Русский паломник
НЕЗАКАТНЫЙ СВЕТ
В.Н. Крупин
Мне не верилось, что когда-то побываю на Святой земле. И теперь, когда уже дважды был на ней, не верится, что я своими ногами ступал по следам Спасителя. Все как приснилось: и в этом дивном сиянии лучезарного сна я вновь и вновь, уже совершенно бесплотно иду и иду по долинам и горам Палестины. Господи Боже мой, это я, грешный, поднимался на Фавор, мое грешное тело погружалось в целебные струи Иордана, мои глаза видели Мертвое море и долину Иосафата, мои руки касались мрамора и гранита Голгофы и Вифлеема. И это я пил из источника Благовещения Пресвятой Богородицы в Назарете. Я, грешный, стоял на развалинах дворца царя Ирода, откуда был отдан приказ убить вифлеемских младенцев. Четырнадцать тысяч ангельских душ возлетели, славя Господа, к престолу Всевышнего. А еще через тридцать три года в страшную пятницу эти ангелы Божии рыдали у распятия Христа, а в воскресенье вместе со всеми небесными силами славили Его Воскрешение.
Все, что только можно, прочел я о Святой
земле. Эти описания все очень разные. Сходятся
они в одном: все авторы говорят о бессилии
выразить словами впечатление от Святой земли.
Может быть, только игумен Даниил и инок Парфений
ближе всех подошли к передаче того состояния,
которое испытывают сердце и душа на освященной
Спасителем земле. Им помогла их молитвенность. Молитвенность - вот слово, которое постоянно звучит в памяти слуха, когда уносишься в ветхозаветные и новозаветные времена |
Хевроно Святой земли. Все здесь
молитвенно: медленные, редкие облака над м,
зеленое и золотое сияние холмистых берегов
Тивериадского моря, синее и серебряное мерцание
его поверхности, по которой "яко по суху"
ходил Иисус Христос, темная зелень и выгорающая
трава горы Блаженств, тихое шелестение ветра в
листьях деревьев Фавора, жаркое дыхание
раскаленных серо-коричневых склонов
Сорокадневной горы, ласковое прохладное течение
хрустальных вод Иордана... все-все говорит нам о
святости и вечности. И о том, что именно здесь
свершилась победа над смертью, что именно здесь
Господь открыл нам тайну спасения души. Она легка
- не надо грешить. И она тяжела - не грешить трудно.
Мы стремимся к Святой земле, потому что чаем
спасения.
Нет ни одной церковной службы, ни одного
праздника, которые бы ни соединяли нас с
Палестиной. Раскройте любое Евангелие на любом
месте, и вы уже уноситесь сердцем и мыслями на
пути и тропы, пройденные Иисусом Христом, Его
Пречистой матерью и Его учениками.
Но те, кто был в Палестине, тот знает этот
мучительный, неотступный вопрос: если я был в
Иерусалиме и не стал лучше, зачем же я тогда
ездил? И разве нам, немощным, достичь хотя бы
капли той святости, о которой я слышал от одной из
монахинь Горненского русского монастыря. Некий
человек так возлюбил Христа, что всю жизнь
посвятил Ему. И всегда стремился в Иерусалим. Но
считая себя недостойным, все молился и молился. И
постился, и причащался. Наконец, пошел пешком. И
все-таки, уже подойдя к стенам Иерусалима,
человек сказал себе: "Нет, я недостоин войти в
город Спасителя. Я только возьму три камня от его
стен и пойду обратно". Так и сделал. В это время
старцы иерусалимские сказали: "Надо догнать
этого человека и отнять у него два камня, иначе он
унесет всю благодать Вечного города".
И мы, грешные, тоже стараемся увезти с собою хоть
крошечки благодати. В гостинице Вифлеема, где я
жил первый раз, я спросил у
палестинца-администратора Дауда (Давида) (он
говорил, по-моему, на всех языках):
- Дауд, скажи, чем русские паломники отличаются от
других: от американцев, французов, англичан,
немцев?
Дауд прямо весь озарился и заулыбался:
- О, очень просто: у всех чемоданы, чемоданы,
чемоданы, а у вас цветы, листья, камни, вода.
Помню, провожали нашу группу. Я увидел женщину в
годах, которая еле-еле тащила две сумки. Я кинулся
ей помочь, перехватил их и чуть не надорвался:
- Матушку, да ведь ты, наверное, весь Иордан
увозишь?
- Ой, миленький, - отвечала она, - ведь меня так
ждут, так ждут. И в детдом надо бутылочку, и в
больницу, и в тюрьму. А подружек-то у меня, а родни!
- Но ведь это такая тяжесть.
- Миленький, мне только до Казанского вокзала, а
там уж поезд довезет. Из Саратова я.
И ведь довезет. И уже довезла.
