ЕЩЕ РАЗ О НАРОДНОСТИ И САРАФАНЕ
А.А. Бобров
Уважаемый Александр Николаевич!
Пишет вам жительница г. Жуковского
Московской обл. Мы с мужем и все мои друзья
стараемся не пропускать Ваши передачи. А журнал
"Русский Дом" регулярно читаем. Он ходит по
рукам, как, наверное, газета "Искра", ходила
среди революционеров, и зачитывается буквально
до дыр. Практически весь материал журнала
вызывает живейший интерес и отклик в моей душе.
Но хочу высказать критическое замечание по
поводу статьи Боброва А.А. "Фатьянов - народный
поэт". Все правильно сказано в ней о
замечательном русском поэте-песеннике. Но вот
следующие слова автора меня очень огорчили:
"В наши дни пламенная беспочвенность
сменилась рациональной и агрессивной
беспочвенностью, антинародностью массовой
культуры. Особенно это видно в самом массовом
жанре поэзии - песне. Русской песней стали
называть фольклор, народной - этнографические
записи. Народными поэтами - самоучек,
малограмотных создателей псевдонародных виршей
"от сохи". А все принципиально не так!"
Нет, все как раз принципиально так! А автор
статьи, очевидно, совершенно не знаком с
фольклором, с этнографией, и судя по этим словам
вообще не представляет себе, что это такое...
Уважаемая Ильина Татьяна... (увы, отчества нет)!
Простите, что с некоторым опозданием отвечаю на
Ваше возмущенное письмо. Не сразу смог собраться,
чтобы продолжить бесконечный, однако, в принципе,
решенный лучшими нашими умами спор. Но после
того, как прошли безумные новогодние дни,
наполненные песенно-телевизионном шабашем
(правильно, что телевизор не смотрите, но мне-то и
по работе требуется!), решил, что надо вернуться к
подобному разговору. Да и уместно: именно в марте
день рождения А.И.Фатьянова.
Для ясности несколько слов о себе: я не только
поэт, тележурналист, но и фольклорист, кандидат
филологических наук. Так что напрасно Вы в запале
обвиняете меня в незнании фольклора. Кстати, три
года на телеканале "Московия" я вел
авторскую программу "Русские струны",
наверное, последнюю, где звучали истинно
народные песни, в том числе и фольклор. Но я хочу
повторить, как и в статье о Фатьянове, про главное
заблуждение. Вы по своей горячности невольно
впадаете в него. Фольклор (в переводе с
английского - знание народа), а по-нашему устное
поэтическое творчество - лишь малая часть
народной песни в широком, пушкинском понимании.
Помните, что Гоголь сказал про автора
"Узника" и "Песни о вещем Олеге":
истинная народность - не в описании сарафана, а в
выражении духа народного. Так вот,
этнографическая песня - это зачастую старинный
"сарафан", пусть и яркий, любый нам. Недавно
какая-то поп-группа, выступая на "Музыкальном
ринге", напялила сарафаны и сапожки, взяла
фольклорный репертуар, но из каждой песни (с
сохранением текста!) делала антинародную,
оплевывала, а не выражала русскую душу.
Вы с восторгом пишете, как ездите с ансамблем по
станицам Кубани, записываете песни 80-летних
бабушек. И замечательно! Я тоже люблю это
казацкое, русско-украинское пение. Но сам,
наверное, по зову угро-финской крови, которая у
всех русских добавлена в славянскую, больше
всего люблю русский Север. Сколько я там по
суровым, не столь щедрым местам побродил,
пособирал! Написал книгу о вологодской подлинно
народной, а не скабрезно-фальшивой частушке,
бывал и на родине выдающейся сказительницы Марии
Кривополеновой. Ее плачи потрясли Шаляпина и
Горького, но больше всего - дамочек в зале
Политехнического института, куда ее привезли,
как диво и развлечение. Вот, согласитесь: если не
гений из глубин народа, а просто этнограф напоет
эти плачи - и что? Разве кто повторит хоть
строчечку? А если запоет с душой даже среднейший
певец "Коробушку" Некрасова, "Вечерний
звон" Козлова или "То не ветку ветер
клонит" Стромилова, то всякий русский -
подпоет, душой возрадуется! Почему? Эти
авторские, а не этнографические песни - живые,
народные. И дело тут не в столкновении: времена
меняются, ценности, понятия. А дух народа надо
выражать. И является тут Михаил Исаковский из
деревушки Глотовки или Лев Ошанин из Рыбинска, и
летят их "Катюша" или "Дороги" от сердца
к сердцу. Эти песни нешто не народные? Увы, я знаю
не хуже вашего, что есть шедевры фольклора, и они -
кладезь, к которому припадает упомянутый
профессор Щуров, уча пению в Гнесинке. Но,
согласитесь, что вы тут лукавите: ведь я писал о
поэтической, содержательной стороне песни,
выражающей русскую душу.
