Русская линия

крест
Русский дом, №3. Оглавление


АФОНСКИЕ СТАРЦЫ
Ю.Ю. Воробьевский
Часть первая

На вершине одной из гор, что господствуют над Пантелеимоновым монастырем, - крест. Установлен он был совсем недавно. В том месте, где наши монахи нашли мощи неизвестного подвижника... Благословившись у духовника обители иеромонаха Макария, начинаем подъем.

Пещерка над пропастью

Неожиданно впереди раздается шум мотора. Он становится все громче. Из тенистого леса, где вдоль тропинки только что теснились нежные фиалки, выходим на жаркое, открытое пространство. Здесь - пни и засохшие ветки. Остатки дубовой рощи. Наш провожатый поясняет:
- "На Афоне теперь гудят грузовики и грохочут бетономешалки. Строят в основном монастырские гостиницы. Деньги Европейское сообщество дает большие... В этом году один иеромонах видел в Карее плачущего старца. Тот говорит: "Я живу один на острове, никуда не хожу, и вот мне было откровение: иди на Афон и по Греции, монахам скажи, чтобы не занимались мирскими делами, а мирским людям, - чтобы прекратили смертные грехи, потому что идет страшная черная туча".
- Что же, говорят, на Афоне, война будет?
- На этот вопрос старец Паисий отвечал так: "Смотри, благословенный мой, за своей собственной войной, и не думай, будет ли война или нет"... Со времени грехопадения идет война. Люди боятся совсем не той силы. И защищаются не так. Если бы каждый русский человек по-настоящему молился, если бы жил в нем Дух Святой, - это было бы море огня. Ни одна атомная бомба не долетела бы. Испарилась бы еще на подлете..."
Через пару часов крутого подъема подходим к пещере. У входа еще видны остатки каменной кладки. На стене - икона Спасителя в терновом венце. Она почти не защищена от природных стихий, немало выцвела и пострадала. Икона неписаная, изображение наклеено на деревянную основу. Судя по всему, образ этот - рубежа веков. Значит, и неведомый монах подвизался здесь недавно.
В чем же смысл сокровенности многих святогорских подвижников? Разве не утешением было бы хоть иногда видеть их, говорить с ними, наверняка знать, что такие молитвенники существуют?
Афонский насельник качает головой:
- Утешение? Душевное умиление возникнуть, конечно, может... Но это будет нестабильное религиозное чувство. Чудо должно быть сокровенным... Наши старики еще застали монахов, которые помнили отца Силуана. Говорят, простой мужик был. Ходил в фуфайке и сапогах. Малообразованный. Ничем не выделялся, жил спокойно, чудес не творил... А равен был, это сейчас все признают, самому Антонию Великому. Сам Старец писал так: "Мы теперь последние монахи. Но и ныне есть еще немало подвижников, которых скрыл Господь тем, что они не творят явных чудес, но в душах их каждый день совершаются дивные чудеса, только люди не умеют их видеть. Вот чудо: когда душа склоняется на гордость, то впадает в омрачение и уныние, а когда смирится, то приходит радость, и умиление, и свет".
Да, чудо должно быть сокровенным... Только таинство благотворно влияет на мир... Как Моисею было сказано: сними обувь свою с ног своих, ибо место это святое. Нельзя всем вторгаться в область таинства. Кто готов к этому, Господь того Сам приведет.
- А есть ли они сейчас, эти сокровенные монахи?
- ...Уверен, что есть. Вскоре после того, как я приехал на Афон,
сподобился несколько дней походить по Святой Горе. Поднимались на вершину, старались заходить во все самые отдаленные кельи. И тут я понял, где нахожусь. Это очень трудно объяснить. Святость ведь можно только почувствовать. Мы своими душами соприкоснулись с этими чистыми душами. Внешне они обыкновенны, но они - святые. Благодаря им Гора стоит, и мы совершаем служение по мере своих немощных сил. У незнакомых старцев мы получили назидания, которые невозможно воспроизвести. Часто это были встречи, которые при описании могут и не произвести особого впечатления. В храме одной из келий увидели сидящего в ста сидии древнего старца. Одет в схиму. Весь в молитве. Мы просто подошли и поцеловали его высохшую, как мощи, руку. Он, возможно, даже не заметил этого. Такие монахи находятся в молитвенном подвиге, который ни на минуту нельзя прекратить... И если представить себе, что подобный человек начинает что-то рассказывать, объяснять, то действующий в нем Дух Святой отойти может. Благодать отходит от малейшего неправильного духовного движения...
После краткого привала подходим к тому месту, где покоятся мощи. Наш провожатый привязывает веревку к дереву. По ней мы должны спуститься на небольшую площадку над пропастью. Там - маленькая сокровенная пещерка. Страховка здесь - дело нелишнее. Опустившись вниз, я обматываю конец веревки вокруг пояса. Так, прислонившись спиной к камню у края обрыва, можно сфотографировать это удивительное место... Узкие тропинки, тяжелые подъемы, чреватые падением бездны. Пещеры, скрывающие тайну. Символический фон для духовного подвига... Вспоминаю слова монаха Пантелеимонова монастыря Лазаря: "Мы привыкли быть невнимательными. Если бы видели воочию все духовные пропасти рядом, ходили бы на цыпочках. Главное искушение века сего - скорость. От спешки, в которую нас загоняют бесы, утрачивается духовное равновесие, гармония. Так враг подлавливает человека на ошибках. И тот падает..."
На Афоне кости монаха оставляют чаще всего там, где он подвизался. И вот уже отвален большой плоский камень от входа в пещерку. Наружу выдвинут деревянный ящик. В нем - хранящий останки мешок. В руках инока оказывается череп. Он целует его: "Череп желтый. Не сухой, а как бы восковой. Святогорские насельники верят: это признак подвижничества. У старца Силуана - такой же. Стяжание Благодати Божией преображает и душу, и тело. Поэтому мощи праведников отличаются от обычных останков".

