Русская линия

крест
Русский дом, №3. Оглавление


Россия - удел Пресвятой Богородицы

"БУДЕМ ПРЕОДОЛЕВАТЬ РАЗДЕЛЕНИЯ!"
Беседа Александра Николаевича Крутова со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II

Патриарх Алексий II и А.Крутов Александр Николаевич Крутов:
- Ваше Святейшество, 2000 лет назад зажглась Вифлеемская звезда. Ее нет на небосклоне, по ней не сверяют курс корабли и самолеты, но для всего человечества она стала истинной путеводной звездой спасения. Она сияет уже 2000 лет, но, судя по нашим делам, по нашей жизни, к сожалению, еще много людей так и не знают, где искать эту Вифлеемскую звезду.
Святейший Патриарх Алексий II:
- В этом году мы отмечаем 2000 лет Рождества Господа нашего Иисуса Христа, и я думаю, все мы должны осознавать, что это не просто начало летоисчисления, но это момент пришествия на землю Спасителя мира,

который пришел "нас ради, человек, и нашего ради спасения". И на протяжении этих минувших веков и тысячелетий для многих действительно Вифлеемская звезда была путеводной звездой, хотя и немало было попыток заменить Вифлеемскую звезду на какую-нибудь другую, ложную. Много испытаний выпало на долю нашего народа. И хотелось бы верить, что, отмечая 2000-летие Рождества Христова, и наш народ, который насильственно в течение 70 лет отторгался от вечных непреходящих духовных ценностей Святого Евангелия, принесенных Господом и Спасителем, вернется к вечным ценностям христианства. Мы отмечаем начало христианской веры. Вся наша культура основана на христианских нравственных ценностях. Это мы должны осознавать.
Что касается западного мира, то часто секуляризация общества захватывает умы и сознание людей, удаляя их и от веры, и от активного участия в религиозной жизни. Но вспомним празднование 1000-летия крещения Руси. Когда мы готовились и за 5 лет до юбилея создавали Комиссию по подготовке празднования 1000-летия крещения Руси, нам говорили, что ни государство, ни наука, ни общество, не будут принимать участия в этом. Это внутренний церковный юбилей. Но празднество вылилось во второе крещение Руси, в осознание того, что у нас, у нашего народа, общая православная Киевская купель.
И хотелось бы верить, что, отмечая 2000-летие Рождества Христова, люди осознают, что для всех нас Христос Спаситель является путем Истины и Жизни. Если мы осознаем это и будем жить так, как заповедал и учил Господь Спаситель, то в новый XXI и новое тысячелетие мы вступим на прочных христианских основах жизни и будем преодолевать те разделения, те противостояния, ту нетерпимость, с которыми мы постоянно сталкиваемся сегодня.
- Для русских путеводная звезда Рождества воссияла 1000 лет назад. Выбрав Православие, Россия определила свою судьбу. Но сегодня раздаются разные голоса, что это была ошибка.
- Да, раздаются такие голоса, что нужно возвращаться к язычеству, возвращаться в то дремучее средневековье или каменный век, в котором мы когда-то жили. Я думаю, что именно Православие дало нам русскую культуру, и именно потому словосочетание русский человек является синонимом слова "православный". Чего хотят люди, зовущие нас вспять, к язычеству? Чтобы мы заново проделали тысячелетний путь, который прошла Россия, будучи не просто тесным образом соединенной с Церковью, но будучи частью Русской Православной Церкви и Святого Православия.
- У каждой нации свое предназначение. Тысячелетняя история нашего государства показывает, что такой путь для России - оставаться главной опорой Вселенского Православия. Именно эта идея созидала и создавала могучее великое Государство Российское. Сможем ли мы, сегодняшние, с нашей духовной немощью выполнить эту задачу?
- Если мы оглянемся на нашу историю, то, я думаю, что Православие всегда давало нашему народу и силы, и мужество. Церковь не только всегда была со своим народом, она была частью своего народа, помогая и разделяя все его трудности и испытания. Вряд ли какой-либо еще народ на земле испытал столько вражеских нашествий с запада и востока, как русский народ за период своей истории. Но он выстаивал в этих трудностях и побеждал, потому что духовное мужество давала ему его вера, его преданность святому Православию, которую он пронес через века, до трудных лет и десятилетий испытаний XX века. В 60-м году в Швеции меня в прямом эфире попросили ответить на несколько вопросов. Один из них был: "Как вы мыслите будущее церкви в коммунистическом государстве?" Я сказал, что христианин должен быть всегда оптимистом и верить в непреложность слов Христа Спасителя о вечном пребывании Церкви Христовой на земле. И то возрождение, которое сегодня Церковь переживает в нашем Отечестве, я думаю, является подтверждением того, что 70 лет безбожия не смогли сломить духа народа, его веры, которая оставалась в сознании и душе народа, что народ наш - воистину Богоносец. Недаром говорится о том, что Пречистая Богоматерь является Покровительницей земли нашей, что Россия является домом Божией Матери. Сколько святых храмов освящено и посвящено в честь Божией Матери, сколько святых намоленных чудотворных икон, пред которыми люди земли нашей получали и утешение, и укрепление, и духовную, моральную поддержку во время вражеских нашествий! Сколько людских потерь пришлось нам понести в этом веке в результате двух мировых войн, гражданской войны, революций, репрессий! Эти потери неисчислимы. Но вот в конце XX века происходит возвращение людей к вере. Разве не чудо, что за 10 лет более 132 тысяч храмов построено, реставрировано, в них возобновлена богослужебная жизнь? И, вступая в XXI век, хотелось бы верить, что наш народ своим терпением и своей верой заслужил лучшей доли в новом веке и это будет век мира и согласия для нашего народа, веком духовного возрождения. Потому что без этого не будет сильного великого государства, каким Россия была на протяжении своей тысячелетней истории.
