ОБЩИНА ОТЦА СЕРГИЯ
Л. В. Фабричникова
Настоятель храма Михаила Архангела
"что в бору" отец Сергий -коренной москвич,
но вот уже несколько лет живет в деревеньке
Загайново под Угличем. Вместе с матушкой Еленой
ведут большое хозяйство, ибо священник считает,
что жить на земле и не работать на ней, не
кормиться ею, не использовать - это преступление.
Возрождается постепенно трудами отца Сергия и
его сподвижников село Архангельское, что
располагалось близ храма Михаила Архангела в
бору. Долгое время село было только на карте. А
теперь стоят три сруба, в одном доме уже живут
члены православной общины.
Дорога к храму Михаила Архангела необыкновенно
красива, таинственна, по обе стороны высокие
сосны с красноватыми, светящимися на солнце
стволами. Раньше по этой дороге ходили в храм
батюшка с матушкой пешком. Зимой тяжело
приходилось пробираться через сугробы, особенно
если с ношей. Только года четыре назад купили
лошадь Гулю, теперь она выручает.
Отец Сергий вспоминает, как впервые увидел храм.
Раньше он был со всех сторон окружен деревьями.
Храм возник неожиданно и поразил своей
необыкновенной красотой, пропорциями. В тот
момент, когда Сергей Симаков впервые увидел эту
церковь, он еще не был священником, а довольно
известным московским живописцем.
Сергей Симаков начинал с реалистической
живописи, затем отдал дань импрессионизму,
сюрреализму, в общем - типичные блуждания
художника конца XX века. Но в итоге Сергей Симаков
пришел к духовной живописи.
В конце 70-х годов он вошел в творческую группу
"20 московских художников". Начали
устраивать знаменитые выставки на Малой
Грузинской. Они пользовались огромным успехом,
Люди стояли в очереди по четыре-пять часов. В то
время, в конце 70-х годов, любители искусства
жаждали нового, необычного в живописи. Но это уже
не были скандальные "бульдозерные"
выставки. Политика для "двадцатки" не играла
большой роли, на первом месте было творчество.
Стремление к вере просматривалось в картинах
многих художников с малой Грузинской. Кстати, и
священником из них стал не только Сергей Симаков,
но и Владислав Провоторов.
Сергей Симаков принял православное крещение в 34
года. Крестился не в храме, а дома. Как
самокритично объясняет теперь отец Сергий, тогда
по интеллигентской строптивости в церковь не
пошел. И после крещения не сразу стал
прихожанином. Однажды жена Сергея Елена
встретила в метро Геннадия Огрызкова, друга с
которым вместе в архитектурном. Оказалось, что
Геннадия два года назад рукоположили в
священники. Отец Геннадий, которого, увы, уже нет
с нами, служил в храме Воскресения Словущего на
улице Неждановой, затем в храме Вознесения, что
находится напротив консерватории. Этот храм был
восстановлен усилиями отца Геннадия и его
сподвижников.
Отец Геннадий венчал Сергея и Елену в храме
Воскресения Словущего, вскоре они стали
прихожанами этого храма, как и многие
представители московской интеллигенции.
Картины духовного содержания отец Сергий начал
писать еще до крещения, но после крещения
почувствовал как легко ему теперь работается. И
раньше он писал довольно быстро, а тут стал
делать по пять-шесть полотен одновременно.
Теперь в любом деле для него стала важна именно
духовная сторона и пишет он только не
религиозные темы.
На многих полотнах художника изображены пейзажи
средней полосы России. Как гармонично вливаются
в эти милые сердцу перелески и холмы, храмы и
часовни. Кажется, что именно так выглядела
Древняя Русь. Отец Сергий говорит, что пишет с
натуры, это природа удивительных углических
мест, земля святая, политая кровью православных
мучеников. У стен храма "Михаила Архангела в
бору" братская могила, в которой похоронены
игумен Михаил, сорок иноков и 300 мирян, убитых
польскими захватчиками в 1610 году. В 1986 году
местные крестьяне Михаил Бурдаев и Александр
Кашин вытесали огромный крест, несколько
километров несли его на себе и водрузили на долго
оставшейся заброшенной братской могиле.
Как же оказались коренные москвичи Симаковы в
этих углических местах? Неисповедимы пути
Господни. Сначала просто искали дом в деревне,
для того, чтобы жить в нем летом. Знакомые как-то
пригласили под Углич, остановились в деревеньке
поблизости с храмом "Михаила Архангела в
бору" Он поразил художника своей
необыкновенной красотой. Купили Симаковы дом в
деревне Загайново и постепенно осели здесь,
периоды жизни в Москве со временем стали все
сокращаться. Приезжали в столицу уже месяца на
два зимой, выставку провести, картины привезти,
рамы сделать.
