Русская линия

крест
Русский дом, №3. Оглавление


ТВ: СМОТРИТЕ И ДЕЛАЙТЕ НАОБОРОТ!
Беседовал М.А. Дмитрук

Похоже, Россия вырвалась в мировые лидеры по манипулированию общественным сознанием. Наши зрители слушатели и читатели могут испытать шок, когда узнают, как изнасиловали их психику, убеждая голосовать, за кого нужно, в декабре 1999 года. Будь это известно заранее, немногие решались бы совать головы в информационные мясорубки. Чтобы уберечься от них, надо знать, откуда исходит опасность. Об этом нам согласился рассказать известный ученый, доктор медицинских наук, профессор Леонид Павлович Гримак, который много лет работал главным научным сотрудником ВНИИ МВД, а в последние годы был членом экспертного совета по информационно-психологической безопасности Государственной Думы.
- Нейролинвистическое программирование (НЛП) создавалось как наука о здоровом мышлении. С ее помощью успешно лечат многие расстройства и недуги. Но потом выяснилось, что некоторые приемы НЛП очень эффективны при манипулировании общественным сознанием. В результате манипулирование общественным сознанием приобрело масштабы стихийного бедствия.
- Но мы специально наводили справки у ведущих специалистов по НЛП - они уверяли нас, что оно применяется только в медицине, но ни в коей мере, для манипулирования общественным сознанием.
- Смешно слышать это от ведущих специалистов. Некоторые приемы НЛП видны невооруженным глазом - особенно в телевидении. Вот лишь несколько примеров.
Вы можете показать портрет неугодного кандидата в виде стеклянного витража и под каким-нибудь предлогом - разбить его. В результате за него не пойдут голосовать 50 процентов людей, которым он раньше нравился. Такая закономерность была четко установлена во время медицинских испытаний подобного приема.
Вы поругались с женой, кто-то оскорбил вас на работе или в общественном транспорте. Воспоминания об этом эпизоде не выходят из головы и причиняют вам страдания. Но представьте себе обидчика в виде витража и разбейте его палкой - ваши мысли о злодее потускнеют на 70 процентов. Повторите еще раз - мысли исчезнут вовсе. Вам уже не захочется думать об этом. И, если вы попробуете воспроизвести в сознании мучавшие вас мысли, то не сможете этого сделать. Такой пример проверен на тысячах клинических случаев. А теперь его применяют на телевидении, когда из сознания избирателей надо вытеснить образ кому-то неугодного кандидата.
- Что еще видно невооруженным глазом?
- В НЛП это называется манипулированием противоречивым зрительным рядом. Здесь используется старая истина: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Зрители забывают, что именно им говорили о герое сюжета, но запоминают сопровождавшие этот рассказ кадры и считают, что в них - истина. Казалось бы - безобидные снимки посторонних людей - бомже, воров, сектантов, но они порочат того, о ком идет речь. Кажется, что он с ними связан.
Этот прием можно немного видоизменить: говорить чистую правду, а показывать заведомую ложь. Правда забудется, а ложь запомнится, потому что зрительные впечатления врезаются гораздо сильнее, чем звуковые.
- Излюбленный прием некоторых ведущих радио и телевидения - повторять одну и ту же мысль несколько раз подряд, немного изменяя формулировку. В прессе такая тавтология непозволительна, а в "ящиках" она преподносится с особым смаком - зачем?
- Это один из простейших методов внушения. А вот - немного сложнее: ведущий делает свою речь нарочито бессвязной: что-то лопочет о том, о сем, но логики нет никакой. Так слушатели и зрители вводятся в гипнотическое состояние, которое необходимо доля лучшего усвоения последующего, особого важного сообщения.
- Но ведь гипноз разрушен только в медицине?
- А применяется где угодно. Сам по себе телевизор - мощное гипнотизирующее средство. Никакой другой аппарат не гипнотизирует так сильно. Когда ребенок сидит у телевизора, ему можно положить руку на голову и сказать: "ну, продолжай спать". И он глубоко заснет, потому что предварительно был загипнотизирован телевизором. Ваша команда подействует неотразимо, даже если вы не гипнотизер. И, кстати, не только на ребенка.
- Чем именно нас гипнотизируют по телевизору: рекламой, музыкальными клипами, телесериалами, мультфильмами?