- Ваше Святейшество, на рубеже тысячелетий многие люди говорят, что раз сейчас создается новый мировой порядок, то, как говорится, сама история, сами обстоятельства заставляют объединить все религии, конфессии, в частности, Православие и католицизм, и это якобы прогресс, это будущее. Как вы считаете, возможно ли это и, главное, нужно ли это для нас, для России?
- Я думаю, что, создавая объединенную Европу, идеологи "нового мирового порядка" хотели бы, чтобы и Восток, и Запад растворились бы в этой объединенной Европе. Мы не против, и мы не возражаем против нашего участия в объединенной Европе. Но мы хотим сохранить и свою национальную культуру и свое историческое бытие и свою Веру. Россия была великой державой и она должна быть великой державой. Сегодня, может быть, не так считаются с Россией, как прежде, но просторы России ее богатства, ее недра и люди, составляющие главное ее богатство, не согласны с тем, чтобы раствориться в "новом мировом порядке".
- Ваше Святейшество, вы сказали, что XXI век мы должны сделать Православным веком. Одни это восприняли как призыв к действию, другие засомневались, третьи говорят: да ладно, что вы тут придумываете? На чем основана Ваша уверенность, что нам по плечу такая задача?
- В первую очередь мы должны возродить святое Православие в своей стране. Говоря о Православном веке, я, прежде всего, имел в виду Россию и славянские государства, особенно те, что раньше входили в состав единой Российской державы, Российской империи. Увлечение, которому подверглись на первых порах демократии наши сограждане, когда различные секты и псевдорелигиозные течения пытались заполнить тот духовный вакуум, который образовался в душах людей, постепенно уходит. Люди покидают эти секты, и приблизительно каждый квартал мы принимаем около ста человек с искалеченными душами и психикой, которые хотя вернуться снова в лоно святого Православия, испытав на себе, на своем горьком опыте, что значит это "увлечение"... Помочь нашему народу вернуться к Православию, я думаю, первостепенная задача сегодня. Мы должны не ждать, когда к нам придут, а выходить к людям. Мне как-то один из наших государственных деятелей сказал: вы счастливый, что общаетесь с людьми. Я спросил: "А кто вам запрещает общаться с людьми?" Иногда мне говорят, - мое же окружение - вот вы долго помазываете освященным елеем на всенощном бдении, вы долго причащаете, вы себя должны беречь. Но когда я 500 или больше людей помажу освященным елеем и скажу им: "Храни вас Господь, с праздником", - людям эта поддержка на их нелегком жизненном пути. Церковь сегодня пользуется авторитетом еще и потому, что она открыта для всех, не политизирована. Мы не можем поддерживать какое-то движение или объединение, мы равно открыты всем. В каждом движении и в каждой партии сегодня есть верующие, православные люди, которые ждут от церкви поддержки и помощи. Трогательно видеть как во внебогослужебное время идут в храмы люди. Постоят, поставят свечку, помолятся, подумают и уходят умиротворенными. И вот эта умиротворенность, которую дает православный храм и его святыни, имеет огромное значение сегодня для людей, у которых часто неспокойно на душе и которые нуждаются во внутреннем духовном умиротворении.
- Ваше Святейшество, каким Вы видите взаимодействие церкви и государства в новом веке?
- В это десятилетие пришлось закладывать такие отношения между Церковью и государством, которых не было в истории России. Потому что до революции Церковь была государственным институтом - и это во многом вредило церкви. В послереволюционный период произошло отделение Церкви от государства, но грубое вмешательство государства во внутреннюю жизнь Церкви продолжалось. И вся деятельность Церкви была ограничена только, выражаясь законодательным языком, отправлением религиозного культа, - то есть совершением богослужения в тех ограниченных рамках, которые при власти безбожников были разрешены.
Сегодня церковь не вмешивается в политическую жизнь государства, государство - во внутреннюю жизнь Церкви. Правда, так происходит не во всех государствах бывшего Советского Союза. Во многих по инерции прежних лет государство вмешивается в жизнь Церкви, пытается диктовать. Но в Российской Федерации построение новых отношений удалось.
Государственным деятелям приходится считаться с мнением Церкви и прислушиваться к нему. И в этом мы видим залог того, что такие отношения надо строить и в других местах, потому что неполезно, когда Церковь бывает государственной Церковью. Она рано или поздно превратится в государственную структуру, и чиновники государственные будут вмешиваться во внутреннюю жизнь Церкви. Дело церковное должна совершать сама церковь без внешнего вмешательства.
- Ваше Святейшество, "Русский Дом" и все, кто любит Россию, поздравляем Вас с днем Вашего тезоименитства и искренне желаем Вам неоскудевающей помощи Божией в ваших неустанных молитвенных трудах. Здоровья Вам и многие лета на благо Русской Православной Церкви и России!
- Спасибо. Я в свою очередь желаю "Русскому Дому" в новом году, в начале нового века и нового тысячелетия помощи Божией в трудах по возрождению духа патриотизма, духа любви к своему Отечеству, к своей Родине. И помощи в нелегком делании, которое осуществляет "Русский Дом" по возвращению людей на дорогу, ведущую к храму Божию. Бог вам в помощь!