Россия - удел Пресвятой Богородицы
"БУДЕМ ПРЕОДОЛЕВАТЬ
РАЗДЕЛЕНИЯ!"
Беседа Александра Николаевича Крутова со
Святейшим Патриархом Московским и всея Руси
Алексием II
Александр Николаевич Крутов: - Ваше Святейшество, 2000 лет назад зажглась Вифлеемская звезда. Ее нет на небосклоне, по ней не сверяют курс корабли и самолеты, но для всего человечества она стала истинной путеводной звездой спасения. Она сияет уже 2000 лет, но, судя по нашим делам, по нашей жизни, к сожалению, еще много людей так и не знают, где искать эту Вифлеемскую звезду. Святейший Патриарх Алексий II: - В этом году мы отмечаем 2000 лет Рождества Господа нашего Иисуса Христа, и я думаю, все мы должны осознавать, что это не просто начало летоисчисления, но это момент пришествия на землю Спасителя мира, |
который пришел "нас ради, человек, и
нашего ради спасения". И на протяжении этих
минувших веков и тысячелетий для многих
действительно Вифлеемская звезда была
путеводной звездой, хотя и немало было попыток
заменить Вифлеемскую звезду на какую-нибудь
другую, ложную. Много испытаний выпало на долю
нашего народа. И хотелось бы верить, что, отмечая
2000-летие Рождества Христова, и наш народ, который
насильственно в течение 70 лет отторгался от
вечных непреходящих духовных ценностей Святого
Евангелия, принесенных Господом и Спасителем,
вернется к вечным ценностям христианства. Мы
отмечаем начало христианской веры. Вся наша
культура основана на христианских нравственных
ценностях. Это мы должны осознавать.
Что касается западного мира, то часто
секуляризация общества захватывает умы и
сознание людей, удаляя их и от веры, и от
активного участия в религиозной жизни. Но
вспомним празднование 1000-летия крещения Руси.
Когда мы готовились и за 5 лет до юбилея создавали
Комиссию по подготовке празднования 1000-летия
крещения Руси, нам говорили, что ни государство,
ни наука, ни общество, не будут принимать участия
в этом. Это внутренний церковный юбилей. Но
празднество вылилось во второе крещение Руси, в
осознание того, что у нас, у нашего народа, общая
православная Киевская купель.
И хотелось бы верить, что, отмечая 2000-летие
Рождества Христова, люди осознают, что для всех
нас Христос Спаситель является путем Истины и
Жизни. Если мы осознаем это и будем жить так, как
заповедал и учил Господь Спаситель, то в новый XXI
и новое тысячелетие мы вступим на прочных
христианских основах жизни и будем преодолевать
те разделения, те противостояния, ту
нетерпимость, с которыми мы постоянно
сталкиваемся сегодня.
- Для русских путеводная звезда Рождества
воссияла 1000 лет назад. Выбрав Православие, Россия
определила свою судьбу. Но сегодня
раздаются разные голоса, что это была ошибка.
- Да, раздаются такие голоса, что нужно
возвращаться к язычеству, возвращаться в то
дремучее средневековье или каменный век, в
котором мы когда-то жили. Я думаю, что именно
Православие дало нам русскую культуру, и именно
потому словосочетание русский человек является
синонимом слова "православный". Чего хотят
люди, зовущие нас вспять, к язычеству? Чтобы мы
заново проделали тысячелетний путь, который
прошла Россия, будучи не просто тесным образом
соединенной с Церковью, но будучи частью Русской
Православной Церкви и Святого Православия.
- У каждой нации свое предназначение.
Тысячелетняя история нашего государства
показывает, что такой путь для России -
оставаться главной опорой Вселенского
Православия. Именно эта идея созидала и
создавала могучее великое Государство
Российское. Сможем ли мы, сегодняшние, с нашей
духовной немощью выполнить эту задачу?
- Если мы оглянемся на нашу историю, то, я думаю,
что Православие всегда давало нашему народу и
силы, и мужество. Церковь не только всегда была со
своим народом, она была частью своего народа,
помогая и разделяя все его трудности и испытания.
Вряд ли какой-либо еще народ на земле испытал
столько вражеских нашествий с запада и востока,
как русский народ за период своей истории. Но он
выстаивал в этих трудностях и побеждал, потому
что духовное мужество давала ему его вера, его
преданность святому Православию, которую он
пронес через века, до трудных лет и десятилетий
испытаний XX века. В 60-м году в Швеции меня в прямом
эфире попросили ответить на несколько вопросов.
Один из них был: "Как вы мыслите будущее церкви
в коммунистическом государстве?" Я сказал, что
христианин должен быть всегда оптимистом и
верить в непреложность слов Христа Спасителя о
вечном пребывании Церкви Христовой на земле. И то
возрождение, которое сегодня Церковь переживает
в нашем Отечестве, я думаю, является
подтверждением того, что 70 лет безбожия не смогли
сломить духа народа, его веры, которая оставалась
в сознании и душе народа, что народ наш - воистину
Богоносец. Недаром говорится о том, что Пречистая
Богоматерь является Покровительницей земли
нашей, что Россия является домом Божией Матери.
Сколько святых храмов освящено и посвящено в
честь Божией Матери, сколько святых намоленных
чудотворных икон, пред которыми люди земли нашей
получали и утешение, и укрепление, и духовную,
моральную поддержку во время вражеских
нашествий! Сколько людских потерь пришлось нам
понести в этом веке в результате двух мировых
войн, гражданской войны, революций, репрессий!
