Русская линия

крест
Русский дом, №4. Оглавление


Забытая Россия

ХРАМ В СЕЛЕ БЕРЕЗНИКИ
Р. В. ТРИФОНОВ,
студент 1 курса Саратовской академии права

Золотое кольцо с его древними церквами и крестами - частица души нации. Но удивительные по красоте и величии церкви и соборы мы можем встретить не только в густонаселенных центрах, но и в забытой глубинке.
Именно к таким церквам относится Свято-Георгиевский храм в селе Березники Владимирской области, находящийся примерно в 20 км от райцентра Собинки. Огромное пятикупольное здание величественно возвышается над бесконечной чередой когда-то непроходимых лесов и болот.
История прихода начинается со второй четверти XVII века, а точнее, с 1655 года. По преданию, в Славцевских лесах (именно так назывались эти места в то время) в старину была царская охота, здесь жили царские ловчие, и специально для них был построен небольшой деревянный храм. Со временем церковь обветшала, и на ее месте в середине XIX века было возведено здание нового каменного храма, которое сохранилось до наших дней.
Масштабы храма поистине огромны для сельского прихода в глубинке. Общая площадь храма равна приблизительно тысяче квадратных метров, что в 2 - 3 раза превышает площадь обычной сельской церкви.
Церковь пятиглавая, построена по классическому образцу православных храмов в форме продолговатого корабля, как символ. Ноева ковчега, несущего нас по морю жизни к тихой пристани в царствии небесном.
В летней, неотапливаемой в зимнее время, части церкви вся роспись сохранилась более чем на девяносто процентов. Она осталась такой же красочной и яркой, как и много лет назад. В "зимнем" храме за годы церковных гонений живопись в значительной части была утрачена. В 1977 году вся церковная утварь и великолепные паникадила были вывезены в город Суздаль для украшения официально признанных достопримечательностей Золотого кольца.
При храме существовала библиотека с полным сводом богослужебных книг и множеством книг для домашнего и душеполезного чтения.
В середине XIX века штат церкви был достаточно велик: два священника, один дьякон, два дьячка и три пономаря. В настоящее время все функции, включая истопника и сторожа, выполняет всего один священнослужитель - протоиерей Виктор Трифонов. Церковного бюджета едва хватает на самые неотложные церковные нужды.
В середине XIX века наш приход был самым крупным не только в Судогодском уезде, но и во всей Владимирской губернии, уступая лишь приходу Успенского собора города Владимира. Так, например, в 1856 году в нашем приходе было 4147 прихожан, а по России в среднем на одну церковь приходилось 1400 человек. На каждого березниковского священника приходилось до 2070 прихожан, в целом же по России в середине XIX века на одного священника приходилось по 577 прихожан. Сейчас огромное здание церкви, которое могло бы свободно вместить до 2000 прихожан, практически пустует.
Местное население мало ходит в церковь, хотя справедливости ради необходимо отметить, что за последние десять лет количество прихожан, постоянно посещающих храм Божий, хотя и очень медленно, но растет. Нужно также и отметить, что люди, столкнувшись с тяжелейшими экономическими условиями, находятся на грани нищеты. Безработица и пьянство - спутники современной жизни - не обошли и наш приход. Многие не выдерживают такого испытания, говорят, что сейчас "не до веры".
А ведь в прежние времена церковь для березничан была не просто местом совершения обрядов и церковных служб. Она была центром духовной жизни прихода.
Помимо церковной библиотеки, в приходе существовала также земская народная школа, дававшая возможность получать образование крестьянским детям.
При изучении истории храма обращает на себя внимание удивительное свойство души сельских жителей - послушание. Прихожане следовали церковным традициям и нормам, что проявлялось в таких житейских вопросах, как время вступления в брак, выбор имени младенца.
Анализ записей в церковных книгах прихода показывает, что дети, за редким исключением вдов, рождались в законном браке, не было насильственных смертей. Все это говорит о том, что прихожане были людьми законно-послушными, а священники строгими наставниками и хранителями православных традиций.
Коммунистические руководители закрыли храм в 1964 году. Вывезенные в Суздаль утварь и паникадила вернуть трудно, да, можно сказать, и невозможно. Храм вновь был открыт для верующих в 1989 году. Современное состояние церкви далеко от прежнего великолепия. Сильно пострадал внешний и внутренний облик храма. Испорчена большая часть росписи церкви, особенно в трапезной. Из церковной утвари XIX века практически ничего не осталось. Сохранились два верхних яруса иконостаса в летнем здании церкви. Церковь заново побелена и отштукатурена, перекрыта крыша и четыре купола на летней церкви. Восстановлены старые железные двери на боковых входах в храм, а также деревянные двери на центральном входе, но совершенно не отреставрированной остается самая высокая часть храма - колокольня. На ее реставрацию требуются большие средства, которые приходу взять негде. У церкви уже нет тех лесных и сенокосных угодий, торговых лавок, которые принадлежали ей до начала 1918 года. Единственный доход, которым сейчас располагает приход - от исполнений треб, служб и редких пожертвований.
А ведь церковь, в том виде, в каком она дошла до наших дней, была построена всем миром, как это было принято на Руси. Поэтому неудивительно, что в нашей глухомани появился такой великолепный храм. Так неужели мы сейчас не можем объединиться, чтобы воссоздать во всем своем первозданном великолепии сельский храм, который как бесценная жемчужина русской духовности, засиял бы в созвездии всем известных храмов Золотого кольца России?