Русская линия

крест
Русский дом, №3. Оглавление


ЕЩЕ РАЗ О НАРОДНОСТИ И САРАФАНЕ
А.А. Бобров

Уважаемый Александр Николаевич!

Пишет вам жительница г. Жуковского Московской обл. Мы с мужем и все мои друзья стараемся не пропускать Ваши передачи. А журнал "Русский Дом" регулярно читаем. Он ходит по рукам, как, наверное, газета "Искра", ходила среди революционеров, и зачитывается буквально до дыр. Практически весь материал журнала вызывает живейший интерес и отклик в моей душе.
Но хочу высказать критическое замечание по поводу статьи Боброва А.А. "Фатьянов - народный поэт". Все правильно сказано в ней о замечательном русском поэте-песеннике. Но вот следующие слова автора меня очень огорчили:
"В наши дни пламенная беспочвенность сменилась рациональной и агрессивной беспочвенностью, антинародностью массовой культуры. Особенно это видно в самом массовом жанре поэзии - песне. Русской песней стали называть фольклор, народной - этнографические записи. Народными поэтами - самоучек, малограмотных создателей псевдонародных виршей "от сохи". А все принципиально не так!"
Нет, все как раз принципиально так! А автор статьи, очевидно, совершенно не знаком с фольклором, с этнографией, и судя по этим словам вообще не представляет себе, что это такое...

Уважаемая Ильина Татьяна... (увы, отчества нет)!