- Чем угодно: просто сидение у экрана уже вводит человека в гипнотическое состояние. Сама технология подачи информации в телевизоре (как и в компьютере) является гипнотизирующей.
И когда диктор несколько раз повторяет одну и ту же мысль, да еще подчеркивает ее особой интонацией, он пытается усилить гипнотическое воздействие телевизионной информации.
- Наверное, оно еще больше усиливается, когда сообщение делают замогильным голосом, с перепуганным лицом, как любят некоторые теледикторы?
- Разумеется. Здесь особенно видно, что вас потчуют гипнозом отнюдь не в медицинских целях. Но не меньший эффект имеет "нейтральный" прием - рейтинг политических лидеров. Нам много раз показывают, насколько они популярны у "большинства" сограждан. Сначала мы не соглашаемся с такой раскладкой, но потом привыкаем к ней, забывая о собственном мнении. Когда электотрату много раз втемяшивается в голову одну и ту же последовательность имен, он пойдет голосовать именно так, как его научили. Успех "наиболее популярных" кандидатов запрограммирован.
- Большинство проголосуют за Путина, а меньше всех - за Жириновского?
- Так, как им внушили. А вот еще один интересный прием: взять портрет заказчика политической рекламы и поместить его в верхней части экрана в светлой рамке. Такой образ запечалевается гораздо сильнее других - в результате очень многие проголосуют за этого кандидата, даже не понимая, чем он им понравился.
- В чем же дело?
- Срабатывает детская привычка: вы смотрите на "папу" снизу вверх и во всем его слушаетесь. А если его образ показать вам в золотом цвете, который наиболее благоприятен для психики, то действие будет неотразимым. Почему иконы делают в золотых окладах и вешают под потолком? Потому, что возникает невольная ассоциация: то, что так расположено, очень важно. Вы можете умом этого не понимать, но бессознательно среагируете, что висящее над вами - свято. Нечто подобное произойдет, если вместо иконы над нами повесят лучезарный портрет политика: очень многие проголосуют за этого кандидата, которого им преподнесли, как Бога.
- А реклама вдоль дорог обычно бывает именно в таком виде: высоко висит и в золотой рамке. И есть телеведущие, которых снимают снизу вверх: они восседают "над нами", не двигаясь, как идолы на пьедесталах. Выходит, все это не случайно?
- В политической рекламе нет ничего случайного.
- Телевидение обрушивает на нас огромное количество телесериалов - художественных и мультипликационных. Зачем это нужно политикам и олигархам, которые владеют телевизионными каналами?
- Телесериалы - это серийный гипноз. Бесконечные фильмы показывают для того, чтобы зрители лучше расслаблялись и повышали свою гипнабельность. Намаявшись на работе, вы отдыхаете под "Санта-Барбару" - и потом лучше спите. Но над этой положительной стороной есть много надстроек. Например - реклама. Она идет прямо в подсознание, без всякой критики, когда вы дали телевизору себя загипнотизировать.
Не случайно в Америке и Европе сильно распространилась так называемая болезнь насильственных покупок. Люди идут в магазин, приобретают кучу товаров, а дома в ужасе видят, что они им совсем не нужны.
- Не так ли ведут телезрители, когда в самом интересном месте сериала им рекламируют не товары, а политиков: загипнотизированные бегут их покупать... извините, избирать, а потом в ужасе видят, что такие политики им, мягко говоря, не нужны?
- В этом и состоит задача политической рекламы, которую при советской власти называли пропагандой. Рекламирование кандидатов - вот назначение общественного гипноза.
- Но я заметил любопытную закономерность: чем компетентнее российский специалист в управлении человеческой психикой, тем меньше он признается, что пользуется своим искусством за пределами медицины. А такие асы, как академик РАЕН Игорь Смирнов, утверждают, что в России эти методы оболванивания вообще никто не использует: гораздо дешевле и доходчивее - все говорить публике открытым текстом.
- Это бывает доходчивее далеко не везде, И далеко не всегда человек имеет право на открытый текст: например, когда у него нет доказательств. Тогда он прибегает к тем самым средствам, о которых я вам говорил.
- Академик Игорь Смирнов страшно меня напугал, уверяя, что современные приемы манипулирования психикой неотразимо действуют на каждого человека, и защищаться от них невозможно. Неужели все мы - послушные марионетки в руках телевизионных кукловодов?
