Невыдуманные истории
ИЗ РАССКАЗОВ СЕЛЬСКОГО
СВЯЩЕННИКА
Священник Ярослав Шипов
НА КРЫЛЬЦЕ
Конец августа. Тихий, солнечный,
по-осеннему прохладный день. Ни слепней, ни
комаров, ни мух - только паутинки летают.
После службы мы со старым знакомым - настоятелем
небольшого монастыря, приехавшим меня навестить,
ходили по грибы. На обратном пути заглянули в
магазин - купить хлеба, а там обеденный перерыв.
Сели на крылечко - ждем, отдыхаем.
Подошел хромой мужичок - инвалид военного
времени. Поздоровался, примостился рядом на
истертых досках. Потом по дороге из школы
привернул учитель математики - молодой человек
одинокого образа жизни. Сидим, молчим. Тишина.
Где-то вдалеке слабо затарахтел мотор. Громче,
громче... Появляется мотоцикл с коляской. Веселый
электрик, приветствуя, машет рукой. За спиной у
него какая-то женщина, в коляске - удочки.
- Это приезжая, - говорит хромой, щурясь от
папиросного дыма, - отпускница.
- Она, по слухам, легкого поведения, - тревожится
преподаватель.
- А для такого дела - особо тяжелого и не надо, -
заключает хромой.
И опять тишина.
По пыльной обочине бежит Барсик, тащит в зубах
котенка. Увидев меня, останавливается, бросает
котенка и мяукает неприятным голосом.
- Ну и чем мы его кормить будем? - спрашиваю я.
Барсик снова мяукает, подбирает котенка и бежит
дальше.
- Что это он? - изумляется архимандрит.
- Да Нелькина кошечка от него родила, - объясняет
хромой, - а Нелька - и сама шалопутная, и кошчонка
ее, видать... Доверия к ним нет, он и забирает
детишек на хозяйский кошт...
- А как кормить-то? - недоумевает архимандрит. -
Котенок-то еще совсем маленький, грудной,
наверное...
- Да никак, - отвечаю. - На какой-нибудь попутке
отправим назад. Он их приносит каждый день, я
каждый день возвращаю...
- Вот скажите, - вскидывается вдруг хромой, - как
это вы в религию ударились?
- Да мы вроде и не ударялись, - надоел мне этот
безответный вопрос.
Но отец архимандрит - богослов вдумчивый и
обстоятельный, а кроме того, в своем малолюдном
монастыре от общения не переутомился:
- Господь каждому дарит веру, а мы отказывается,
как капризный ребенок, которому подносят ложку
ко рту. Один раз смири упрямство, прими дар, - и
тебе откроется истина...
- Идеалистическая, - иронично вставляет учитель, -
а мир - материален.
- Полагать, что существует только то, что можно
пощупать - и есть идеализм, - чеканит архимандрит.
- Вера - это реализм. Она включает в себя
представление о мире видимом и о мире невидимом.
А истина - вообще одна: "Аз есмь путь и истина и
жизнь", - сказал Господь наш Иисус Христос...
Это пространное заявление надолго погружает
всех в состояние глубокой задумчивости. Мы
смотрим в беспредельную даль неба, испещренную
белыми полосами самолетных следов: над нами
проходит воздушная трасса из Европы к Тихому
океану. Когда-то мне доводилось летать по этому
пути: я видел из поднебесья речку, шоссе, свою
деревню...
- А вот у меня еще вопрос, - снова учитель: - Вы
говорите, что истина одна - Христос, а при этом
христиане разделены на православных, католиков и
так далее?
- Это просто, - с готовностью отвечает
архимандрит. - Те, кто остался при Кресте на
Голгофе, называются православными. Некоторые
решили, что не обязательно находиться на самой
горе, когда под нею богатый еврейский город:
спустились вниз, в харчевню, и оттуда смотрят на
Крест. Это - католики. Другие вообще пошли в
услужение к иудейским торговцам и ростовщикам.
Это, стало быть, протестанты...
- А, к примеру, Свидетелей Иеговы где разместите?
- На ступеньках синагоги. Да они вообще-то и вышли
из ее дверей.
- Пусть так, а разногласия между самими
православными по поводу календаря?
- Ну, кой-кто не выдержал долгого стояния у Креста
и отступил на шажок-другой. А сербы и мы -
остались. Заметьте: сербы и мы... Лишь наши Церкви
отказались менять календарь да и вообще
сохранили в неприкосновенности заветы,
переданные апостолами от самого Христа. И это -
главное. То есть дело не столько в цифрах и
астрономии, сколько в преданности Христу. Так
что, молодой человек, понятно вам, кого больше
всех должны ненавидеть и те, кто убил Его, и те,
кто сошел с Голгофы?..