Со Христом

"Хорошо бы вам побывать на могиле старца Порфирия, - говорил нам монах Лазарь. - Он умер в 1991 году, я еще застал его в живых. В первый раз увидел его сидящим на кровати, в белой рубахе, с белой бородой - и едва не вздрогнул, когда он вдруг заговорил по-гречески - настолько русским он мне показался. Потом геронтас (старец) долго говорил, держа правой рукой за мой подбородок, а другую его руку я держал в своих ладонях, стоя на коленях. Каждое слово входило в душу... Это был великий старец. Рассказывают, что во время молитвы он стоял в воздухе. Его мощи сейчас сокрыты вплоть до прославления".
И вот мы в Кавсакаливии. Утром на кладбище находим могилку старца Порфирия. Теперь здесь небольшое углубление. Отсюда были вынуты мощи. Видно, паломники часто берут землицу. Берем и мы. Кругом тишина. Та самая тишина, что так нужна для сосредоточенной, "умной" молитвы. Наверно, именно в такой тишине услышал однажды старец соловья и подумал: "Но для кого поет он сейчас, кто его слушает? Только для Творца своего, для Создателя Своего, для Него поет". "Тогда, - вспоминал подвижник, - когда я увидел этого соловья, в душе моей родилось чувство, что я исчез, что я не существую".
- Каждый предмет тварного мира - не пища для "разума", а повод для прославления Создателя. Вот в чем смысл умной, данной Самим Спасителем "Иисусовой молитвы": "ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, СЫНЕ БОЖИЙ, ПОМИЛУЙ МЯ, ГРЕШНАГО".
По слову Нила Синайского, умная молитва была дана человеку еще в раю. А потом Сама Богородица, "пребывая во Святая Святых, Умною молитвою взошла на крайнюю высоту Боговидения и сподобилась быть Пространным Селением невместимого всею твариею, Ипостасно в Нее вместившегося Божия Слова". Матерь Божия стала родоначальницей нового человечества, рода монашеского. Именно монашество, стяжав благодать Божию, хранит ее и освящает ею весь мир. Монашество - это Ковчег, в котором хранится тайна Нового Завета Бога с человеком.
На кавсокаливском кладбище вспоминается все то удивительное, что знаем мы о Старце. О нем свидетельствуют так: "Это - то чудо, которое случалось с о. Порфирием: хотя телесно он был здесь, но в то же самое время находился духовным образом за сотни и тысячи километров, далеко, и там видел и описывал лица и состояния. Но спрашивается: как могло это быть? Ответ дает преподобный старец: "Это дело бывает тогда, когда Христос приходит внутрь нас жить, тогда ты будешь везде, со Христом". "У о. Порфирия был духовный сын, священник в Америке о. Спиридон. Однажды он позвонил ему и сказал: "Завтра в 3 часа ночи (1 час ночи в Америке равен 10 ч. утра в Греции) я навещу тебя. Но не спи, жди меня". На следующую ночь в какой-то момент о. Спиридон замерз и проснулся. Зазвонил телефон. Это был старец из Оропоса, который сказал ему: "Отец Спиридон, почему уснул? Не говорил ли я тебе, что навещу тебя? И чтобы ты поверил мне, посмотри: я оставил у тебя дверь открытой. Отец Спиридон смотрит. Действительно: дверь была открыта настежь, и поэтому он замерз так сильно".
Описывается случай, который произошел с о. Порфирием на острове Патмос. Это было в пещере, где Иоанн Богослов записывал Апокалипсис: "Старец стоял на коленях в центре пещеры. Казалось, что он молится. Прошли 15 минут молчания. Внезапно раздался странный голос! Лицо его просияло, внешность изменилась... Как потом рассказывал старец, он "увидел" Божественной Благодатию образ "написания" книги "Апокалипсис"... С верхней стороны пещеры, из трещины, исходил Божий глас, адресованный святому Иоанну, который прислонился к специальному ложу. Иоанн диктовал своему ученику Прохору, который "записывал Апокалипсис". Поразительный пример молитвенного созерцания говорит нам: только тот, кто видел Бога и соединился с Ним, обрел о Нем истинное знание. Богословие - не плод изучения книг и упражнений рассудка. Сама вера наша - от видения и слышания Бога Живаго. И, слава Богу, есть еще такие молитвенники, которые познали Господа опытным путем.
(Окончание следует)