Галерея
ХРАНИ БОГ РОССИЮ!
А.В. Полушин
Больше месяца продолжалась в Московском
манеже выставка народного художника России Ильи
Сергеевича Глазунова под названием: "Храни Бог
Россию". Ежедневно от 10 до 20 тысяч посетителей
могли проследить не только весь творческий путь
художника от студенческих работ до создания
монументальных полотен, но и познакомиться с
новыми картинами, написанными буквально за
последний год уходящего тысячелетия. Символика времени всегда была важна в творчестве Глазунова. Неслучайно одна его известная картина: с запечатленными на |
ней ликами святых и молитвенников о
земле русской, называется "Сто веков или
вечная Россия", а другая, вызвавшая в 1973 году
всемирный скандал XX века, в которой страшным,
кровавым кошмаром показана история уходящего
столетия - "Мистерия XX века". В 1999 году
Глазунов дополнил ее портретами Горбачева и
Ельцина, Клинтона и Олбрайт, а также изображением
крылатой ракеты с кощунственной надписью:
"Счастливой пасхи Сербам!". Таким видится
уходящий век художнику... правда, есть в картине и
образ надежды - пробудившаяся от долгого сна
богатырская "Святая Русь".
Все творчество Глазунова пронизано этой
надеждой. Ее олицетворением стали образы русских
князей и воинов, защитников русской земли. Но
иной раз эта надежда проявляется и по-другому: то
порхнет бабочкой на автопортрете, то пробьется
ландышем сквозь асфальт, то укутает шалью на фоне
осеннего пруда, как на чудесной картине
"Русский романс".
Но безусловно, самое сильное впечатление на
большинство посетителей выставки оказали два
новых полотна: "разгром храма в пасхальную
ночь" и "Рынок нашей демократии". Многие
отходили от низ с заплаканными глазами. Художник
показал две трагедии русского народа. Одна
связана с событиями начала 20-го века, вторая - его
конца. Но и здесь, и там угадывается трагическая
мысль автора: зло, захлестнувшее Россию, стало
возможным из-за богоотступничества значительной
части ее народа.
Понятна горечь русской женщины из Севастополя,
оставившей в книге отзывов такие строки: "В
ваших талантливых работах боль и страдание земли
русской и русского народа. Лично я ухожу с очень
тягостным чувством и раздумьем над тем, как нам,
русским, спасти свою землю от иноплеменных
полчищ".
Но вернемся к надежде. На этот раз она появилась в
словах юного посетителя выставки, 9-летнего
мальчика Володи Акиньшина: "Я бы хотел
пожелать Илье Сергеевичу, чтобы он писал и дальше
такие же красивые картины, как сейчас. Когда я
хожу по выставке, получаю такое удовольствие от
картин, что просто душа радуется".
Услышав эти слова в программе "Русский Дом",
Глазунов ответил: "Дорогие друзья! Россия
встанет с колен. Да здравствует Великая Россия! И
порукой тому является маленький мальчик,
радующийся скромному труду художника, который
славит Россию и будет славить до последнего
дыхания".
В 1987 году Илья Глазунов написал картину
"Воскресение Лазаря". Воскресение
происходит на фоне современного города. Уж не
Россия ли это воскрешается от смертельного сна?
Художник рассказывает, что был потрясен, узнав,
что Лазарь долгие годы, после чуда воскрешения,
жил на Кипре.
Так рождается замысел следующей картины,
написанной в 1999 году: "Воскрешенный Лазарь,
митрополит Кипрский". Спокойной радостью
дышит здесь образ воскресшего Лазаря, величавого
моря, пробуждающегося светила. И хочется
повторить вслед за художником: Храни Бог Россию!
"Русский Дом" присоединяется к
многочисленным поздравлениям Ильи Сергеевича
Глазунова с 70 - летием!
Слово юбиляру:
"Я считаю, что человеческая душа не меняется,
как не меняется небо со времен Гомера. Я счастлив,
что на выставке было так много молодежи, потому
что молодежь - наиболее чуткая часть общества.
Для меня мое творчество - это смысл жизни и
оправдание моей борьбы. Когда я читаю ругань в
свой адрес в критических статьях, я черпаю силы в
словах Юлия Цезаря. Он говорил: если против тебя
все, значит, что ты самый сильный. И я счастлив,
что дал по морде врагам России, врагам нашей
цивилизации. Но я не могу сказать, как Юлий
Цезарь: против меня все, за меня - народ. Я
маленькая часть нации, которая уже вот 50 лет
творческой жизни выражает то, что думает народ.
Очевидно, авторы маразматических, мерзких,
похабных статей против меня даже не были на
выставке, но, однако, пишут... Я не буду
перечислять эти газетенки, потому что имя им
легион, но мы должны только знать одно: рано
хоронить Россию, русскую классику. Если у же
стало дозволенным замахиваться на нее, значит мы
плохо боремся, и последнее слово еще не сказали. И
потому я говорю: да здравствует великая Россия!
В картине "Разгром храма в Пасхальную ночь"
я хотел показать все сословия России во время
вторжения бесовских сил. Пришли те, которые будут
убивать, расстреливать. В моем родном Петербурге
закопали живьем, как вы знаете, на Славянском
кладбище 40 священников и монахов... Земля до утра
дышала... Вот где настоящий погром! Я считаю, что
он не остановился и сегодня. В центре картины -
образы моей матушки, моего отца, моего деда, Один
мой прапрадед, Арсеньев, великий русский ученый,
как пишет энциклопедия, был воспитателем
Александра II. Мой дед был директором
Петербургского кадетского корпуса. В
"Разгроме храма" их окружает руководимая
комиссарами-инородцами шпана, которая
взрывается, чтобы растоптать, разрушить великую
Россию, славящую Христа. Сегодня они снова
пришли, но пока в овечьих шкурах. Борьба далеко не
кончена! Но как бы там ни было, Россия обязательно
встанет с колен!"