Учитель хочет еще что-нибудь возразить, но
хромому непонятности надоели, и он круто меняет
ход разговора:
- Не знаю, дадут или не дадут пять буханок?
- А на кой вам столько? - спрашивает учитель.
- Как "на кой"? Для поросенка! - удивляется его
несообразительности хромой.
- А-а, - кивает учитель, - ну, конечно, для поросенка.
Я тут как-то подсчитал, во что обходится вам
центнер дрянного сала, произведенного из хлеба и
молока: вышло, что можно на эти деньги съездить в
Питер или в Москву, купить тот же центнер самых
лучших копченостей да еще Третьяковскую галерею
или Эрмитаж посмотреть. Я уж не говорю о затратах
труда: каждое утро в пять вставать, готовить
пойло, кормить, убирать хлев - это у вас никогда в
счет не шло, вы себя, наверное, и за людей не
считаете...
Хромой обиженно отворачивается и закуривает.
- Фантастические люди! - продолжает наш математик.
- Никто из них сроду не пробовал молодой картошки:
до сентября едят старую...
- Ну дак она еще растет, вес набавляет, - обиженно
поясняет хромой. .
- Вот-вот, - подхватывает учитель, - "вес
набавляет" ... Я завез сюда кабачки - хорошо
растут почему-то, - так народ спрашивает меня, как
я ем кабачки, если об них и бензопила зубья
ломает? Говорю, не ждите, пока с газовый баллон
вырастет, а мне в ответ: "Они же еще растут, вес
набавляют"... Так и не едят: вырастят и - на
семена, на следующий год снова вырастят - и снова
на семена. Зачем?..
Никто из нас не может ответить.
- Хоть чем-нибудь интересовались бы, - обиженно
продолжает учитель. - Я на уроке деткам
рассказываю о полярных сияниях, которые зимой
тут частенько бывают, а они даже не знают, что это
такое. Родителей на собрании попросил выйти с
детьми из дому - посмотреть, а мне отвечают:
некогда - вечерами многосерийные фильмы...
- А чего оно есть - сияние это? - поинтересовался
хромой.
- Ну вот, видите? - учитель горестно указал на него
рукой.
- Не, ну чего - сполохи что ли?
- Сполохи, сполохи, - успокоил я старика.
- А-а... Ну это, говорят, бывает... Правда, сам я ни
разу не видел - врать не буду.
- Вот, - победно восклицает учитель. - А то еще по
лесным опушкам - горы валунов: это ведь от древних
цивилизаций - как в Шотландии...
- Это - от трактористов, - растерянно возражает
хромой: - Они каждый год камни с полей вывозят...
- Точно? - учитель краснеет.
- Точно, - вынужден подтвердить я.
- Да ты не кипятись, - успокаивает его архимандрит,
- все будет нормально...
Наконец является продавщица. Покупаем хлеб,
выпрашиваем пять буханок хромому и расходимся.
Барсик вылизывает чуть живого котенка, лежащего
у закрытой двери, и взглядывает на меня. В который
раз начинаю втолковывать ему, что мы не сможет
выкормить его чадо, а Мурка эта, какой бы
беззаботной она ни была, все-таки мамаша и имеет
возможность для прокормления таких мелких
детишек. Останавливаю проезжающий мотоцикл:
электрик говорит, что вода высокая, клева нет, но,
судя по его смущенному виду, отпускница
оказалась совсем не легкого поведения. И сидит
она теперь не за спиной у него, а в коляске, с
удочками, чтобы, стало быть, даже и не касаться
ухажера. Вручаю ей котенка и прошу электрика
поскорее свезти доходягу домой. Они уезжают.
Барсик долго нюхает след мотоциклетных колес, а я
смотрю на него и думаю: неужели опять побежит в
село за котятами? Но нет: вернулся во двор.
- Не иначе, убедил ты его, - оценивающе произносит
архимандрит.
И мы отправляемся жарить грибы.
ПИСЬМА К ЛЕШЕМУ
Воскресный день, литургия... "Еще
молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении,
посещении, прощении и оставлении грехов рабов
Божиих", - и читаю записки: "Графиды" -
понятное дело, Глафиры, "Великониды" -
Еликониды, "Ириньи" - Ирины,
"Опоросиньи" - Евфросинии, а "Полухерии"
- Пульхерии. Илон, Крисов и Лайм приходится
опускать - это некрещеные дети несмышленных
родителей.