Может быть, промыслительно Святая земля так
далеко от России и так труднодоступна. Нельзя
привыкать к святыне. И та неделя, те десять дней
паломничества, прожитые в святых местах, потом, в
воспоминаниях, превращаются в долгое счастливое
время воспоминаний. Господи Боже мой, я в
Вифлееме жил десять дней. Как же я любил и люблю
его! И какое пронзительное, почти отчаянное
чувство страдания я испытал, когда во второй раз
нас завезли в Вифлеем еле-еле на два часа. Да еще и
подталкивали в затылок: скорей, скорей. Как же
улетало мое сердце по всем направлениям от
площади храма Рождества Спасителя. Ведь не
осталось улочки, по которой бы ни прошел. Помню то
счастье, когда я вернулся из поездки, и уже было
поздно. И помню, как вдруг что-то позвало, и я
выскочил из гостиницы под звездное небо. Ведь это
то небо, по которому шла звезда к Вифлеему. Вот
там, не видно, но знаю, там Бет-сахур, дом пастухов.
На месте, где ангелы сошли, воспевая: "Слава в
вышних Богу, на земли мир, в человецех
благоволение", стоит храм. Отсюда пастухи шли в
Бетлехем, в город хлеба, так переводится с
арабского Вифлеем. Не было этих домов, машин, этих
криков ночных торговцев. Но звезды, но ветер, но
горы все те же.
Как представить, что звезда идет по небу? А как
представить, что в последние времена солнце
померкнет, луна не даст света, и звезды сместятся?
Я стоял в темноте палестинской ночи,
запрокидывал голову, и мне на лицо радостным
дождем сыпались звезды. Представлялись ясли,
сухое душистое сено, добрые морды коров и овец, и
эти пастухи, сразу поверившие бесхитростными
сердцами, что в мир пришел Спаситель. И умные
звездочеты, и купцы, и золото, и ладан, и смирна.
Как вместить, как понять великую Божию милость,
Его любовь и терпение и спасение нас, грешных,
посланием в мир Своего Сына. Это было здесь,
здесь, в городе Давидовом. И за что мне такая
неизреченная радость? Чем отблагодарить за нее?
И еще, и еще были звездные сухие ночи и жаркие дни
на Святой земле, но не видел я, чтобы звезды
меняли установленный Творцом порядок. А вот то,
что солнце может ходить в небесах, смещаясь с
орбиты, это я видел, и об этом расскажу. И сердечно
винюсь в том, что рассказ мой будет слаб и
невыразителен по сравнению с тем, что я видел, что
пережила моя душа и что теперь уже на веки вечные
в памяти сердца.
Долго рассказывать, и не надо, как я попал в
Страстную субботу в храм Гроба Господня. Мне же
надо было перебраться из палестинской
территории на израильскую. В начале седьмого
утра я был у ворот Вечного города, вошел в них,
дошел до храма, но... но уже всюду были войска,
полиция, в храм не пускали. В храме, я знал, были те
из паломников, которые пришли в него чуть ли не за
сутки до двух часов следующего дня, то есть до
того времени, когда на Гроб Господень нисходит
небесный Благодатный огонь. Схождение огня - это
главное событие жизни Земли, это планетарное
потрясение, которое продлевает существование
земного шара еще на год.
У меня заранее, еще в Вифлееме, в храме Рождества
были куплены пучки свечей, в каждом тридцать три
свечи, по числу земных лет Спасителя. Я утешал
себя тем, что вынесут же огонь и на площадь, и на
улицы, что я все равно же обожгу свои свечи
Благодатным огнем. Если он будет.
Узенькие улицы были пусты, только мелькали на
перекрестках полицейские, да внутри лавочек, за
закрытыми ставнями чего-то скреблось и стучало.
Тут Господь мне послал рабу Божию Евтихию. Она
сама подошла, видя, что я озираюсь и читаю
таблички.
- Вам нужно Скорбный путь?
- Да, конечно, да.
- Идемте.
И Евтихия провела меня по Крестному пути
Спасителя, по виа Долорозе. Сколько раз я
мысленно шел по нему, и вот ? наяву. Потом я
сопоставлял свои представления с реальностью,
все совпало. Только я представлял путь более
крутым и прямым, а он пологий и извилистый.
История Евтихии была проста: ее дочь вышла замуж
за израильтянина. Потом они уговорили мать
приехать к ним жить.
- Говорили, что навсегда. Я все продала, перевела в
доллары, привезла. А оказалась, нужна была только
как нянька. Вынянчила внучку и стала не нужна.
Уеду умирать к сыну. Вот еще попросила зятя
свозить на Синай. И все. И уеду. Сын примет и без
денег.
Евтихия шла на утреннюю службу к гробнице Божией
Матери, я пошел с нею. Вышли из Старого города,
перешли Кедрон. По-прежнему было пустынно.
Евтихия показала Гефсиманский сад, церковь Марии
Магдалины на склоне Елеонской горы, и мы,
поклонясь друг другу, простились.
Продолжение следует