Эти потери неисчислимы. Но вот в конце XX века
происходит возвращение людей к вере. Разве не
чудо, что за 10 лет более 132 тысяч храмов построено,
реставрировано, в них возобновлена
богослужебная жизнь? И, вступая в XXI век, хотелось
бы верить, что наш народ своим терпением и своей
верой заслужил лучшей доли в новом веке и это
будет век мира и согласия для нашего народа,
веком духовного возрождения. Потому что без
этого не будет сильного великого государства,
каким Россия была на протяжении своей
тысячелетней истории.
- Ваше Святейшество, на рубеже тысячелетий
многие люди говорят, что раз сейчас создается
новый мировой порядок, то, как говорится, сама
история, сами обстоятельства заставляют
объединить все религии, конфессии, в частности,
Православие и католицизм, и это якобы прогресс,
это будущее. Как вы считаете, возможно ли это и,
главное, нужно ли это для нас, для России?
- Я думаю, что, создавая объединенную Европу,
идеологи "нового мирового порядка" хотели
бы, чтобы и Восток, и Запад растворились бы в этой
объединенной Европе. Мы не против, и мы не
возражаем против нашего участия в объединенной
Европе. Но мы хотим сохранить и свою национальную
культуру и свое историческое бытие и свою Веру.
Россия была великой державой и она должна быть
великой державой. Сегодня, может быть, не так
считаются с Россией, как прежде, но просторы
России ее богатства, ее недра и люди,
составляющие главное ее богатство, не согласны с
тем, чтобы раствориться в "новом мировом
порядке".
- Ваше Святейшество, вы сказали, что XXI век мы
должны сделать Православным веком. Одни это
восприняли как призыв к действию, другие
засомневались, третьи говорят: да ладно, что вы
тут придумываете? На чем основана Ваша
уверенность, что нам по плечу такая задача?
- В первую очередь мы должны возродить святое
Православие в своей стране. Говоря о
Православном веке, я, прежде всего, имел в виду
Россию и славянские государства, особенно те, что
раньше входили в состав единой Российской
державы, Российской империи. Увлечение, которому
подверглись на первых порах демократии наши
сограждане, когда различные секты и
псевдорелигиозные течения пытались заполнить
тот духовный вакуум, который образовался в душах
людей, постепенно уходит. Люди покидают эти
секты, и приблизительно каждый квартал мы
принимаем около ста человек с искалеченными
душами и психикой, которые хотя вернуться снова в
лоно святого Православия, испытав на себе, на
своем горьком опыте, что значит это
"увлечение"... Помочь нашему народу
вернуться к Православию, я думаю, первостепенная
задача сегодня. Мы должны не ждать, когда к нам
придут, а выходить к людям. Мне как-то один из
наших государственных деятелей сказал: вы
счастливый, что общаетесь с людьми. Я спросил:
"А кто вам запрещает общаться с людьми?"
Иногда мне говорят, - мое же окружение - вот вы
долго помазываете освященным елеем на всенощном
бдении, вы долго причащаете, вы себя должны
беречь. Но когда я 500 или больше людей помажу
освященным елеем и скажу им: "Храни вас
Господь, с праздником", - людям эта поддержка на
их нелегком жизненном пути. Церковь сегодня
пользуется авторитетом еще и потому, что она
открыта для всех, не политизирована. Мы не можем
поддерживать какое-то движение или объединение,
мы равно открыты всем. В каждом движении и в
каждой партии сегодня есть верующие,
православные люди, которые ждут от церкви
поддержки и помощи. Трогательно видеть как во
внебогослужебное время идут в храмы люди.
Постоят, поставят свечку, помолятся, подумают и
уходят умиротворенными. И вот эта
умиротворенность, которую дает православный
храм и его святыни, имеет огромное значение
сегодня для людей, у которых часто неспокойно на
душе и которые нуждаются во внутреннем духовном
умиротворении.
- Ваше Святейшество, каким Вы видите
взаимодействие церкви и государства в новом
веке?
- В это десятилетие пришлось закладывать такие
отношения между Церковью и государством, которых
не было в истории России. Потому что до революции
Церковь была государственным институтом - и это
во многом вредило церкви. В послереволюционный
период произошло отделение Церкви от
государства, но грубое вмешательство
государства во внутреннюю жизнь Церкви
продолжалось. И вся деятельность Церкви была
ограничена только, выражаясь законодательным
языком, отправлением религиозного культа, - то
есть совершением богослужения в тех
ограниченных рамках, которые при власти
безбожников были разрешены.
Сегодня церковь не вмешивается в политическую
жизнь государства, государство - во внутреннюю
жизнь Церкви. Правда, так происходит не во всех
государствах бывшего Советского Союза. Во многих
по инерции прежних лет государство вмешивается в
жизнь Церкви, пытается диктовать. Но в Российской
Федерации построение новых отношений удалось.
Государственным деятелям приходится считаться с
мнением Церкви и прислушиваться к нему. И в этом
мы видим залог того, что такие отношения надо
строить и в других местах, потому что неполезно,
когда Церковь бывает государственной Церковью.
Она рано или поздно превратится в
государственную структуру, и чиновники
государственные будут вмешиваться во внутреннюю
жизнь Церкви. Дело церковное должна совершать
сама церковь без внешнего вмешательства.
- Ваше Святейшество, "Русский Дом" и все,
кто любит Россию, поздравляем Вас с днем Вашего
тезоименитства и искренне желаем Вам
неоскудевающей помощи Божией в ваших неустанных
молитвенных трудах. Здоровья Вам и многие лета на
благо Русской Православной Церкви и России!
- Спасибо. Я в свою очередь желаю "Русскому
Дому" в новом году, в начале нового века и
нового тысячелетия помощи Божией в трудах по
возрождению духа патриотизма, духа любви к
своему Отечеству, к своей Родине. И помощи в
нелегком делании, которое осуществляет
"Русский Дом" по возвращению людей на
дорогу, ведущую к храму Божию. Бог вам в помощь!