Потом "еще молимся о упокоении душ усопших
рабов Божиих": "Сахардона" - то есть
Сакердона, "Ареста" - это Орест, "Вилена,
Кима, Новомира и Энгельса"...
- А это, - спрашиваю, - что за люди?
- Дак они, - отвечают, тоже крещеные. Раньше, пока
вас не было, у нас бабки крестили: молитовку
прогундят, а уж как родители назовут, в том
наименовании и оставляли. А Энгельс - Геля, стало
быть: хорошее имя - у нас Энгельсов много...
И вот захотелось мне познакомиться хоть с одной
такой "бабкой", которая по дерзновению
своему крестила здешних младенцев - Новомиров и
Энгельсов. Вообще-то крестить может всякий
крещеный человек, но: если нет священника и если
обстоятельства понуждают, - то есть в
исключительных или, как теперь говорят,
экстремальных, условиях. В прежние времена
женщины знали это: родит где-нибудь на покосе,
видит, что не жилец, обмакнет пальцы в кринку с
водой: "Крещается раб Божий, - назовет имя, - во
имя Отца, аминь, - влажными пальцами коснется
головки младенца. - И Сына, аминь, - снова коснется.
- И Святого Духа, аминь, - коснется и в третий раз. -
Ныне и присно, и во веки веков, аминь". А если
нет воды рядом, то так - без воды. Коли после того
помрет младенчик, священники его отпевают как
крещеного христианина, а коли выживет - остается
только святым миром помазать. Конечно, век этот
был на земле нашей - куда как исключительный, и
крестить, хоть и без священников, надобно было, но
зачем же нечеловеческие имена?..
Кроме того, "крестительницы" эти, неутомимо
придумывали всякие слухи: то батюшка нехорош,
потому что богатый, а когда оказалось, что бедный,
и это плохо - настоящий поп не может быть нищим; то
- в каждом селе жена, а коли не так, то - больно
строг с женщинами, мог бы и внимание оказать: мало
ли что священник - мужчина все же.. Дальше стал
неправильным, поскольку звался не Алексием, а
всех правильных попов, дескать, непременно зовут
Алексиями, взять хотя бы патриарха, которого по
телевизору показывают. В подтверждение этих слов
говорили еще, что перед подписью своей ставлю
букву "о" с точкой, а, к примеру, когда
председатель колхоза уходит в отпуск, то за него
остается механик и ставит тогда перед своею
подписью "и.о."...
Повели меня к одной знаменитости: говорят, у нее
даже "поповский фартук" есть. Заходим в
избушку: сидит за столом старуха в истрепанной
епитрахили и что-то пишет. А епитрахиль - главное
священническое облачение, без нее никакой службы
не сослужить, и, конечно, никому, кроме
священника, надевать ее не полагается. Видать,
осталось от батюшки, утраченного в тридцатые
годы. Поздоровались. Бабка и объясняет:
- Кошечка моя потерялась. Теперь вот, паря, лешему
приходится письмо писать, чтобы возвернул
кошечку.
- На каком же, - говорю, - языке письмо ваше?
- Ты что ж, паря, не знаешь, как лешему письма
пишут?.. А еще священник!.. Чему вас там только
учат... Справа-налево!
- И какой же, - спрашиваю, - адрес?
- Да никакой: положи под крыльцо - и будет
доставлено.
И вот, думаю я себе, коли во святом крещении
человек с Богом соединяется, то с кем же
соединяла души людей эта чудодеица в
"поповском фартуке"?.. То-то возле ее
логовища никто естественной смертью давно уже не
помирает, и ни единого человека отпеть нельзя:
сплошь самоубийцы. В прошлом месяце тракторист
додумался на ходу выбраться из своего трактора и
лечь под гусеницу, а вчера, и сорока дней не
прошло, его напарник проделал над собой то же
самое - эпидемия...
Умирала она тяжело и мучительно. Я приезжал
исповедовать ее, но ни капли раскаяния не
дождался: она лишь злобствовала на близких своих,
на соседей, знакомых и, корчась от боли,
выкрикивала: "Не люблю всех!.. Не люблю
всех!.." С этими словами, без покаяния, она и
умерла.
А ветхую епитрахиль, послужившую спервоначала
неизвестному мне новомученику и претерпевшую
затем множество надругательств и оскорблений, я
выстирал, окропил святою водою и спрятал в тихое
место - пусть отдыхает.