В 1991 году в Ярославском художественном музее
была большая персональная выставка Сергея
Симакова. На средства, вырученные от нее купили
трактор для общины храма Михаила Архангела. К
тому времени Сергей был казначеем храма, а Елена
пела на клиросе. Затем выставку из Ярославля
перевезли в Кострому, как раз тогда Сергея
рукоположили во диакона, А на Благовещение,
которое в 1991 году совпало с пасхой, Сергея
Симакова рукоположили в священника. Служил
немного в Крестобогородицкой церкви, а затем
стал настоятелем храма "Михаила Архангела в
бору".
Хозяйство у Симаковых довольно большое, ибо
священник считает, что жить на земле и не
работать на ней, не кормиться ею - это
преступление. Вблизи деревни Загайново передали
православной общине 60 гектаров земли местные
жители. Сейчас в хозяйстве три коровы, бык, три
теленка, 15 овец и лошадь. Коров матушка Елена доит
сама. А ведь в недавнем прошлом она - горожанка,
никогда к сельскому хозяйству не имела
отношения. Родилась в семье генерала, отец
матушки Елены был комендантом города Берлина,
отец Сергий говорит, что матушка, если уж за какое
дело возьмется, обязательно осилит. Поначалу
тяжеловато приходилось, но теперь и здоровье
окрепло.
В храме Михаила Архангела есть иконы, написанные
самим настоятелем. Преподобный Серафим
Саровский, Казанская икона Богоматери,
Владимирская... Часть старинных икон отдали
временно на хранение в Угличский музей, оберегая
их от краж. Своды зимней церкви расписаны
угличским художником Федором Куницыным.
Казаки из Чечни увидели фильм про храм
"Михаила Архангела в бору", прислали письмо
отцу Сергию с просьбой написать икону: покров
Божией матери над их станицей. Икону отец Сергий
написал, как просили казаки. Но они до сих пор не
забрали ее, пока икона находится в храме под
Угличем. Казак Петр Толоконников в последнем
письме сообщил, что находится "в обороне с
автоматом".
Возрождается постепенно и село Архангельское
близ храма. Уже стоят три сруба, в одном из домов
живут члены православной общины. Отец Сергий
просит власти передать для общины 30 гектаров
земли. Власти не против, но проблема в том, что
здесь находятся леса первой категории, и
необходимо решение федерального правительства,
сейчас дело, кажется, сдвигается с места. Отец
Сергий рассказывает, что жить в Архангельском
хотят и ярославцы, и рыбинцы, и москвичи.
Архангельское стоит среди лесов, место довольно
уединенное, а люди ищут островок спасения, хотят
уехать из шумных, суетных городов. Но вот принять
всех желающих отец Сергий не может, места для
постройки домов пока нет.
Я поразилась, насколько насыщенна жизнь общины.
На пожертвования издается "Углический
патерик", книги рассказывающие об углических
святых, о подвижнике старце Василиске, о
блаженном мученике младенце Иоанне Чеполосове,
преподобном Паисии, Вассиане и других святых. Эти
тоненькие книжицы просто бесценны, ибо открывают
для нас многие неизвестные страницы прошлого,
истории православной России. Иллюстрированы они
рисунками настоятеля храма, проникновенны и
хороши вступления, обращения к читателю.
С большой теплотой говорит отец Сергий о тех
людях, стараниями которых храм сохранен до наших
дней, несмотря на многократные ограбления и
другие разрушительные последствия. Одного из
теперешних своих помощников Валентина Петровича
Короткова, который ведает строительством,
машинами, отец Сергий называет русским
богатырем.
Сейчас восстанавливается чудесная колокольня у
храма, в нижнем ярусе колокольни священник
намеревается устроить небольшой храм святых
праведных Иоакима и Анны. Настоятель говорит:
"Казалось бы, так не вовремя "наше
строительство" затеянное, казалось бы не
вовремя, когда ничего невозможного достать и не
на что никого нанять, свидетельствует о милости
Божией к нам, бесконечно грешным..." Эта
маленькая стройка сплотила уже многих, люди
откликаются на просьбу о помощи. Священику в
Загайново приходят письма и почтовые переводы от
Сахалина до Канады. Кто шлет тысячу, кто рубль, но
все идет в дело Божие. Чем же тогда нас могут
разъединить, разорить, устрашить беснующейся по
нашей многострадальной Родине и по всему миру
силы зла? Ничем. С нами Бог.
Для тех, кто хотел бы оказать помощь
архангельской общине, вот ее адрес и банковские
реквизиты:
152624, Россия, Ярославской обл., Угличский р-он
п/о Савино, деревня Загайново.
Священнику Сергею Симакову
КБ "Севергазбанк" филиал г.Углич,
К/с 30101810100000000766
БИК 047891766
ИНН 7612010311
Р/с 40703810100000000001
ИНН 7612010671
Тел. в г. Москве 930-51-83