Юбилеи
ВРАЧУЮЩИЕ ПЕСНОПЕНЬЯ
А.А. Москалев
К 200-летию со дня рождения Евгения
Абрамовича Боратынского
О ты, который сочетал
С глубоким чувством вкус столь верный
И точный ум, и слог примерный,
О ты, который избежал
Сентиментальности манерной...
(А.С. Пушкин - Е.А. Боратынскому)
Первый наш поэт, с одной стороны, как
бы затмил в позднейшем восприятии всех своих
стихотворцев-современников, появилось даже
расхожее определение -поэты пушкинской поры, но,
с другой стороны, никто так, как Пушкин, не ценил,
не понимал и не превозносил дарования своих
друзей. Многие из них и остались-то в славной
русской литературе лишь благодаря этой могучей
нравственной и текстовой поддержке. Конечно, к
Боратынскому - адресату целых четырех
стихотворных поcланий - это ни в коей мере не
относится.
"Баратынский принадлежит к числу
отличных наших поэтов. Он у нас оригинален - ибо
мыслит. Он был бы оригинален и везде, ибо мыслит
по-своему, правильно и независимо, между тем как
чувствует сильно и глубоко", - так написал
Пушкин о своем младшем собрате, хотя Боратынский
был младше признанного гения всего на год.
Евгений Абрамович Боратынский родился 19 марта
(по новому стилю) 1800 года, но во многих
солиднейших изданиях, например, в многотомном
биографическом словаре "Русские писатели",
указана дата 19.02 (2.03 - по новому стилю). Между тем
еще двадцать лет назад В.Г. Шпильчин, работая в
архиве Тамбовской области, обнаружил в
метрической книге Покровской церкви села Вяжля
Кирсановского уезда запись, сделанную
священником о. Ларионом (Федотовым): "У князя
Аврама Андреева Баратынского сын Евгений
родился 7 марта, крещен 8 марта". Вот как рано
крестили в ту пору и как тщательно все
регистрировали! Без такой регистрации мы бы и
точную дату рождения Пушкина не знали - родители
Саши ее и не помнили.
Итак, впервые воздух родины будущий поэт глотнул
в имении Мара, среди тамбовских просторов,
перерезанных оврагами. "Мара" по-татарски -
"овраг". Имение было подарено отцу Павлом I
за три года до рождения Евгения. На всю жизнь
сохранил он самые теплые чувства к родным местам,
ибо дальше ждал его холодный Петербург, а потом и
вовсе неприютный финляндский берег.
Рано овдовев, мать А.Ф. Боратынская добилась,
чтобы сын павловского генерала был зачислен в 1812
году в престижный, как говорят ныне, Пажеский
корпус. Чувствительный отрок был подавлен
обстановкой формализма, бездушия, тоски, царящей
в чопорном заведении. Вместе с товарищами,
начитавшись "Разбойников" Шиллера, он
создал "Общество мстителей" и участвовал во
всевозможных проделках, досаждая корпусному
начальству. Но одна шалость вышла за всякие
рамки: в феврале 1816 года уже не маленькие
"мстители" тайком отперли бюро в доме отца
одного из воспитанников, вынули оттуда
черепаховую табакерку и деньги (некоторые
современники называли огромную сумму - 500 рублей).
За этот проступок Боратынский был исключен из
корпуса, и Александр I лично запретил принимать
его на какую-либо службу, кроме военной, но только
- рядовым. Это был страшный удар для дворянина, но
тогда правители не прощали проступки, перед
которыми деяния нынешней "золотой молодежи"
и "семьи" - детские шалости.
Оправившись от нервного потрясения в имении
тетки, Боратынский возвратился в Петербург,
вступил в Лейб-гвардии егерский полк. Здесь же в
столице он стал утверждаться как молодой поэт,
его ободрил Дельвиг и познакомил с Пушкиным.
Наверное, вот эти две сильнейшие составляющие -
личная драма глубоко чувствующего человека и его
острый ум, от которого всегда в России горе - и
определили все творчество поэта, который написал
программное стихотворение:
Болящий дух врачует песнопенье.
Гармонии таинственная власть
Тяжелое искупит заблужденье
И укротит бунтующую страсть.
Таинственная власть гармонии владела им постоянно, может быть, лишь иногда отпуская душу, когда поэт уже вышел в отставку, все-таки добившись офицерского чина прапорщика после пяти отвергнутых императором представлений за примерную службу в Финляндии. Но оригинальный ум не изменял ему никогда. Вот эпиграмма, направленная против тогдашних издателей-публицистов, которую можно и сегодня повторить с желчной усмешкой после всех полемик, заявлений, анализов:
Что пользы вам от шумных ваших прений?
Кипит война, но что же? Никому
Победы нет! Сказать ли почему?
Ни у кого ни мыслей нет, ни мнений...
И впрямь - ныне сплошь политиканство и корысть.
Лирика Боратынского, его элегии и послания - разговор особый, достаточно назвать только стихотворение, ставшее щемящим романсом: "Не искушай меня без нужды...". А какая естественность, какое пушкинское благородство живет в этих выдохнутых строках:
Нет, обманула вас молва,
По-прежнему дышу я вами,
И надо мной свои права
Вы не утратили с годами...
Много перестрадавший и передумавший человек европейской образованности, известный поэт и острослов, признанный самим Пушкиным, он пишет вдруг совершенно неожиданные строки:
Старательно мы наблюдаем свет,
Старательно людей мы наблюдаем
И чудеса постигнуть уповаем.
Какой же плод науки долгих лет?
Что наконец подсмотрят очи зорки?
Что наконец поймет надменный ум
На высоте всех опытов и дум,
Что? - точный смысл народной поговорки.
Вот она, истинная народность и признательность родному народу-словотворцу и богоносцу! В русской поговорке говорится: "Разум - душе во спасение, Богу на славу". А еще: "В умной беседе быть - ума прикупить". Откройте томик Боратынского, побеседуйте с одним из умнейших поэтов России во спасение души. "Болящий дух врачует песнопенье...".