, а
главное в страны, народы которых были вовлечены в
братоубийственную войну против единоверного
русского народа, Болгарию и Румынию. То, что
отторжение вернейших союзников и религиозная
экспансия сегодня пошла по тем же
геополитическим линиям и сферам еще раз
подтверждает мудрость политики той победной
весны!