Русская линия

крест
Русский дом, №3. Оглавление


Дискуссия

ВОЦЕРКОВИТЬ МЕДИЦИНУ!
А.В. Аверьянова

До недавнего времени в нашем духовно изголодавшемся обществе принято считать, что медицина и религия - два взаимоисключающих направления, две совершенно противоположных области знаний. Такие взгляды на медицину, как на науку, протянулись примерно с середины XVIII века, когда французское просвещение, имевшее своей задачей искусно выдавать тьму за свет, попыталось, отторгнув человека от божественного абсолюта, предоставить право человеку на свой рассудок, измененный богоборческими установками, распоряжаться миром и самим собой. Человек, подхваченный стихией неудержимой, неуправляемой негативной свободы, отказался от права быть сотворцом предвечному Творцу, объявил себя новым творцом и хозяином в этом мире. При этом наука стала служить не просто на благо человеку, но в оправдание греха человека, во оправдание его отчуждения от Источника Бесконечной Благости.
Медицина среди этих наук как наиболее близкая к сфере жизнедеятельности человека, приняв на вооружение установки на уничтожение в человеке божественных начал, также сыграла далеко не последнюю роль в формировании деистического, а затем и атеистического мировоззрения. Все больше злоупотребляя своей исторической миссией, она в конце концов взяла на себя права и полномочия, противоречащие ее исконному историческому призванию. Она стала своевольно распоряжаться жизнью и смертью, безболезненно вторглась в высшие планы Божьего Домостроительства.
Сегодня стал уже настолько очевиден отрыв медицины от религиозно-нравственных истоков, что почти становится невозможным причислять ее к разряду служения людям (при всех ее несомненных заслугах, при всех неслыханных успехов!)
Как оздоровить, отрезвить медицину, как вскрыть и очистить ее гнойные раны, как исцелить ее недуги - над этими вопросами сейчас задумываются многие. Первая Православная медицинская конференция, состаявшаяся в Киеве в середине октября при участии представителей науки и Святой Апостольской Православной Церкви из трех братских славянских стран, стала своеобразной врачебной экспертной комиссией для медицины. Безошибочная православная диагностика выявила в ней (в медицине) патологический очаг нравственного генеза и рекомендовала лечение.
Высокопреосвященный Августин, архиепископ Львовский и Дрогобычский, выступая на пленарном заседании конференции, подчеркнул, что "оздоровление медицины возможно только через ее христианизацию". Медицина как истинная поборница в деле устранения последствий греха - болезни и смерти - всегда была с Богом. И здесь показательны не только церковно-исторические примеры подлинного слияния целительства душевного и телесного в виде житий святого апостола и евангелиста Луки ("врача возлюбленного" Деян. I.), святого великомученика и целителя Пантелеимона, святых страстотерпцев Космы и Дамиана - врачей-бессребреников - небесных покровителей истинного врачевания, но и знаменитых врачей нашего времени Спасокукоцкого, Пирогова, Филатова, которые творили чудеса силой целительского мастерства и молитвы. И особенно из этой когорты врачей-современников выделяется образ святого хирурга-архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), труды которого не имеют аналогов в мировой лечебной практике и высоко оценены мировой научной общественностью. Это пример подлинного целительства, подлинной науки врачевания душевного и телесного, было отмечено выступавшими.
Тот факт, что конференция проходила в стенах древнерусской обители Киево-Печерской лавры, глубоко символичен. Ведь именно Киево-Печерская лавра явила Руси первого православного врача - преподобного Агапита Печерского, в Ближних пещерах почивающего. "Здоровье духа, души и тела в свете православия" - само название говорит о том, что медицина, призванная исцелять раздробленную грехом трисоставную структуру человека, имеет неоспоримую духовную подоплеку и не может существовать в отрыве от Церкви, от святого Православия.
Ныне же нездоровье медицины налицо. Ведь такие явления, которые считались преступными, аморальными в мире языческом, в мире грубых инстинктов и нравов, сегодня, в нашем цивилизованном мире, стали чем-то обычным, нормальным. Общеизвестно, что клятва Гиппократа запрещала любые искусственные методы прерывания беременности, любые способы прекращения человеческой жизни (эвтаназия), а ныне медицина широко внедряет, поощряет и пропагандирует эти преступления против человеческой морали. Медицину захлестнула волна коррупции, стяжательства, вымогательства. Она становится сферой услуг в коммерческом мире, доступных немногим. А тот же Гиппократ говорил о гарантии обеспечения всех, без исключения, медицинской помощью.
Только христианизация, воцерковление медицины, организация лечебной помощи на основах добра милосердия, сострадания, жертвенное, самоотверженное служение врача страждущему человеку поможет исцелить нравственные недуги медицины, - убеждены участники конференции.
Однако в условиях нынешней экономики медицина стала заложником системы хозяйствования. Как помочь медицине в этом? Православная Церковь знает: путем консолидации сил церковной и научной общественности, путем сотрудничества Церкви и медицины, сотрудничества врача и священника.
Назрела необходимость сближения в деле спасения человечества от болезней душевных и телесных, от духовной и нравственной гибели, и спасение это возможно только общими силами - Первая Православная медицинская конференция, сплотившая в своих рядах науку и Православие, Церковь и медицину, засвидетельствовала это.