Забытая Россия
ХРАМ В СЕЛЕ БЕРЕЗНИКИ
Р. В. ТРИФОНОВ,
студент 1 курса Саратовской академии права
Золотое кольцо с его древними церквами и
крестами - частица души нации. Но удивительные по
красоте и величии церкви и соборы мы можем
встретить не только в густонаселенных центрах,
но и в забытой глубинке.
Именно к таким церквам относится
Свято-Георгиевский храм в селе Березники
Владимирской области, находящийся примерно в 20
км от райцентра Собинки. Огромное пятикупольное
здание величественно возвышается над
бесконечной чередой когда-то непроходимых лесов
и болот.
История прихода начинается со второй четверти XVII
века, а точнее, с 1655 года. По преданию, в
Славцевских лесах (именно так назывались эти
места в то время) в старину была царская охота,
здесь жили царские ловчие, и специально для них
был построен небольшой деревянный храм. Со
временем церковь обветшала, и на ее месте в
середине XIX века было возведено здание нового
каменного храма, которое сохранилось до наших
дней.
Масштабы храма поистине огромны для сельского
прихода в глубинке. Общая площадь храма равна
приблизительно тысяче квадратных метров, что в 2 -
3 раза превышает площадь обычной сельской церкви.
Церковь пятиглавая, построена по классическому
образцу православных храмов в форме
продолговатого корабля, как символ. Ноева
ковчега, несущего нас по морю жизни к тихой
пристани в царствии небесном.
В летней, неотапливаемой в зимнее время, части
церкви вся роспись сохранилась более чем на
девяносто процентов. Она осталась такой же
красочной и яркой, как и много лет назад. В
"зимнем" храме за годы церковных гонений
живопись в значительной части была утрачена. В 1977
году вся церковная утварь и великолепные
паникадила были вывезены в город Суздаль для
украшения официально признанных
достопримечательностей Золотого кольца.
При храме существовала библиотека с полным
сводом богослужебных книг и множеством книг для
домашнего и душеполезного чтения.
В середине XIX века штат церкви был достаточно
велик: два священника, один дьякон, два дьячка и
три пономаря. В настоящее время все функции,
включая истопника и сторожа, выполняет всего
один священнослужитель - протоиерей Виктор
Трифонов. Церковного бюджета едва хватает на
самые неотложные церковные нужды.
В середине XIX века наш приход был самым крупным не
только в Судогодском уезде, но и во всей
Владимирской губернии, уступая лишь приходу
Успенского собора города Владимира. Так,
например, в 1856 году в нашем приходе было 4147
прихожан, а по России в среднем на одну церковь
приходилось 1400 человек. На каждого
березниковского священника приходилось до 2070
прихожан, в целом же по России в середине XIX века
на одного священника приходилось по 577 прихожан.
Сейчас огромное здание церкви, которое могло бы
свободно вместить до 2000 прихожан, практически
пустует.
Местное население мало ходит в церковь, хотя
справедливости ради необходимо отметить, что за
последние десять лет количество прихожан,
постоянно посещающих храм Божий, хотя и очень
медленно, но растет. Нужно также и отметить, что
люди, столкнувшись с тяжелейшими экономическими
условиями, находятся на грани нищеты.
Безработица и пьянство - спутники современной
жизни - не обошли и наш приход. Многие не
выдерживают такого испытания, говорят, что
сейчас "не до веры".
А ведь в прежние времена церковь для березничан
была не просто местом совершения обрядов и
церковных служб. Она была центром духовной жизни
прихода.
Помимо церковной библиотеки, в приходе
существовала также земская народная школа,
дававшая возможность получать образование
крестьянским детям.
При изучении истории храма обращает на себя
внимание удивительное свойство души сельских
жителей - послушание. Прихожане следовали
церковным традициям и нормам, что проявлялось в
таких житейских вопросах, как время вступления в
брак, выбор имени младенца.
Анализ записей в церковных книгах прихода
показывает, что дети, за редким исключением вдов,
рождались в законном браке, не было
насильственных смертей. Все это говорит о том,
что прихожане были людьми законно-послушными, а
священники строгими наставниками и хранителями
православных традиций.
Коммунистические руководители закрыли храм в 1964
году. Вывезенные в Суздаль утварь и паникадила
вернуть трудно, да, можно сказать, и невозможно.
Храм вновь был открыт для верующих в 1989 году.
Современное состояние церкви далеко от прежнего
великолепия. Сильно пострадал внешний и
внутренний облик храма. Испорчена большая часть
росписи церкви, особенно в трапезной. Из
церковной утвари XIX века практически ничего не
осталось. Сохранились два верхних яруса
иконостаса в летнем здании церкви. Церковь
заново побелена и отштукатурена, перекрыта крыша
и четыре купола на летней церкви. Восстановлены
старые железные двери на боковых входах в храм, а
также деревянные двери на центральном входе, но
совершенно не отреставрированной остается самая
высокая часть храма - колокольня. На ее
реставрацию требуются большие средства, которые
приходу взять негде. У церкви уже нет тех лесных и
сенокосных угодий, торговых лавок, которые
принадлежали ей до начала 1918 года. Единственный
доход, которым сейчас располагает приход - от
исполнений треб, служб и редких пожертвований.
А ведь церковь, в том виде, в каком она дошла до
наших дней, была построена всем миром, как это
было принято на Руси. Поэтому неудивительно, что
в нашей глухомани появился такой великолепный
храм. Так неужели мы сейчас не можем
объединиться, чтобы воссоздать во всем своем
первозданном великолепии сельский храм, который
как бесценная жемчужина русской духовности,
засиял бы в созвездии всем известных храмов
Золотого кольца России?