Я не противопоставляю наши жемчужины хоть
поэтического, хоть музыкального творчества, а
объясняю суть. Вообще-то понятие народной песни
ввели, как и многие термины, немцы. Так вот его
автор - умница Иоганн Гердер составил в 1807 году
сборник "Голоса народов в песнях", куда
наряду со старинными и современными
фольклорными песнями включил... авторские стихи
другого Иоганна - Гете, зная, что они-то и выразят
лучше всего дух немецкого народа. Разве он не был
прав?
Мне кажется, что этого главного смысла моей
статьи о Фатьянове вы не уловили, обидевшись за
фольклор. У нас ведь как было: Есенин - истинно
народный поэт, весь разошедшийся по песням, был
под запретом. Николай Рубцов, которого поют во
всех русских компаниях и концертах, лишь однажды
выступил по радио. Знаменитый уже Фатьянов не мог
издать в Москве при жизни книжку, а его пела вся
Россия. Ну, а духовные стихи под музыку
Рахманинова - упаси Боже! Между тем фольклорные
песни звучали всюду, очень любил их идеолог
Жданов, все хоры, о которых вы почему-то с долей
пренебрежения написали, были созданы в самые
глухие времена. Возродился термин на эстраде
"народники" - полная чушь. Значит, боялись
какого-то иного духа и мышления художественного?
А устоявшиеся формы ценили.
Именно тогда-то и стали внедрять в сознание:
народная песня - это фольклорная, или а ля рюс -
под гармонь. Веселитесь, бабушки и ряженые!
Замечательная певица Мария Мордасова загубила
себя этими припевками. А теперь, мол - свобода,
прогресс, коммерция, и все советско-обветшавшее
или специально выхолощенное - вон! Закрылась
редакция народного творчества на телевидении и
радио, перестал выходить журнал "Клуб и
художественная самодеятельность"
("Встреча"). Поскольку все вокруг на эстраде
и экране - не русское, то русской песней называют
только фольклор. Но это же бред! Вот об этом я и
кричу. Русская песня - и распев бабушек, и
"Молитва" Лермонтова, и "Соловьи"
Фатьянова. А людям внушают - только Бабкина и
"Золотое кольцо". Мы с вами знаем, что это не
так, но слушатель верит этому маразму и
передергиванию.
Один лишь "Русский Дом", который вы тоже
покритиковали, представляет истинно народных
исполнителей от Татьяны Петровой до детской
группы Кубанского казачьего хора. И поют они все
русское, спасительное - от старинных сказаний до
философских произведений на злобу и боль дня.
Вы в запальчивости восклицаете: "Именно в
фольклоре - память народа, дух народа и вера в
Бога сохранились в нетленном виде". Ну,
согласитесь хотя бы, что не только в нем! Куда же
мы денем тогда Пушкина с Мусоргским? Да и о вере...
Вы и сами знаете, что в фольклоре, особенно как
раз в южном - много языческих представлений,
порой противоречащим канонам нашей Церкви.
Значит, снова не только он - свет в окошке.
А все крупицы народной культуры, все песенные
богатства, древности - надо непременно собирать,
сохранять, нести людям, новым поколениям. Спасибо
Вам за это!