- Если вы против Жириновского или Путина, то вас невозможно убедить отдать им свой голос. Ни гипноз, ни НЛП, ни 25-й кадр, ни диспарантный ввод зрительной информации, ни запись звуковых команд на обратном ходу - ничего не заставит вас проголосовать против своей совести, все эти методы не действует на тех, кто сформулировал в себе четкие политические убеждения. Можно манипулировать сознанием только тех людей, которые неустойчивы в каком-то вопросе.
- Как защититься от оболванивающего воздействия некоторых СМИ?
- Очень просто: надо иметь свой характер, знать, чего ты хочешь, быть нормальной личностью.
- Леонид Павлович, а как действует на здоровье манипулирование нашим сознанием?
- Очень плохо. Ведь человек живет потому, что у него есть множество жизненных стереотипов. Он должен с утра сделать зарядку, пожелать здоровья старшим, пойти на работу, выполнить ее добросовестно, и так далее, наконец - любить свою Родину. А передачи и публикации, о которых мы с вами говорили, разрушают жизненные стереотипы. Под действием ядовитой информации кажется, что страна погибла, честных людей не стало, кругом одни жулики и развратники. Рушится вера в добро и справедливость, исчезает смысл и радость жизни! Подрываются базовые стереотипы, исчезает психологическая опора. А когда ее нет, резко падает биологическая сопротивляемость организма. Прежде всего "летит" иммунитет - человека начинают одолевать инфекционные заболевания. Снижается жизненный тонус, люди раньше стареют и умирают.
- В последние годы много ругали Сталина за то, что миллионы людей сидели в лагерях, а в кино и на сцене показывали веселую, счастливую жизнь. И вот теперь выясняется, что жизнерадостное искусство укрепляло здоровье и продлевало жизнь - в отличие от современной чернухи?
- Как при Сталине плохо не было, но Россия не вырождалась. А теперь наш народ быстро вымирает, очищаю территорию для китайцев и американцев. Бессовестные регулировщики общественного сознания делают деньги на страданиях, болезнях и смерти простых людей!
- Нечистоплотные политики и журналисты играют роль народных защитников - а на самом деле они вгоняют людей в гроб?
- В том-то и дело. В Российском отделении Всемирного общества "Врачи за права человека" исследовали воздействие на зрителей телевизионных передач. Оказалось, что после негативной информации 9которая преобладает на экране) у них резко падают все жизненно важные показатели.
- А как действует эта чернуха на тех, кто ее стряпает?
- Отправители нашего сознания с утра до ночи купаются в состряпанной ими ядовитой информации, которая очень вредна для здоровья. А главное - они пробуждают темную энергию не только в себе, но и в зрителях. Как показали исследования биоэнергетиков, эта разрушительная энергия возвращается бумерангом к своему источнику. В результате очернители получают гораздо больше вреда, чем сами сотворили.
- А говорят, что злодеи питаются темной энергией?
- Это заблуждение. Гипнотизируя зрителей, политики и телеведущие тратят очень много жизненной энергии. Даже профессиональный гипнотизер истощается, загипнотизировав 2-3 человека подряд. А эти - гипнотизируют миллионы. Конечно, в массовом гипнозе несколько иные закономерности, но потери энергии все равно колоссальные.
Темной энергией невозможно питаться, ее могут только генерировать бессовестные политики и журналисты. Она вредит не только и даже не столько публике, сколько тем, кто ее возбуждает в себе и других. Я убежден, что работа в эфире на темной энергии может очень серьезно подорвать здоровье телеведущих и политиков.
Многие актеры и балерины вызывали в зрителях добрые мысли и чувства, и получали от них огромное количество светлой энергии любви, очень полезной для здоровья, и потому жили очень долго. А политики и журналисты, которые сеют в людях ненависть и вражду, обрушивают на себя шквалы разрушительной энергии.
- К чему же это может привести?
- Все начинается с астении - снижения общего тонуса. Повысить его не удается никаким допингами, потому что они не устраняют первопричину. А дальше - где тонко, там и рвется.
Политические злопыхатели окружены толпами телохранителей и считают себя в безопасности. Но это иллюзия: отправителей нашего сознания природа накажет гораздо раньше, чем их постиг бы народный гнев.
В книге Псалмов по этому поводу говорится: "Слово языка их есть грех уст их; да уловятся они в гордости своей за клятву и ложь, которую произносят".