Простите, что с некоторым опозданием отвечаю на Ваше возмущенное письмо. Не сразу смог собраться, чтобы продолжить бесконечный, однако, в принципе, решенный лучшими нашими умами спор. Но после того, как прошли безумные новогодние дни, наполненные песенно-телевизионном шабашем (правильно, что телевизор не смотрите, но мне-то и по работе требуется!), решил, что надо вернуться к подобному разговору. Да и уместно: именно в марте день рождения А.И.Фатьянова.
Для ясности несколько слов о себе: я не только поэт, тележурналист, но и фольклорист, кандидат филологических наук. Так что напрасно Вы в запале обвиняете меня в незнании фольклора. Кстати, три года на телеканале "Московия" я вел авторскую программу "Русские струны", наверное, последнюю, где звучали истинно народные песни, в том числе и фольклор. Но я хочу повторить, как и в статье о Фатьянове, про главное заблуждение. Вы по своей горячности невольно впадаете в него. Фольклор (в переводе с английского - знание народа), а по-нашему устное поэтическое творчество - лишь малая часть народной песни в широком, пушкинском понимании. Помните, что Гоголь сказал про автора "Узника" и "Песни о вещем Олеге": истинная народность - не в описании сарафана, а в выражении духа народного. Так вот, этнографическая песня - это зачастую старинный "сарафан", пусть и яркий, любый нам. Недавно какая-то поп-группа, выступая на "Музыкальном ринге", напялила сарафаны и сапожки, взяла фольклорный репертуар, но из каждой песни (с сохранением текста!) делала антинародную, оплевывала, а не выражала русскую душу.
Вы с восторгом пишете, как ездите с ансамблем по станицам Кубани, записываете песни 80-летних бабушек. И замечательно! Я тоже люблю это казацкое, русско-украинское пение. Но сам, наверное, по зову угро-финской крови, которая у всех русских добавлена в славянскую, больше всего люблю русский Север. Сколько я там по суровым, не столь щедрым местам побродил, пособирал! Написал книгу о вологодской подлинно народной, а не скабрезно-фальшивой частушке, бывал и на родине выдающейся сказительницы Марии Кривополеновой. Ее плачи потрясли Шаляпина и Горького, но больше всего - дамочек в зале Политехнического института, куда ее привезли, как диво и развлечение. Вот, согласитесь: если не гений из глубин народа, а просто этнограф напоет эти плачи - и что? Разве кто повторит хоть строчечку? А если запоет с душой даже среднейший певец "Коробушку" Некрасова, "Вечерний звон" Козлова или "То не ветку ветер клонит" Стромилова, то всякий русский - подпоет, душой возрадуется! Почему? Эти авторские, а не этнографические песни - живые, народные. И дело тут не в столкновении: времена меняются, ценности, понятия. А дух народа надо выражать. И является тут Михаил Исаковский из деревушки Глотовки или Лев Ошанин из Рыбинска, и летят их "Катюша" или "Дороги" от сердца к сердцу. Эти песни нешто не народные? Увы, я знаю не хуже вашего, что есть шедевры фольклора, и они - кладезь, к которому припадает упомянутый профессор Щуров, уча пению в Гнесинке. Но, согласитесь, что вы тут лукавите: ведь я писал о поэтической, содержательной стороне песни, выражающей русскую душу.
Я не противопоставляю наши жемчужины хоть поэтического, хоть музыкального творчества, а объясняю суть. Вообще-то понятие народной песни ввели, как и многие термины, немцы. Так вот его автор - умница Иоганн Гердер составил в 1807 году сборник "Голоса народов в песнях", куда наряду со старинными и современными фольклорными песнями включил... авторские стихи другого Иоганна - Гете, зная, что они-то и выразят лучше всего дух немецкого народа. Разве он не был прав?
Мне кажется, что этого главного смысла моей статьи о Фатьянове вы не уловили, обидевшись за фольклор. У нас ведь как было: Есенин - истинно народный поэт, весь разошедшийся по песням, был под запретом. Николай Рубцов, которого поют во всех русских компаниях и концертах, лишь однажды выступил по радио. Знаменитый уже Фатьянов не мог издать в Москве при жизни книжку, а его пела вся Россия. Ну, а духовные стихи под музыку Рахманинова - упаси Боже! Между тем фольклорные песни звучали всюду, очень любил их идеолог Жданов, все хоры, о которых вы почему-то с долей пренебрежения написали, были созданы в самые глухие времена. Возродился термин на эстраде "народники" - полная чушь. Значит, боялись какого-то иного духа и мышления художественного? А устоявшиеся формы ценили.
Именно тогда-то и стали внедрять в сознание: народная песня - это фольклорная, или а ля рюс - под гармонь. Веселитесь, бабушки и ряженые! Замечательная певица Мария Мордасова загубила себя этими припевками. А теперь, мол - свобода, прогресс, коммерция, и все советско-обветшавшее или специально выхолощенное - вон! Закрылась редакция народного творчества на телевидении и радио, перестал выходить журнал "Клуб и художественная самодеятельность" ("Встреча"). Поскольку все вокруг на эстраде и экране - не русское, то русской песней называют только фольклор. Но это же бред! Вот об этом я и кричу. Русская песня - и распев бабушек, и "Молитва" Лермонтова, и "Соловьи" Фатьянова. А людям внушают - только Бабкина и "Золотое кольцо". Мы с вами знаем, что это не так, но слушатель верит этому маразму и передергиванию.
Один лишь "Русский Дом", который вы тоже покритиковали, представляет истинно народных исполнителей от Татьяны Петровой до детской группы Кубанского казачьего хора. И поют они все русское, спасительное - от старинных сказаний до философских произведений на злобу и боль дня.
Вы в запальчивости восклицаете: "Именно в фольклоре - память народа, дух народа и вера в Бога сохранились в нетленном виде". Ну, согласитесь хотя бы, что не только в нем! Куда же мы денем тогда Пушкина с Мусоргским? Да и о вере... Вы и сами знаете, что в фольклоре, особенно как раз в южном - много языческих представлений, порой противоречащим канонам нашей Церкви. Значит, снова не только он - свет в окошке.
А все крупицы народной культуры, все песенные богатства, древности - надо непременно собирать, сохранять, нести людям, новым поколениям. Спасибо Вам за это!